Урок русского языка в 3-м классе по теме: "Написание слов с безударной гласной в корне слова. Закрепление"

Разделы: Начальная школа


Тема урока: Написание слов с безударной гласной в корне слова. Закрепление.

Цели урока:

  1. Закрепление умения написания слов с безударными гласными в корне слова.
  2. Развитие орфографической зоркости, умения проверять безударную гласную; развитие речи, памяти, мышления, навыка каллиграфического письма букв.
  3. Воспитание самостоятельности, внимательности, трудолюбия, аккуратности, привитие интереса и любви к родному языку.

Оборудование: мультимедиа проектор, сигнальные карточки, тексты на доске, таблица “Безударные гласные в корне слова”.

Ход урока

1. Организационный момент.

Учитель:

– Добрый день, дорогие ребята! Присаживайтесь, пожалуйста. Проверьте свою готовность к уроку. Проверьте, всё ли у вас лежит на парте: рабочая тетрадь, пенал, учебник, дневник, дидактический материал, сигнальные карточки.

2. Целевая установка.

Учитель:

– Сегодня на уроке русского языка мы будем работать над написанием слов с безударными гласными в корне слова, проверяемыми ударением; учиться подбирать проверочные слова; грамотно объяснять орфограмму.

3. Минутка чистописания.

Учитель:

– Раскройте свои тетради. Запишите число, классная работа.

– Сегодня на минутке чистописания мы будем красиво и правильно писать

строчную и заглавную буквы Д, д в соединении с другими буквами и элементами.

– Ребята, посмотрите на доску. Что вы здесь видите?

Дети:

– На доске мы видим соединения букв и элементов, узоры из букв.

– Приготовьтесь прописывать их в воздухе. Под руководством учителя дети

прописывают элементы в воздухе.

А теперь запишите их в тетради.

Дети работают над каллиграфической записью элементов и соединений.

4. Словарная работа.

Учитель:

– Сегодня мы с вами поиграем в игру “Слоги заблудились”. Посмотрите, пожалуйста, на доску.

– Что вы здесь видите?

Дети:

– Мы видим группы слогов. Все слоги в каждом слове перепутались.

Учитель:

– Из данных слогов нужно составить слова.

На доске:

Пус,ка,та; даш,ка,ран; ми,по,дор; го,род; яб,ко,ло; ва,то,рищ ; те, е, рас,ни;

го,о,род; во,бей,ро; вер,се.

Дети называют составленные слова и записывают их в тетрадь: капуста, карандаш,

помидор, город, яблоко, товарищ, растение, огород, воробей, север.

– Ребята, поставьте ударение, подчеркните безударные гласные.

5. Письмо по памяти.

Учитель:

Прочитайте стихотворение “про себя”. Прочитаем вслух хором.

Прилетел мороз трескучий,
Он на реченьку дохнул,
Струйки светло-голубые
Льдинкой бледной затянул...

Назовите слова, в которых встречаются все изученные орфограммы, объясните написание.

– Прочитайте текст так, как вы будете его писать. (Орфографическое чтение)

А теперь закройте глазки и проговорите это четверостишие так, как вы будете его писать. (Текст закрывается).

– Самостоятельно запишите данный текст, проверьте записанное.

Теперь, каждый из вас будет учителем. Поменяйтесь тетрадями, на полях карандашом напишите свою фамилию, начните проверку работы своего товарища, сверяя текст с записью на доске. Будьте внимательными и справедливыми учителями.

– Молодцы! Верните тетради друг другу, улыбнитесь друг другу, продолжаем работу.

6. Работа по теме урока.

Учитель:

– Ребята, скажите, пожалуйста, в каких частях слова может быть безударная гласная?

Дети:

– Безударная гласная может находиться в корне слова, в приставке, в суффиксе, в окончании.

Учитель:

– Послушайте стихотворение и скажите, над проверкой орфограммы в какой части слова мы будем сегодня работать на уроке?

Учитель читает стихотворение:

Безударный хитрый гласный:
Слышим мы его прекрасно.
А в письме какая буква?
Здесь поможет нам наука:
Гласный ставь под ударенье,
В корне нет теперь сомненья!

Дети:

– Сегодня на уроке мы будем работать над проверкой безударной гласной в корне слова.

Учитель:

– Ребята, давайте вспомним правило, которое поможет нам правильно писать безударную гласную в корне слова. Если вы были внимательны, то вы часть этого правила услышали в стихотворении.

Дети:

– Чтобы проверить безударную гласную в корне слова, нужно подобрать однокоренное слово или изменить слова так, чтобы на эту гласную падало ударение.

Учитель:

– На доске записаны слова. Прочтите их про себя, вставляя пропущенные буквы. Назовите слова, которые соответствуют теме сегодняшнего урока. Обоснуйте свой ответ.

На доске:

Б…льшой, ст…на, зап…сать, сн…жинка, п...дснежн…к, стр…пуха, пр…лесок, за щ…том, з…щитник.

Дети называют пропущенную букву, подбирают проверочные слова; доказывают, почему не все слова соответствуют теме урока.

Умнички! Вы хорошо потрудились, а теперь немного отдохнём.

7. Физкультминутка.

Шёл по берегу петух,
Поскользнулся, в речку “Бух!”
Будет знать петух, что впредь
Надо под ноги смотреть.

Дети имитируют движения руками и ногами.

Молодцы, ребята! Продолжаем работать дальше.

8. Продолжение работы по теме урока.

Учитель:

– Ребята, запишите предложение под диктовку. Один ученик будет записывать данное предложение на доске.

Пушистый ковёр из снега покрыл узкую тропинку.

Учитель:

– Найдите орфограммы, графически выделяя их. Объясните написание этих орфограмм.

Ученик, работающий у доски, объясняет написание, подтверждая свой ответ проговариванием правил, подбирая проверочные слова.

Остальные учащиеся с помощью сигнальных карточек оценивают ответ товарища.

Молодцы, ребята!

А теперь давайте проверим, внимательны ли вы?

Мы поиграем в игру “Найди лишнее слово”.

Учитель:

– На доске записаны группы слов. Внимательно прочтите слова каждой группы и найдите в каждой группе лишнее слово.

На доске:

* В…шнёвый, в…твистый, в…здушный, кр…кливый, д…льний.

* Ябл…ко, скв…рец, см…льчак, х…лодный, …вился.

* Ув…дал, прив…дут, м…няет, пр…ехали, укр…шать.

Дети устно работают с этим заданием. Называя лишнее слово, ученик доказывает своё мнение. Обязательно нужно выслушать другие варианты.

Учитель:

– Ребята, приготовьте, пожалуйста, сигнальные карточки. Я буду называть слова, а вы будете показывать безударную гласную в корне слова:

Лесной, побелели, лепить, подарок, слеза, весело, снегирь, разбросал, кормушка.

Дети определяют безударную гласную в корне слова, поднимают карточку, на которой написана нужная буква.

По окончании данной работы закрепляем правило проверки безударной гласной в корне слова. Дети проговаривают правило друг другу, сидя за партами парами.

9. Самостоятельная работа.

Учитель:

Сейчас мы с вами проверим умение определять и проверять безударную гласную в корне слова.

Я буду вам называть слова, а вы будете определять безударную гласную и записывать её в тетрадь.

Слова для буквенного диктанта:

Покраснели, запах, проливной, осень, трещат, показалась, появились, журавли, полезные.

Дополнительное задание:

На экран выведен напечатанный текст (мультимедиа проектор).

Учитель: Ребята, вы видите текст. Ваша задача списать его, вставляя пропущенные буквы, графически оформить орфограммы.

З…круж…лись в воздухе лё…кие сн…жинки.

П…ля и х…лмы п…крылись б…лоснежным к…вром.

Л…сные ж…тели уже нашли себе зимние кв…ртиры.

10. Итог урока.

Чем занимались на уроке?

Как проверить безударную гласную в корне слова?

Рефлексия.

Какое задание больше всего понравилось?

С каким настроением вы уходите с урока?

Итак, вы сегодня хорошо потрудились. Молодцы! Спасибо вам за работу. Урок окончен.