Цели:
- Уточнение знаний о составе слова; умение анализировать слова по составу.
- Навыки правильного употребления в речи фольклорных слов, выражений.
- Учить детей видеть красоту природы; забота о птицах.
Оборудование: Выставка книг о зиме; картина “ Птицы в зимней столовой ”; книга “ Какого снег цвета ”; “ снежинки” с заданиями.
План:
I. Организационный момент.
II. Основная часть:
а) Сообщение темы:
- сегодня мы закрепим наши знания о составе слова.
б) Фольклорный момент.
- работать будем не одни, к нам пришли гости. Угадайте кто?
- “Тройка – тройка прилетела
Скакуны в той тройке белы.
А в санях сидит царица
Белокоса, белолица
Как махнула рукавом
Все покрыла серебром”. /Зима./
- Зима – какая она? / ответы детей/
- Хорошо, запишем предложение о зиме из фольклора.
- Зимушка-красавица от души старается.
(разбор по членам, работа в тетрадях)
- Зима не одна пришла, а с подружками. Кто они?
- Зимой звезда. Весной – вода. / Снежинка./
- Снежинки принесли задания. Выполним их - цели нашего урока будут выполнены.
в) Обобщение знаний детей о составе слова.
Выполняем задание снежинок:
1. Какие три зимних месяца вы знаете? /ответы детей/
Запишем в тетрадях.
Декабрь – ветрозим, стужайло.
Январь – снеговик, просинец.
Февраль – можень, бокогрей.
Выделенные слова разберите по составу. /ответы детей/
2. Задание второй снежинки.
- Отгадайте загадки, запишите отгадки, разберите слова по составу.
- Шуба бела, весь свет одела. (Снег)
- Чернокрылый, красногрудый,
не боится он простуды. (Снегирь)
- Без рук рисует, без зубов кусает. (Мороз)
- Не большие морозы по утрам. (Заморозки)
- Без топора построен мост на тысячу верст. (Лед)
- Какой была избушка у лисы из сказки “Заяц и лиса”? (Ледяной)
- Дерево – зимой и летом одним цветом. (Ель)
Проверим. Назовите слово, в котором есть все части слова. (Заморозки)
Отвечаем на вопросы:
Что такое
- корень?
- приставка?
- суффикс?
- окончание? (ответы с примерами)
Физкультминутка.
Игра в “снежки”. Обучающийся, получивший “снежок”, говорит пословицу о зиме.
г) Работа над ранее пройденным материалом.
Выполняем задание третьей снежинки:
- Запишите пословицу: Зима богата снегом.
Задание дает четвертая снежинка:
- Какого цвета снег?
Рассмотрим картинки к книге “ Какого снег цвета”.
Запишем.
Снег – голубой, синий, золотистый, белый, тусклый, серый, грязный.
- Много красоты в зимней природе. Художники это увидели и нам показали.
Мы этому с вами учимся.
Людям и зимой хорошо: весело, тепло, сытно. А кому зимой трудно? (ответы детей)
Задание пятой снежинки:
- Как помочь птицам? (ответы детей)
- Рассмотрим картину “Птицы в зимней столовой”. Составим предложения. (ответы детей)
- Запишем самое удачное предложение:
На школьную кормушку прилетает много птиц.
Дополните следующее:
Наши гости: …………………... (Дети пишут название птиц самостоятельно, не меньше трех).
Зима благодарит вас за заботу о птицах. (Читаю открытку).
- Молодцы! Выполнили все задания. Зимушка рада, снежинки тоже. Я довольна вашими знаниями.
III. Заключительная часть.
Подведение итогов. Оценка. Домашнее задание.
Зима оставила “Загадочную коробку”. Заглянем в коробку. Да тут вам подарки! Это закладки с птицами.
Задание: Написать дома сочинение о любой зимующей птице.