Конспект занятия по развитию элементарных математических представлений в средней группе

Разделы: Работа с дошкольниками


Цели:

  • развивать представления детей о временах года, их последовательности; умение работать со схемами;
  • закреплять навык счета и цифрового обозначения в пределах пяти;
  • упражнять в умении различать и называть геометрические формы: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал;
  • развивать творческое воображение, фантазию;
  • пополнять словарный запас (времена года, фигура, схема).

Демонстрационный материал: схемы-обозначения по временам года (снежинки – зима, ручеек – весна, цветок – лето, капельки дождя – осень), рисунок кота, составленный из геометрических форм.

Раздаточный материал: карточки с изображением разного количества предметов (в пределах пяти), наборы цифр, фломастеры, листок с изображением одной геометрической формы на каждого ребенка.

Ход занятия

Воспитатель: “О каком времени года я вам сейчас загадаю загадку:

Дел у меня не мало – я белым одеялом
Всю землю укрываю, в лед реки одеваю,
Белю поля, дома, зовут меня… (зима).

Правильно, загадка о зиме. Посмотрите, как я это время года обозначила на схеме, на что похожи эти знаки? (показывается схема со снежинками) Да, они похожи на снежинки, поэтому я решила зиму обозначить этой схемой.

А о каком времени года следующая загадка:
Я раскрываю почки в зеленые листочки.
Деревья одеваю, посевы поливаю.
Движения полна, зовут меня… (весна).

Правильно, загадка о весне, т.к. после зимы наступает это время года. Выберите схему, которая больше подходит к весне.

Правильно, это ручейки. А какое время года наступает после весны? (ставлю схему, на которой изображен цветок). Кто догадался, что это за время года? Правильно, лето. И последнее время года, которое мы не назвали – это осень. На что похож знак осени? Да, на мелкий, моросящий дождь. Видите, если посмотреть на схемы, мы увидим последовательность всех времен года: зима, весна, лето, осень.

Осенью начинаются занятия в школе. Мы с вами тоже занимаемся. Перед вами лежат карточки с изображением разного количества предметов. К каждой карточке нужно подобрать цифру. Что для этого нужно сделать? Правильно, нужно сосчитать предметы, запомнить число и найти нужную цифру. Будьте очень внимательны! Дети выполняют задание, а затем проверяют результаты друг у друга.

А сейчас немного отдохнем (физкультминутка).

Один, два, три, четыре, пять, топаем ногами.
Один, два, три, четыре, пять, хлопаем руками.
Один, два, три, четыре, пять, не будем отвлекаться,
Один, два, три, четыре, пять, будем заниматься.

А теперь посмотрите на мой рисунок. Как вы думаете, кто здесь изображен? Правильно, кот. Назовите геометрические фигуры, которые я рисовала, для изображения кота. Туловище и лапки – овал, голова – круг, ушки и усы – треугольники. Сейчас каждому из вас, я дам листочек с изображением любой геометрической фигуры. Вы должны подумать и нарисовать предмет, подрисовав к фигуре дополнительные детали (дети выполняют задание). Давайте посмотрим, что получилось из квадрата: домик, часы; из овала – собака, рыбка; из круга – солнце, снеговик; из треугольника – елочка, пирамидка; из прямоугольника – телевизор, магнитофон”.