Одним из важнейших средств закрепления теоретического материала, а также показателем его осознания выступает умение учащимися решать задачи. Задача должна привлекать к процессу обучения, давать простор для активных мыслей, служить источником информации, иметь новизну, связь с практикой, т. е. любая сдача имеет познавательный характер.
Проблема, с которой сталкивается традиционная методика в том, что ни содержание, ни процесс решения задач не вызывают у учащихся познавательного интереса. Перед учителем всегда стоит проблема научить решать учащихся задачи, по крайней мере, типовые. Очень важно разрешить противоречие между необходимостью работать над стандартной учебной задачей и отсутствием познавательного интереса учащихся.
Основная цель решения учебной задачи – познание, формирование умений применять теоретические знания на практике.
Для многих типовых задач составляется алгоритм решения. При решении таких задач я поступаю так. Первую задачу прорешиваю на доске как образец, затем отрабатываю умение применять алгоритм. Очень важен психологический момент: внимание класса обострено. Вначале анализ первой, затем последующих задач. Задачу стираю с доски и предлагаю воспроизвести решение самостоятельно.
Также очень удобно решение задачи по образцу:
План решения: 1. Запиши дано. 2. Вырази в СИ 3.Примени формулу. 4.Выполни решение. 5.Запиши ответ. |
Случай А Решает учитель. |
Случай Б Решает ученик. |
Такой способ решения задач можно использовать при повторении.
Практикую решение регламентированных задач. Как правило, это задачи, не требующие сложных мыслительных операций. На доске таблица:
m = 2 кг a = 0.5 м/c2 F- ? |
Решение | Fтяг = 1H Fтр = 0,5 H m = 2 кг a - ? |
Решение |
F = 0,5 H m = 2H a - ? |
Решение | F = 5H a = 0,2 м/с2 m - ? |
Решение |
На каждую задачу устанавливаю регламент.
С удовольствием ребята решают задачи по выбору. Предлагаю 5-6 задач (текст на доске). Степень сложности повышается с нумерацией. Учащиеся выбирают любые и решают. Оценку ставят себе сами. Складывается нумерация задач и делится пополам.
Проблема активизации познавательной деятельности связана с совершенствованием методики решения задач и способом стимулирования мыслительной активности. Этому в значительной мере способствует разнообразие формулировок качественных задач. Условия этих задач представляю в виде текста, текста с рисунком, графика с текстом.
Формулировка такой задачи играет важную роль в повышении интереса активизации деятельности. Например, такая задача: “Почему лед под слоем опилок или соломы не тает даже в летние дни?”, не вызывает особого оживления ребят, но если создать проблему “Как сохранить летом большие запасы льда”, учащиеся более активно участвуют в обсуждении. Кроме того, подчеркивается и практическая значимость проблемы. Если это задачи – рисунки, я стараюсь предоставить им возможность самим составить текст задачи и поставить вопрос и ответить на него.
Такой способ постановки качественной задачи повышает самостоятельность учащихся, развивает их воображение.
С самого начала изучения физики использую задачи с уклоном на сельское хозяйство т.к. мы живем в сельской местности. Например, при изучении темы “Строение вещества” обсуждаю вопросы с учащимися, которые подводят их к мысли о том, что все тела состоят из мелких частиц, разделенных промежутками: “Можно ли считать сплошным стог сена, зерна, почву?”, “Почему можно спрессовать тюки, а почву утрамбовать?”. Решая такие задачи, ученики, рассматривая примеры из практики сельскохозяйственного производства и те законы и явления которые изучает физика.
Предлагаю качественные задачи, связанные с демонстрационными опытами. Учу учащихся накапливать факты и выявлять причины следственной связи. Задачу стараюсь формулировать так, чтобы охватить как можно больше ситуаций, т.е. включаю несколько вопросов.
- “Что произойдет если…”
- “Почему?”
- “Как объяснить?
- “Как изменится результат, если?”
Проверьте свои предположения. Сделайте выводы. Обоснуйте ответы”. Решая такую задачу, учащиеся понимают, что надо уметь проявлять смекалку, уметь ставить себе вопросы, выявлять разные взаимосвязи.
Один из путей развития творческих способностей учащихся решение задач с недостающими и избыточными данными в условии. Эти задачи обучают приемам анализа, вызывают интенсивную мыслительную деятельность, способствуют созданию проблемной ситуации, развивают логическое мышление.
Например, задача на тему “Плотность” в 7 классе:
Надо выяснить “Выльется ли вода, если погрузить в сосуд тело а?”.
Решение:
Для этого следует найти объем тела а и сравнить объем сосуда с общим объемом воды и тела.
Va=масса: на плотность=135: 2,7= 50 см3
Va+Vв= 200 см3
Ответ: не выльется.
Можно использовать серии таких задач при
формировании физических понятий. Например, тема:
“Выталкивающая сила 7 класс.” Задачи типа:
Эти задачи помогают понять природу этой силы и осознать ее зависимость от плотности.
Эффективность урока повышается, если учитель подбирает задачи с учетом содержания учебного материала, особенностями данного класса. Например, при изучении темы в 8 классе: “Мощность электрического тока”, ставлю несколько провокационный вопрос: От чего перегорает электрическая лампочка? От большего значения напряжения или силы тока?”
Рассуждая, учащиеся приходят к выводу, что лампочка перегорает в результате выделения большого количества тепла. Но оно равно работе, значит, перегорает от резкого увеличения мощности.
Вот так подходим к теме урока и выводу формулы мощности.
На следующем этапе урока решаем экспериментальную задачу: “Какова мощность в электрической лампе? Какие нужны приборы?”
Затем новый вопрос: “Всегда ли лампочка имеет такую мощность?”
На всех этапах урока задачи способствуют раскрытию темы, и урок сопровождается непрерывным мыслительным процессом.
Считаю, что целесообразно использовать местный материал при решении задач. Ребята с удовольствием составляют такие задачи, быстро решают и главное то, что при использовании этих задач учебный материал усваивают ученики, у которых слабо развито абстрактное мышление.
Вопросы о повышении качества решается разными средствами. В частности усилением экспериментальной стороны преподавания.
Решение экспериментальных задач провожу так.
Ученику дается условие задачи, он знакомится с экспериментальной установкой, делает чертеж. Затем выясняет, какие физические процессы можно наблюдать с помощью этой установки. Если есть вычисления, ученик выполняет их, предварительно сняв показания с прибора. И если не все учащиеся могут найти путь решения, это еще не говорит о том, что все усилия свелись на нет. Многое будет полезно ученику даже в том случае, если отыскание пути решения задачи проводится при активной помощи класса.
Приведу примеры таких задач:
7 класс:
- На весах уравновешены одинаковые гири. Пронаблюдайте, если одна гиря будет погружена в воду, другая в керосин. Объясните это явление.
- С помощью линейки и весов определите удельный вес материала, из которого сделан брусок.
8 класс:
- Наэлектризовать разноименно два электроскопа, не прикасаясь к ним заряженным телом.
- Дан электрический звонок постоянного тока, гальванический элемент, провода. Как соединить провода, чтобы замыкание цепи вызвало только один удар молоточка о звонковую чашечку.
Из этих задач видно, что постановка таких задач может быть осуществлена при малой затрате средств, а решение дает учащимся возможность изученные закономерности применить к анализу реальных явлений.
Можно говорить о типах и способах решений задач. Главное, чтобы наши дети научились научно работать и научно мыслить, а вся наша деятельность была направлена на успешное общее образование учащихся и их дальнейшее самообразование, т.е. мы работаем на конечный результат.