Программа психолого-педагогического сопровождения тревожных детей дошкольного возраста

Разделы: Работа с дошкольниками


В Концепции дошкольного воспитания подчеркивается - “дошкольное воспитание сверху донизу должно быть пронизано заботой о физическом здоровье ребёнка и его психическом благополучии”. Дошкольный возраст – это важнейший период, когда закладываются основы здоровья будущего взрослого человека. Именно в этот период происходит созревание и совершенствование жизненных систем и функций организма, приобретаются привычки, представления, черты характера.

Гармоничное развитие личности ребёнка, успешность во взрослой жизни возможны при наличии здоровья, определяемого Всемирной организацией здравоохранения как состояние физического, психического и социального благополучия ребёнка.

Психическое здоровье – фундамент духовного развития ребёнка. В последнее время отмечается рост пограничных нервно-психических расстройств у детей и подростков. Доказано, что между душевным равновесием и физическим здоровьем существует тесная взаимосвязь, а положительное состояние относится к числу важнейших условий развития личности. Современные условия общества, нестабильность в семейных взаимоотношениях и ранняя интеллектуализация способствуют проявлению нарушений в эмоциональном развитии дошкольника, которые обостряют чувствительность ребенка, повышают уровень тревожности, ведут к невротизации. Обусловлена тревожность склонностью к беспокойству и волнениям, приходящим к ребенку извне, из мира взрослых, из системы тех отношений, которые задаются родителями в семье, воспитателями, детьми в межличностном взаимодействии.

Наш опыт работы в дошкольных образовательных учреждениях показывает, что около 40% детей старшего дошкольного возраста имеют высокий уровень тревожности, в ситуациях, связанных с общением со сверстниками, взрослыми. По данным анализа консультационного приема педагогов и родителей 30 % обращений в психологическую службу образования связаны с повышенной тревожностью и отчужденностью детей в семье. Родители и воспитатели отмечают характерную для этих детей “мнительность”, “чувствительность”, “боязнь”. Современная медицина утверждает, что 30-40 % хронических заболеваний имеет психогенную основу.

Тревожность, как фактор эмоциональной нестабильности, выступает дезадаптивным моментом, препятствующим развитию эмоционально-волевой, познавательной сферы и становлению эмоционально-личностных образований. Особенно опасным в этом отношении, является старший дошкольный возраст, сопровождаемый кризисом развития и сменой социальной ситуации. Поэтому проблема детской тревожности и в особенности ее коррекции на современном этапе является весьма актуальной.

Проблеме тревожности посвящено большое количество исследований, из самых разных областей науки и практики: психологии и психиатрии, биохимии, физиологии, философии, социологии. Все это в большей степени относится к западной науке. В отечественной литературе исследований по проблеме тревожности довольно мало, и они носят достаточно фрагментарный характер. Сравнительно большое количество работ посвящено детям 5-8 лет (что во многом связано с проблемой готовности к школе).

При оценке состояния проблемы тревожности в психологической науке отмечаются две тенденции. С одной стороны, неопределенность, многозначность и неясность понятия психологической природы “тревожности”. Различают тревожность как эмоциональное состояние (ситуативная тревога) и как устойчивую черту личности, индивидуальную психологическую особенность, проявляющуюся в склонности к частым и интенсивным переживаниям состояния тревоги (Ханин Ю.Л.), Н.В. Имедадзе связывает тревожность с неудовлетворением ведущих потребностей, А.М. Прихожан рассматривает тревожность как личностное образование. А.И. Захаров считает, что у старших дошкольников тревожность еще не является устойчивой чертой характера и при проведении психолого-педагогической коррекции относительно обратима.

С другой стороны, на практическом уровне (когда речь идет о влиянии состояния тревоги, о саморегуляции этого состояния, о “работе с тревогой”, способах ее преодоления и т.п.) существует достаточное согласие. Как профилактическая, так и коррекционная работа, связанная с тревожностью включает пять взаимосвязанных направлений:

  1. Психологическое просвещение родителей;
  2. Психологическое просвещение педагогов;
  3. Обучение родителей и педагогов конкретным способам преодоления повышенной тревожности у детей;
  4. Непосредственная работа с детьми, ориентированная на выработку и укрепление уверенности в себе, умения вести себя в трудных ситуациях;
  5. Помощь и поддержка психолога за пределами обучающей ситуации.

Таким образом, важно организовать комплексную работу, направленную на профилактику нарушений психологического здоровья детей и коррекцию уже имеющихся. Составленная нами программа психолого-педагогического сопровождения тревожных детей направлена на укрепление психологического здоровья детей дошкольного возраста и ориентирована на решение некоторых проблем в развитии ребенка.

Цель программы: коррекция уровня тревожности детей старшего дошкольного возраста в рамках психолого-педагогического сопровождения.

Создание и внедрение практико-ориентированной программы психолого-педагогического сопровождения предполагает гуманизацию педагогического процесса и методов воспитания детей. Его суть составляет озабоченность жизнью детей, их проблемами, их трудностями, их переживаниями и стремлениями, обращённость к подлинному, реальному “Я” ребёнка.

Подчёркивая деятельностную направленность этого подхода, “ориентацию не на объект, а на работу с ним”, М.Р.Битянова главное видит “в том, чтобы организовать сотрудничество с ребёнком, направленное на его самопознание, поиск путей самоуправления внутренним миром и системой отношений”. Гуманистический подход предполагает создание психолого-педагогических условий для целостного развития внутренних задатков ребёнка, его духовных и познавательных потребностей.

Задачи программы:

  1. Расширение возможностей понимания тревожного ребенка значимыми взрослыми;
  2. Выработка родителями и педагогами эффективных навыков взаимодействия с тревожным ребенком;
  3. Оказание помощи педагогам в создании условий для гармонизации эмоционально-личностного развития ребенка.

Критерии эффективности программы:

  • снижение тревожности;
  • снижение количества страхов;
  • повышение уверенности в себе;
  • повышение психолого-педагогической компетенции взрослых.

Организация комплексного подхода (психолог-педагог-родитель), наполнение его определенным содержанием, знанием теорий, умениями осуществлять психолого-педагогическую поддержку тревожных дошкольников, способствует решению определенных задач, направленных на снижение высокого уровня тревожности у старших дошкольников, помощь ребёнку в становлении уверенности и самостоятельности, обучение детей конструктивному взаимодействию с окружающим миром и приобретение навыков социально приемлемых способов поведения.

Этапы психолого-педагогического сопровождения тревожного ребенка:

1 этап - диагностический.

Цель: выявление тревожных детей и причин, обуславливающих эмоциональную нестабильность (анкетирование).

Диагностика.

Опытный воспитатель в первые же дни знакомства с детьми поймет, кто из них обладает повышенной тревожностью. Однако прежде чем делать окончательные выводы, необходимо понаблюдать за ребенком, вызывающим опасения, в разные дни недели, во время обучения и свободной деятельности, в общении с другими детьми.

Первым шагом психолога в работе с тревожным ребенком должно стать выяснение возможных причин такого поведения. Необходимо попытаться собрать как можно более полную информацию о поведение ребенка в группе ДОУ, дома, в общественных местах. С этой целью можно использовать следующие диагностические методы:

  • Наблюдение;
  • Беседа и анкетирование родителей и воспитателей;
  • Проективные методики.

Данный вариативный диагностический пакет позволит психологу разобраться в причинах тревожности ребенка и наметить дальнейшую работу с ним:

Участники Метод, автор
Дети
  1. “Рисунок семьи” Хоментаускас Г.Т.
  2. “Тест тревожности” Р.Тэммл, М.Дорки, В.Амен
  3. “Страхи в домиках” модификация Панфиловой М.А. (углубленная диагностика)
Родители
  1. Опросник “Критерии определения тревожности у ребенка” П. Бейкер, М. Алворд
  2. Опросник для выявления тревожности у ребенка Г.П. Лаврентьевой и Т.М. Титаренко
  3. Опросник “АСВ”, авт. Э.Г.Эйдемиллер, В.В. Юстицкий (углубленная диагностика)
  4. Тест на оценку уровня тревожности А.И.Захарова (углубленная диагностика)
Педагоги
  1. Опросник “Критерии определения тревожности у ребенка” П. Бейкер, М. Алворд
  2. Опросник для выявления тревожности у ребенка Г.П. Лаврентьевой и Т.М. Титаренко
  3. Методика “Эмоционально-цветовой аналогии” А. Лутошкин (углубленная диагностика)

2 этап - реализация мероприятий по устранению выявленных проблем.

Цель: профилактика и коррекция тревожности у детей старшего дошкольного возраста.

Учебно-тематический план:

Формы работы Всего часов Дети Родители Педагоги
Групповые занятия 28 ч 26 занятий по 30 м. 10 встреч по 1,5 ч  
Групповые консультации 3 ч   2 встречи по 1,5 ч.  
Семинары-практикумы 7,5 ч     5 занятия по 1,5 ч.
Итого: 38,5 ч

Предлагаем Вашему вниманию занятие из цикла семинаров для педагогов (см. Приложение).

3 этап – диагностический.

Цель: определение эффективности проведенных мероприятий (повторная диагностика).

Основные блоки программы:

Диагностический блок. Цель - первоначальная психодиагностика ребенка, детско-родительских взаимоотношений, воспитателей. Для отслеживания результативности проведенной работы диагностика может быть проведена после окончания программы сопровождения.

Информационный блок. Цель - раскрытие конкретного содержания тех вопросов, которые включает данная проблема.

Коррекционный блок. Цель – гармонизация и оптимизация эмоционально-личностной сферы ребенка, формирование и закрепление эффективных навыков взаимодействия с тревожным ребенком педагогов и родителей, расширение возможностей понимания ими тревожного ребенка.

Технологии, методы и приемы, используемые в данной программе:

  • Сказкотерапия.

Активизация ресурсов, потенциала личности, осознание чувств, эмоций.

  • Игротерапия.

Используется для снижения напряженности, мышечных зажимов, тревожности, страхов и повышения уверенности в себе.

  • Телесная терапия.

Способствует снижению мышечных зажимов, напряжения, тревожности.

  • Арт-терапия.

Актуализация страхов, повышение уверенности, развитие мелкой моторики, снижение тревожности.

  • Релаксация.

Подготовка тела и психики к деятельности, сосредоточение на своём внутреннем мире, освобождение от излишнего нервного напряжения.

  • Концентрация.

Сосредоточение на своих зрительных, звуковых и телесных ощущениях, на эмоциях, чувствах и переживаниях.

  • Функциональная музыка.

Успокаивающая и восстанавливающая музыка способствует уменьшению эмоциональной напряжённости, переключает внимание.

Кроме этого в работе используется множество игр, упражнений и сказок, задействующих интеллект и эмоции, тело и душу, сознание и бессознательное таких авторов как: А.И.Захаров, Е.В.Карпова, Н.Л.Кряжева, Е.К.Лютова, Н.М.Погосова, Н.Ю.Хрящева, О.В.Хухлаева, М.И. Чистякова, Г.Д.Черепанова, И.В.Шевцова, К.Фопель. Игры для педагогов подбирались с учетом возрастной категории детей, с которыми они работают.

Литература:

  1. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М.: Просвещение, 1968.
  2. Выготский Л.С. Соч.: В 6 т. Т. 3,4. – М. Педагогика, 1983,1984.
  3. Захаров А.И. Как помочь нашим детям избавиться от страха. – СПб.: Гиппократ, 1995.
  4. Захаров А.И. Что сниться нашим детям: Как избавиться от страхов. – СПб.: Дельта, 1997.
  5. Изард К. Эмоции человека. – М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1980.
  6. Манова-Томова В.С.Пирьов Г.Д.Пенушлиева Р.Д. Психологическая реабилитация при нарушениях поведения в детском возрасте. – София: Медицина и физкультура, 1981.