Урок русского языка в 3-м классе по теме: "Обобщение знаний о составе слова"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  1. Уточнение знаний о составе слова; умение анализировать слова по составу.
  2. Навыки правильного употребления в речи фольклорных слов, выражений.
  3. Учить детей видеть красоту природы; забота о птицах.

Оборудование: Выставка книг о зиме; картина “ Птицы в зимней столовой ”; книга “ Какого снег цвета ”; “ снежинки” с заданиями.

План:

I. Организационный момент.

II. Основная часть:

а) Сообщение темы:

- сегодня мы закрепим наши знания о составе слова.

б) Фольклорный момент.

- работать будем не одни, к нам пришли гости. Угадайте кто?

- “Тройка – тройка прилетела
Скакуны в той тройке белы.
А в санях сидит царица
Белокоса, белолица
Как махнула рукавом
Все покрыла серебром”. /Зима./

- Зима – какая она? / ответы детей/

- Хорошо, запишем предложение о зиме из фольклора.

- Зимушка-красавица от души старается.

(разбор по членам, работа в тетрадях)

- Зима не одна пришла, а с подружками. Кто они?

- Зимой звезда. Весной – вода. / Снежинка./

- Снежинки принесли задания. Выполним их - цели нашего урока будут выполнены.

в) Обобщение знаний детей о составе слова.

Выполняем задание снежинок:

1. Какие три зимних месяца вы знаете? /ответы детей/

Запишем в тетрадях.

Декабрь – ветрозим, стужайло.

Январь – снеговик, просинец.

Февраль – можень, бокогрей.

Выделенные слова разберите по составу. /ответы детей/

2. Задание второй снежинки.

- Отгадайте загадки, запишите отгадки, разберите слова по составу.

- Шуба бела, весь свет одела. (Снег)

- Чернокрылый, красногрудый,

не боится он простуды. (Снегирь)

- Без рук рисует, без зубов кусает. (Мороз)

- Не большие морозы по утрам. (Заморозки)

- Без топора построен мост на тысячу верст. (Лед)

- Какой была избушка у лисы из сказки “Заяц и лиса”? (Ледяной)

- Дерево – зимой и летом одним цветом. (Ель)

Проверим. Назовите слово, в котором есть все части слова. (Заморозки)

Отвечаем на вопросы:

Что такое

  • корень?
  • приставка?
  • суффикс?
  • окончание? (ответы с примерами)

Физкультминутка.

Игра в “снежки”. Обучающийся, получивший “снежок”, говорит пословицу о зиме.

г) Работа над ранее пройденным материалом.

Выполняем задание третьей снежинки:

- Запишите пословицу: Зима богата снегом.

Задание дает четвертая снежинка:

- Какого цвета снег?

Рассмотрим картинки к книге “ Какого снег цвета”.

Запишем.

Снег – голубой, синий, золотистый, белый, тусклый, серый, грязный.

- Много красоты в зимней природе. Художники это увидели и нам показали.

Мы этому с вами учимся.

Людям и зимой хорошо: весело, тепло, сытно. А кому зимой трудно? (ответы детей)

Задание пятой снежинки:

- Как помочь птицам? (ответы детей)

- Рассмотрим картину “Птицы в зимней столовой”. Составим предложения. (ответы детей)

- Запишем самое удачное предложение:

На школьную кормушку прилетает много птиц.

Дополните следующее:

Наши гости: …………………... (Дети пишут название птиц самостоятельно, не меньше трех).

Зима благодарит вас за заботу о птицах. (Читаю открытку).

- Молодцы! Выполнили все задания. Зимушка рада, снежинки тоже. Я довольна вашими знаниями.

III. Заключительная часть.

Подведение итогов. Оценка. Домашнее задание.

Зима оставила “Загадочную коробку”. Заглянем в коробку. Да тут вам подарки! Это закладки с птицами.

Задание: Написать дома сочинение о любой зимующей птице.