ЦЕЛИ:
- Закрепление значения числа 10, счета в пределах 10, навыки решения задач.
- Уточнить план действия при решении текстовых задач, работать над умением проводить их самостоятельный анализ.
- Развивать речь, логическое мышление, математические способности.
- Воспитывать трудолюбие, аккуратность, прилежание.
ОБОРУДОВАНИЕ: магнитофон , кассета, 7 ключиков, ряд чисел от 1 до 20, таблички: “Работа по учебнику”, “Итог урока”, “Самостоятельная работа”, “Устный счет”, картинки с изображением трех поросят, волка, замок с составом числа, телеграмма, иллюстрация с изображением полянки, желуди.
ХОД УРОКА
1. ОРГАНИЗАЦИОННОЕ НАЧАЛО УРОКА.
- Долгожданный дан звонок -
Начинается урок.
2. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА.
- Ребята, сегодня у нас урок математики. Мы с вами закрепили состав числа 10. поучимся выполнять различные задания на сложение и вычитание в пределах 10, поучимся решать задачи и составлять их по иллюстрациям, и решать уравнения.
Сегодня к нам на урок прислали телеграмму герои из сказки “Три поросенка”:
“Здравствуйте, ребята! Пишут вам Нуф-нуф, Наф-наф и Ниф-ниф. Волк заманил нас к себе в замок и закрыл за семью дверями, за семью замками. Мы его так просили отпустить нас, что волк уступил нам и согласился, но с одним условием: если мы справимся со всеми заданиями, которые волк нам предложит. Помогите, пожалуйста!
Ваши поросята”
- Поможем поросятам?
Волк предлагает им следующие виды работ:
- Самостоятельная работа.
- Итог урока.
- Устный счет.
- Закрепление изученного.
(Совместно с учителем дети определяют последовательность)
- С какого задания начнем?
- Почему?
- Какое следующее задание хотели бы начать?
Почему? А потом?
3. МОТИВАЦИЯ
- Как вы настроены, поработать сегодня?
- Оцените свою активность. На полях нарисуйте шкалу самооценки. Одна шкала активности, а другая шкала - правильности.
4. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ
Устный счет
- Ребята, для того чтобы открыть 1 дверь и достать ключ, надо выполнить следующее задание.
- Вы выбрали первым устный счет. Вот и давайте начнем работу с “гимнастики” мозга, а для этого сосчитаем до 20 и обратно.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20
- Что происходит при счете до 20? (каждое последующее число увеличивается на единицу)
- А при обратном счете? (каждое предыдущее число уменьшается на единицу)
- Назовите числа, которые стоят между 6 и 10
- Какое число находится правее 9 и левее 11?
- Расскажите все, что знаете о числе 10. (1 ключ)
- А как можно получить10?
Давайте решим задачи:
- У Ниф-ниф было 7 морковок и 3 огурца. Сколько овощей у Ниф-ниф?
- Что известно?
- Что надо узнать?
- Какое выражение составили? (7+3=10)
- Назовите в выражении целое и части.
- Как найти целое? Как найти часть?
- А почему получилось 10? (число 10 состоит из 7 и 3)
- Значит 10 – это сколько и сколько? (10 – 7 и 3)
(Учитель отмечает на замке)
- Наф-наф собрал 6 желудей, а Нуф-нуф 4 желудя. Сколько всего желудей они собрали?
(Аналогично) 6+4 = 10
- Число 10 состоит из чисел 6 и 4. Так значит 10 это сколько и сколько?
- Наф-наф собрал с грядки 8 помидоров, а потом еще 2. Сколько стало?
(Аналогично) 8 + 2 =10
- Так 10 это сколько и сколько? (10 – 8 и 2)
- В корзине у поросят было 1 яблоко и 9 груш. Сколько всего фруктов?
(Аналогично) 1 + 9 =10
- 10 – это сколько и сколько? (10 – это 1 и 9)
- У Ниф-ниф 5 картошин. Он выкопал столько же. Сколько картошин стало у Ниф-нифа?
(Аналогично) 5 + 5 =10
- 10 – это сколько и сколько? (10 – 5 и5)
- Как же можно получить число 10?
(читаем хором после заполнения замка)
- Ребята, вот и помогли мы поросятам открыть 2 дверь (2 ключ)
4. ПОВТОРЕНИЕ И ЗАКРЕПЛЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО.
- Посмотрите на доску. Перед вами иллюстрация полянки с грибами. Попробуйте составить задачи по выражениям:
4 + 6 | 3 + 7 | |
10 – 4 | 10 – 7 | (3 ключ) |
- Молодцы! Вот мы преодолели и 3 дверь, а теперь давайте немного отдохнем.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Песня “трех поросят”.
- Ребята откройте учебник на стр. 43 и прочитайте внимательно задачу под номером 6.
- О ком в ней говорится?
- Что известно из условия? Заполните схему.
- Что нужно найти? Это часть или целое?
- Как найти часть?
- Какое выражение получили?
Запишите решение самостоятельно. (4 ключ)
- Молодцы! Открыли 4 дверь подходим к 5 двери.
№7 стр. 43
- Давайте по чертежу составим и запишем уравнения.
- Что обозначает Х в каждом уравнении?
- Как найти часть?
- Почему удобен числовой отрезок? Докажите.
- Чему равен корень? Запишите.
А) и Б) вместе.
В) - 1 вариант
Г) - 2 вариант (проверка) (5 ключ)
- Посмотрите на числовые отрезки и скажите, как можно получить число 10?
- А какого случая здесь нет. (1 и 9)
- А чтобы открыть 6 дверь, вам необходимо составить свое уравнение.
- Работа по учебнику закончилась, и мы добрались до последнего задания, наверное, самого трудного, давайте к нему подготовиться.
ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ МИНУТКА.
“Шапка умника”.
- Встали, надели “шапку умника” и помассировали ушные раковины. Начинаем массировать с мочек ушей и идем вверх, массируем вниз, вверх, вниз.
Хорошо помассировали? Теперь взялись за верхние краешки ушей, потянули их вниз, как будто надеваете “шапку умника”. И эта “шапка умника” поможет вам справиться с самостоятельной работой.
- Садитесь тихонько.
5. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА.
- Вот нам и осталось открыть последнюю, седьмую дверь.
У каждого из поросенка свое задание. Посмотрите внимательно на доску.
4 + 6 = | + 2 = | + =10 | |
10 – 3 = | 5 + =10 | 10 - - = | |
7 + 3 = | - 6 = 4 | 3 + + = 10 | (7 ключ) |
Нуф-нуф | Ниф-ниф | Наф-наф |
- Выберите себе задание, с которым вы считаете, что можете справиться сами.
- Встаньте, кто выбрал задание Нуф-нуфа? Ниф-нифа? Наф-нафа?
(После того, как дети выполнят самостоятельно, проверяем, все вместе)
- Молодцы, ребята, и с эти заданием вы справились. Вот мы и открыли последнюю дверь. Теперь поросятам ничего не грозит. И они побежали домой, а вам оставили в благодарность свое самое дорогое – желуди.
(Учитель раздает детям желуди)
6. ИТОГ УРОКА.
- Наш урок подошел к концу. Вы спасли поросят. А что вы для этого сделали?
- Посмотрите каждый на свою шкалу самооценки, где вы вначале урока отмечали свою активность и правильность ответов. Теперь на этой шкале оцените, как работали в течении урока.
Встаньте все красиво. Всем большое спасибо.