Урок обучения грамоте по теме: "Слова с буквой й"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  • актуализировать знания детей об изученных звуках и буквах; закрепить умения выделять мягкие и твердые согласные в потоке речи и в отдельных словах; отличать гласные и согласные звуки; определять на слух место звука в слове; развивать умения читать слова с изученными буквами; начать формирование сознательного, правильного, беглого, выразительного чтения;
  • обогащать словарь учащегося, развивать устную связную речь, познавательную активность детей, интерес к урокам чтения;
  • повторить правила дорожного движения, воспитывать чувство ответственности за свои поступки.

Оборудование:

  • плакаты:
    • с буквами Н М Л Й Р;
    • со словами “зеленый”, “красный”;
    • со стихотворением;
  • схемы слов;
  • игрушка “Светофор”; игрушка “Мяч”;
  • картинки “Виды транспорта”;
  • костюм кота;
  • книги С.Я. Маршака;
  • лента букв в виде поезда;
  • учебник “Русская азбука” В.Г. Горецкого, В.А. Кирюшкина, А.Ф. Шанько, В.Д. Берестова.

Организационный момент:

Звенит звонок.

Начинается урок.

Сообщение темы урока:

– Сегодня мы с вами продолжим путешествие по удивительной стране Буквария. Нас ждет много нового и интересного. А пригласила нас в это путешествие наша недавняя знакомая буква … (й).

Повторение:

Какие буквы живут в этой стране?

– В каком вагончике едет буква й? Почему?

– На каком этаже она живет? Почему?

– Пойдемте путешествовать.

– Сейчас посмотрим, кто у нас самый внимательный.

(На доске таблица-плакат с буквами Н М Л Й Р)

– Что здесь появилось? Какая буква лишняя? Почему?

(й – всегда обозначает мягкий звук, остальные могут быть и мягкими и твердыми)

– Дайте характеристику звуку [й‘].

– Посмотрите на доску (на доске появляется плакат-таблица со словами

– Давайте их прочитаем.

– Что в них общего?

– Что их объединяет? (Есть эти цвета в светофоре).

– Ответить на этот вопрос поможет загадка:

Мы три родные брата,
Мы светим с давних пор
В дороге всем ребятам.

Мы три чудесных цвета,
Ты часто видишь нас,
Но нашего совета
Не слушаешь подчас. (Светофор.)

– А какого тогда здесь слова не хватает? Почему? (Желтый)

(Появляется игрушка “Светофор”)

– К какой схеме подходит слово “желтый”? Докажите.

(Появляются на доске 2 схемы слов)

– Что обозначают эти цвета?

Три цвета есть у светофора,
Они понятны для шофера:
Красный свет – проезда нет,
Желтый – будь готов к пути,
А зеленый свет – кати.

– Для чего же светофор нужен?

Физминутка:

– Посмотрим, как знаете сигналы светофора и кто самый внимательный. Если загорится красный – тишина, желтый – хлопок в ладоши, зеленый – попрыгали.

Беседа о видах транспорта:

Где стоят светофоры?

– Как одним словом назвать автомобиль, автобус, трамвай, троллейбус? (Транспорт)

– Какие это все вид транспорта? (Наземный)

– Какие еще виды транспорта знаете? (Наземный, водный, подземный, воздушный)

Работа по учебнику:

– Откройте учебник на стр.160.

– Прочитаем слова, которые написаны вверху цепочкой.

– Что здесь заметили?

– Какие слова лишние? Докажите.

– Закроем слова. Сколько всего слов? (9)

– Сколько слов с буквой й? (2) Назовите их.

– Давайте прочитаем все слова как шустрики (хором).

– Какое слово подходит к данной схеме (на доске плакат со схемой).

– Это слово – трамвай.

– Какое слово с буквой й в середине? (Троллейбус)

– Разделите это слово на слоги, поставьте ударение.

– Чем отличаются эти два вида транспорта?

Справка: трамвай – городская наземная электрическая железная дорога, а также ее вагон или поезд;

троллейбус – многоместная электрическая транспортная машина, идущая по безрельсовым путям.

Игровой момент:

Вбегает кот.

Учитель (У) – Ты кто?

Кот (К) – Я ученик светофорных наук – Кот.

У – Значит, ты знаешь правила дорожного движения и сможешь их рассказать ребятам?

К – А зачем мне их знать? Я и без них прекрасно обойдусь.

У – Ну, что же, сейчас проверим. Скажи, пожалуйста, как надо переходить улицу?

К – Как? На четырех лапах.

У – Ребята! Правильно он ответил?

– Прочитаем стихотворение, оно поможет ответить на вопрос.

Пешеход, пешеход!
Помни ты про переход!
Подземный, наземный,
Похожий на зебру.
Знай, что только переход
От машин тебя спасет.

У – Правильно. А тебе, кот, второй вопрос: Как следует себя вести, если ты вышел из автобуса и тебе надо перейти на другую сторону улицы?

К – Проще простого! Под колесами пролезть!

У – Ребята, поможем коту, он совсем запутался. (Подождать, пока автобус отойдет, посмотреть налево, направо и переходить улицу)

У – А теперь, кот, ответь на последний вопрос: Можно ли играть на проезжей части?

К – Смотря во что. В шахматы, например, нельзя.

У – Почему?

К – Машины все фигуры посбивают. А вот в мячик можно! Еще как!

У – А вы, ребята, согласны с котом?

– Конечно, на мостовой – не играть, не кататься,

Если ты хочешь здоровым остаться!

У – Ну, что, кот? Видишь, оказывается, ты еще многого не знаешь.

К – Спасибо, ребята, вы многое знаете и меня научили. Пожалуй, останусь-ка я в вашем классе, можно?

Физминутка:

– Давайте покажем коту, как надо играть.

Влево наклонись, вправо наклонись,
Вниз опустись – вверх поднимись.
А теперь чуть-чуть попрыгай,
Влево, вправо наклонись
И тихонечко садись.

Работа по учебнику:

– Кот пришел к нам с мячом. Расскажите, какой мяч?

– Откройте учебник на стр.160.

– прочитаем про себя стихотворение.

– О чем оно?

– Найдите слова с буквой Й.

– Какой мяч? Как он помчался?

– Значит, как надо прочитать? (Быстро) Попробуем.

– Что потом случилось с мячом, как думаете?

– Где можем узнать?

– Кто автор? (Маршак С.Я.)

– Еще какие стихи и сказки написал С.Я. Маршак? Посмотрите на выставку книг.

– Где может находиться стихотворение “Мяч”?

– Я прочитаю, а вы послушайте.

– Что же случилось с мячом?

– Какой же совет вы бы дали? (Не играть на мостовой, соблюдать правила дорожного движения).

– Давайте прочитаем обращение к вам. Стр. 161.

Итог урока:

– Что же вы узнали нового?

– Что мы повторяли?

– Покажите картинку, которая соответствует вашему настроению.

Рисунок 1

– Я тоже покажу.

Рисунок 2

– Как думаете, почему такую показала? Вы меня сегодня порадовали, молодцы! Ну, а в Букварии мы останемся еще на один урок.

Домашнее задание:

Кто хочет, может выучить стихотворение наизусть.

Список литературы

  1. Занимательное азбуковедение: Книга для учителя / Сост. В. Волина. – М.: Просвещение, 1991. – 368 с.
  2. Ожегов С.И. И Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка / Российская академия наук. Институт русского языка им.В.В. Виноградова. – М.: Азбуковник, 1997. – 944 с.
  3. Русская азбука: Учеб. для 1 кл. / В.Г. Горецкий, В.А. Кирюшкин, А.Ф. Шанько, В.Д. Берестов. – М.: Просвещение, 2002. – 239 с.