Использование здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка

Разделы: Начальная школа


Цель урока: Формирование умению наблюдать за структурой текста, выделение абзацев в тексте

Задачи:

  • Образовательная: - учить детей наблюдать за структурой текста, выделять абзацы из целого текста.
  • Развивающая: -азвивать мыслительную и творческую деятельность
  • Воспитательная: - учить детей умению работать в парах, группах, взаимопомощи и тактичности
  • Здоровьесберегающая: - способствовать сохранению и укреплению здоровья учащихся через физминутки, отдых для глаз, релаксацию с использованием здоровьесберегающей технологии В.Ф Базарного

Ход урока

I. Орг. момент (психологический настрой)

II. Сообщение темы и цели урока

III. Работа над темой

“Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться:
- Доброе утро!
- Доброе утро! – солнцу и птицам
- Доброе утро! – улыбчивым лицам
И каждый становится добрым доверчивым….
Доброе утро длится до вечера”

(Все здороваются друг с другом)

Здравствуй солнце золотое,
Здравствуй небо голубое,
Здравствуй вольный ветерок,
Здравствуй маленький дубок.
Мы живём в одном краю
Всех я вас приветствую!

У - (пальчиковая гимнастика с использованием массажёра Ляпко)

“Пальчики размять готовы,
Массажёры мы возьмём,
Разомнём мы обе ручки.
И красиво писать начнём”

1.-У – запишите слова под диктовку

СЧАС Т ЛИВЫЕ
Т Е ПЛО
ЗВУ К
РА С ПУСТИТЬСЯ
РАДОС Т НОЕ

У – Подчеркните в каждом слове все орфограммы:

- Посмотрите, как я это сделала,

- Слова на доске я расположила необычным способом, посмотрите внимательно и найдите ключевое слово, это слово и будет темой нашего урока.

Уч-ся- “ТЕКС”

У – Что такое текст?

Вокруг класса на стенах, шкафах, шторах висят листки, на них даны определения текста, выберите на ваш взгляд наиболее верное утверждение:

  • устное высказывание
  • письменное высказывание
  • группа предложений
  • несколько предложений связанных между собой по смыслу

2. Работа в группах:

У – на сенсорных крестах висят листы, на них написаны тексты, прочитайте внимательно, если написанное является текстом, то нужно будет доказать, что это текст

“Всё чаще стало припекать солнышко.
Его лучи согревают всё живое и неживое.
Своим теплом ласкает оно всё вокруг”

“Скоро от яркого солнца зазвенит весёлая капель.
Маленькие капельки воды соединятся в ручейки
И устремятся в даль, образуя бурлящий поток воды”

“Еще не весь сойдёт снег, а скоро покажется
Молодая травка. С каждым днём её станет больше.
Своим зелёным ковром она закроет остатки земли”

“Светит солнышко. Тают снега. Плачут сосульки.
На реке треснул лед. Природа оживает. Звери и
Птицы рады теплу”

У – Какой из этих абзацев является одним, общим текстом? И почему? Докажите.

У – Остальные части можно назвать текстом? - да

У – Докажите – (в каждом из текстов есть своя микротема)

3. У – Что общего у этих текстов? - (весна)

У – Что различного? - (в каждом есть своя тема)

-У – Если у всех текстов тема весна, то можно их соединить в один, чтобы получился рассказ?

У – Как? -(соблюдать последовательность событий)

У – Из чего составили текст? - (из частей)

У – Как они называются? - (абзац)

У – Что такое абзац? - (часть текста, отступ)

У – Как в тексте расположены абзацы? (по порядку) стр. учебника чтение определение абзаца.

4. У – Прочитайте еще раз текст, чего не хватает? - (названия)

У – Как бы вы его назвали? - (весна)

5. ФИЗМИНУТКА- (Релаксация для глаз)

“В природе бывает 4 весны, а какие вы сейчас узнаете).

- уч-ся смотрят на круги разного цвета на доске: красный, синий, жёлтый, зелёный круги расположены по четырём углам доск)

По команде учителя учащиеся смотрят по очереди на круги, сосредотачивая взгляд на каждом круге

к-с-ж-з
з-с-ж
с-ж-з
ж-с-к-з

У – На какой весне мы остановили свой взгляд? - (зелёной)

У – “Весна зелёной травы”

6. У - Сейчас прозвучит музыка, она подскажет вам, какой это будет предмет, одушевлённый или нет, а может их будет несколько -(звучит музыка “Полёт шмеля”)

У – Кого вы в ней услышали?- (насекомых, полёт)

- Где особенно их много? (на лугу)

- И мы отправляемся на страничку 69 учебника к тексту, который называется

“В царстве насекомых”

У – Прочтите задание:

- Сколько абзацев в этом тексте?

У – Запишите только то предложение, с которого начинается абзац,

- Что будем помнить, записывая каждое предложение нового абзаца?

(Отступ, начало - с красной строки)

(проверка выполненных работ)

7. ПОВТОРЕНИЕ

У – Сколько в тексте абзацев? (3)

- Что общего между текстом и абзацем? (одна тема)

- Что различного? (в каждом абзаце своя тема)

8. У – о каких насекомых говорилось в тексте?

- Могли на лугу быть другие насекомые?

ФИЗМИНУТКА ДЛЯ ГЛАЗ (использование офтальмологического тренаж. расположенного на потолке)

У - (учитель водит указкой по кругам разного цвета)

-“Посмотрите вверх на луг
Вправо, влево бежит жук
Летит куда – то стрекоза,
А навстречу ей пчела.
Облетел владенья шмель
Работой занят муравей”

У – Назовите насекомых луга.

У - Попробуйте составить небольшой рассказ про одного из насекомых, продолжая текст, который дан в учебнике.

У – Как начнёте вы писать свой рассказ?- (с красной строки)

9. ПРОВЕРКА

10. Вывод:

У - Какая тема урока?- (абзац)

- О чём мы говорили на уроке?- (о весне)

У – Мы прочитали тексты, скажите, какая весна бывает кроме зелёной травы?

(воды, света)

У - Что она нам дарит? (тепло, звуки, зелень, радость)

РЕЛАКСАЦИЯ- (звучит лёгкая музыка)

“Весна света”

У – Встаньте, поднимите голову вверх, представим, что на нас светит яркое солнышко своими лучами оно посылает нам, свет, тепло и любовь…

“Весна воды”

- Наши пальчики- маленькие ручейки, то разливаются, то сливаются, образуя большие реки….

“Весна зелёной травы”

Представим себя на зелёном лугу…

И нам хочется посидеть на травке,

Почувствовать её мягкость,

Травка тянется к солнцу и мы тоже

Тянемся к солнцу всё выше и выше…

У – Говорят в народе - “Весна – красна”!

- От чего красна весна? – (от радости сердца)

У – Улыбнитесь друг другу, мне, я – вам…

- Подарим друг другу радость!

У – Урок окончен.