Можем ли мы услышать живопись?

Разделы: Музыка, МХК и ИЗО


Цель урока: Формирование и развитие представлений о тесной взаимосвязи различных видов искусства (музыки и изобразительного искусства).

Задачи:

  • Образовательная - формирование у учащихся представления о музыкальности изобразительного искусства через поиск ответа на проблемный вопрос.
  • Воспитательная – воспитание творческого начала в деятельности детей.
  • Развивающая – развитие психических процессов (внимание, воображение и мышление) через восприятие и анализ творчества художников, композиторов, исполнителей.

Методы:

  • Наблюдение за музыкой.
  • Импровизация.
  • Сопереживание.
  • Обобщение.
  • Опережающее обучение, “забегание вперёд”.
  • Размышление.
  • Проблемный вопрос.

Предполагаемый результат: Творческие работы учащихся, отражающие личностное восприятие музыкального произведения и создание “звучащей картины”.

Содержание урока

Оргмомент.

Приветствие учителя (поёт): Здравствуйте, ребята!

Учащиеся (поют): – “Здравствуйте! (трезвучие)

I. Определение темы урока.

Учитель: Я рада вас видеть. Не скрою, что я ждала этот урок. Садитесь. Ребята, как вы думаете, о чём мы будем сегодня говорить? Посмотрите: на доске нет темы урока.

Ответы детей.

Хорошо, пусть о теме нашего урока нам расскажет песня, слушайте и отгадывайте.

Звучит песня Г. Гладкова, сл. Ю. Энтина - “Песня о картинах”.

Дети прослушивают куплеты и отвечают на вопросы, помогая учителю.

Учитель: О чём эта песня?

Дети: О пейзаже, о натюрморте, о портрете.

Учитель: К какому виду искусства относятся эти понятия?

Дети: Изобразительному, живописи.

Учитель: Но ведь мы с вами пришли на урок музыки, причём здесь живопись и изобразительное искусство? Ребята, я предлагаю сегодня на уроке ответить на вопрос (на экране телевизора) “Можем ли мы услышать живопись?”.

Идёт обсуждение.

Учитель: “Вы обратили внимание, что у нас новая экспозиция репродукций, есть ли в ней жанр портрета, пейзажа, натюрморта?”.

Обсуждение, обмен мнениями.

Учитель: Перед вами репродукции великих русских художников И. Грабаря, И. Шишкина, И. Брюлова, В. Серова. С творчеством этих художников мы ещё встретимся, а сейчас…

II. Размышления над картиной.

Вывешивается на доске картина А. И Куинджи “Вечер на Украине”.

Учитель: Что вы видите на картине?

Какой жанр живописи изображён?

Какие цвета использует художник для создания этой картины?

Какое время года и суток изображено на картине?

Можем ли мы услышать эту картину?”

Дети рассматривают картину.

Диалог. Обсуждение.

Учитель: Ребята, давайте послушаем, как звучит полдень нашего дня. Что вы услышите?

Дети слушают.

Ответы детей

Игра “Послушай тишину!”

Учитель: Давайте попробуем озвучить картину А. И. Куинджи “Вечер на Украине”.

Импровизация “Прислушайся к картине”

Дети - определяют звуки летнего вечера: лёгкий ветерок, шелест листвы, кваканье лягушек, всплески воды, крики испуганных птичек, пение из деревеньки, тишина.

Учитель. Руководит процессом озвучивания. Поёт “Колыбельную” М. Ю. Лермонтова.

Учитель: “Как вы думаете, у нас получилось? Смогли ли мы услышать как звучит картина А. И Куинджи “Вечер на Украине”?

Дети. Отвечают.

Учитель. (Предлагает ребятам новую иллюстрацию М. Б. Грекова “Тачанка”). “Что изображено на этой картине?”

Дети рассматривают, обсуждают. Кони, которые мчатся, повозка, поле, сухая трава, несколько повозок. Это погоня!

Учитель: Можно ли услышать эту картину? (пояснения учителя). Это картина художника

М. Б Грекова “Тачанка”.

Тачанка была очень грозным оружием в годы гражданской войны. Представьте, как сильно мчат четыре запряжённые в телегу лошади, а на телеге установлен пулемёт “Максим”. Догнать такую телегу очень трудно.

Знаем ли мы песню, которая могла бы отобразить эту картину?

Дети. Да, это песня Я. Френкеля “Погоня”.

Учитель. Сопровождение за инструментом.

Дети. Поют. Исполнение песни Я. Френкеля “Погоня”.

Учитель: Как вы считаете, смогли ли мы отобразить характер,… , настроение картины в песне?

Давайте попробуем усилить, украсить наше исполнение небольшим оркестром.

Дети. Выбирают по желанию квартет для сопровождения песни. Отвечают.

Исполнение с учителем и оркестром.

ИТОГ: обсуждение исполнения в сопровождении квартета, оценка учащихся.

III. Релаксация.

Звучит “Размышление” Ж. . Массне.

Учитель: Прошу всех положить руки на стол и опустить голову. Мы расслабляемся и отдыхаем.

На доске портрет композитора Л. Ван Бетховена “Лунная соната”.

Учитель. Ребята, медленно поднимаем голову и открываем глаза.

IV. Создаём звучащую картину.

Учитель: Как вы думаете, сможем ли мы с вами написать звучащую картину?

Дети. Думаем сможем.

Учитель: Перед вами чистый лист, сейчас я исполню для вас красивое музыкальное произведение “Лунная соната” Л. ван Бетховена, а вы, слушая эту музыку, нарисуйте картину. Итак - приготовились, мы начинаем!

Исполняется “Лунная соната” Л. Ван Бетховена, дети рисуют картину

V. Заключение

Анализ творческих работ. Дети демонстрируют и анализируют свои картины, учащиеся всего класса высказывают своё впечатление и ощущения об увиденном, дают оценку.

Учитель: Ребята, наш урок подошёл к своему завершению, как вы думаете, смогли ли мы ответить на вопрос : Можем ли мы услышать живопись?

Дети. Да, смогли.

Учитель. В заключение урока прошу исполнить песню “О волшебниках” - музыка Г. Гладкова, слова В. Лугового.

Исполняется под инструментальное сопровождение.

Учитель: Спасибо, ребята, вы сегодня были самыми настоящими волшебниками и хорошими исполнителями, внимательными зрителями. Наш урок окончен.

ДИДАКТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ К УРОКУ.

ПОГОНЯ

(Песня из кинофильма “Новые приключения неуловимых”)

Слова Р. Рождественского Музыка Я. Френкеля

Усталость забыта,
Колышется чад,
И снова копыта,
Как сердце стучат.

Припев:

И нет нам покоя,
Гори, но живи.
Погоня, погоня, погоня, погоня
В горячей крови.

Есть пули в нагане,
И надо успеть
Сразиться с врагами
И песню допеть.

Припев:

В удачу поверьте –
И дело с концом
Да здравствует ветер,
Который в лицо!

Припев:

Песня о волшебниках музыка Г. Гладкова, слова Ю. Энтина.

Чтоб могли на Марс летать
Люди без опаски.
С детства учимся мечтать
Мы у старой сказки.

Припев:

Объяснить нам не успел
Ни один ученик
Тот, кто честен, добр и смел,
Тот и есть волшебник

Отчего бы не сказать
Дружно вслух всем вместе:
В трудный час не унывать
Помогают песни.

Припев.

Всем на свете, наконец
Нам напомнить нужно
Ежедневно сто чудес.
Совершает дружба.

Припев:

Куинджи Архип Иванович (1841-1910)

Русский живописец, пейзажист. Учился главным образом самостоятельно, продолжил обучение в Петербургской Академии художеств (1868), затем там же преподавал (1892-1897 гг). Среди его учеников были Н. К. Рерих, А. А. Рылов.

Член ТПХВ “Передвижники” (1875 – 1879 гг). Инициатор создания общества художников – позже – “Общество имени Куинджи”.

В ранний период творчества Куинджи испытывал воздействие И. К. Айвазовского, в середине 70-х годов под влиянием искусства передвижников, насыщая пейзажные мотивы социальными и ассоциациями - “Чумакский тракт” 1875г. (хранится в Государственной Третьяковской галерее). В произведениях зрелого периода, стремясь передать наиболее выразительные по освещению состояния природы, Куинджи прибегал к острым композиционным приёмам

( высокий горизонт и т. д. ), использовал световые эффекты и интенсивные, сведённые к нескольким главным тонам цвета “Украинская ночь” 1876г; “Берёзовая роща” 1879г. (Обе хранятся в Третьяковской галерее). “Ночь на Днепре” 1880 г. (Государственный Русский музей). В поздних работах Куинджи нарастают черты декоративности и внешней эффективности цветового строя.

Литература:

  1. Манин В. С. “Куинджи”.
  2. Греков Митрофан Борисович (до 1911г. – Мартыщенко Митрофан Павлович)1882-1934гг.

Советский живописец. Баталист. Учился в Одесском художественном училище (1898-1903 гг) и в Петербурге в Академии художеств (1903-1911 гг) у Ф. А. Рубо. Член АХРР (1925-1929 гг). Для произведений М. Грекова характерно: боевой путь 1-ой Конной армии, другие события Гражданской войны 1918-1920 гг, характерна историческая достоверность в изображении событий и типов, правдивое воссоздание атмосферы героической борьбы за Советскую власть – “Тачанка” 1925 г; “Трубачи I конной Армии” 1934 г. (хранятся в Государственной Третьяковской галерее). Имя М. Грекова присвоено “Студии военных художников”.

Литература:

  1. Тимошин Г. А. , “М. Б. Греков”. “Греков в воспоминаниях современников”. Зотов, “Повесть о М. Грекове”
  2. Лапунова. “М. Б. Греков”.
  3. Лавандовский С. Н. “М. Б. Греков”.

Рис. 1

Рис. 2

Кроссворд