Общешкольная программа "Школа и Семья" МОУ "СОШ № 2 г. Надыма" на 2004–2009 гг.

Разделы: Работа с родителями


Паспорт программы

Наименование программы

Общешкольная программа «Школа и Семья».

Нормативно-правовые основания

для разработки программы

Конституция РФ, Конвенция о правах ребенка, Семейный кодекс РФ, ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.1998 г., Конвенция правовой помощи и правовых отношениях по гражданским семейным и уголовным делам», ч. III ст. 31-37, 1994 г.; Указ президента Российской Федерации «Об основных направлениях государственной семейной политики» от 14.05.1996 г. № 712, Постановление Госдумы ЯНАО от 05.04.1999 г. № 564 «О Концепции семейной политики в ЯНАО», Районная целевая программа «Семья в социальном пространстве северного региона» на территории муниципального образования город Надым и Надымский район на 2005-2007 годы, ФЗ «Об образовании», Устав МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 2 г. Надыма».

Разработчик

программы

МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 2 г. Надыма». Авторский коллектив: Стоян З.А. – директор, Ткач В.А. – зам. директора по НМР, Гумич Т.И., Колосова В.С. – зам. директора по УВР, Валова Г.В. – зам. директора во ВР, Скворцова Н.Ф. – учитель.

Цель

программы:

Повышение воспитательного потенциала семьи при активном взаимодействии семьи в образовательном пространстве.

Задачи

программы:

1. Изучение и формирование банка современных форм и методов работы с семьей.
2. Внесение изменений и корректив в нормативно-правовую базу МОУ, разработка новых локальных актов.
3. Привлечение родителей к решению методической проблемы школы: «Совершенствование духовного, физического и умственного развития учащихся – основа здорового образа жизни».
4. Использование современных форм и методов работы с семьей.
5. Систематическое информирование семей о траектории развития ребенка в УВП специалистами служб сопровождения.
6. Повышение заинтересованности родителей во взаимодействии их со школой.

Объект:

Семейное воспитание.

Предмет:

Образовательные связи и комплексное взаимодействие школа – семья.

База:

Семьи учащихся МОУ.

Сроки

реализации программы:

Сентябрь 2004 г. – май 2009 г.

Критерии:

1. Уровень информированности педколлектива о современных формах и методах работы с семьей.

 

 

 

 

2. Полнота нормативно-правовой базы, локальных актов в области отношений школы и семьи.

 


3. Уровень привлечения родителей к решению методической проблемы школы.

 

 

 

 

 

 


4. Уровень использования современных форм и методов работы с семьей.

 

5. Удовлетворенность родителей психолого-педагогическим, профилактическим, просветительским сопровождением ребенка.

 

 

 

6. Уровень заинтересованности родителей во взаимодействии их со школой.

Показатели:

1.1 Наличие банка современных форм и методов работы с семьей в методическом кабинете школы (оформлены тематические папки «В помощь классному руководителю по работе с семьей», выпущены сборники методических рекомендаций «Работа с асоциальной семьей», «Интерактивные формы и методы работы с семьей», «Как обобщить опыт по работе с семьей» и др.).

1.2 Повышение квалификации (курсовая переподготовка, психолого-педагогические семинары).

1.3 Работа временных творческих групп по работе с семьей.

2.1 Обновленность и законность нормативно-правовой базы в области отношений школы и семьи (акты и заключения Экспертного совета УОиПО и Департамента образования администрации ЯНАО по аттестации ОУ).

2.2 Использование нормативно-правовой базы при решении проблемы взаимодействия школы и семьи.

3.1 Общественное управление школой (общешкольная конференция, общешкольный родительский комитет, попечительский совет, совет матерей, совет отцов).

3.2 Сформированность представлений родителей об основных сферах жизнедеятельности МОУ.

3.3 Участие семей в культурно-досуговой деятельности (общешкольные и классные праздники, традиции «День матери», «День отца», «День семьи», Конкурс «Семья года», родительский всеобуч «Азбука для родителей», клуб «Семейная академия»).

3.4 Участие родителей в учебно-воспитательном процессе (дни Знаний, дни открытых дверей, система дополнительного образования детей).

4.1 Преобладание интерактивных форм и методов в работе с семьей педагогическими работниками над традиционными.

4.2 Проведение и участие в открытых мероприятиях институционального и муниципального уровней.

5.1 Наличие электронной базы психолого-педагогического мониторинга семей.

5.2 Наличие методических рекомендаций для родителей различных категорий учащихся.

5.3 Активность в посещении родителями специалистов служб сопровождения.

5.4 Реагирование семей на информирование о траектории развития ребенка.

6.1 Участие родителей в диагностике и анкетировании.

6.2 Посещение классных и общешкольных родительских собраний.

6.3 Внесение предложений родителями по взаимодействию семья-школа.

Обоснование программы

Актуальность данной программы обусловлена значительными преобразованиями системы образования, становлением и развитием новой парадигмы образования и воспитания, реализацией «Районной целевой программы «Семья в социальном пространстве северного региона» на территории муниципального образования город Надым и Надымский район на 2005 – 2007 годы», осознанием педагогическим коллективом необходимости внесения существенных изменений в практику взаимодействия школы и семьи, их стремлением достигнуть максимальной эффективности в образовании школьников.

Социальный портрет современной семьи в стране характеризуется следующими устойчивыми тенденциями:

- ухудшаются социально-бытовые и экономические условия жизни семьи;
- растет число семей с 1-2 детьми, когда практически численность населения не воспроизводится;
- семья испытывает значительные трудности в трудоустройстве, обеспечении жильем;
- наблюдается недостаток общей культуры и образования родителей;
- неуклонно снижается морально-нравственный уровень семейных людей и молодежи.

В связи с этим утрачивается период полноценной и оптимальной семейной социализации, ослабляется роль родительского авторитета, нарушаются ценности устойчивой полной семьи как социальной нормы. В целом это приводит к тому, что семья утрачивает свой социализирующий потенциал по воспитанию детей и социальная динамика современной семьи характеризуется увеличением деструктивных семей, дезадаптированных детей.

Данные социально-психологической службы МОУ свидетельствуют об увеличении числа неполных и опекунских семей, ухудшении материального положения полных семей, недостаточности родительского внимания и заботы в образовании и воспитании детей и как результат – снижение учебно-познавательной мотивации школьников.

Работа педагогического коллектива школы по реализации единой методической проблемы «Совершенствование духовного, физического и умственного развития школьников как основа формирования здорового образа жизни» показывает, что в своей практический деятельности каждый педагог пытается сделать родителей настоящими и искренними помощниками педагогического и ученического коллективов, но не всегда умеют привлечь семью в свои союзники. На протяжении всех лет в школе идут поиски активных форм сотрудничества с семьей, была разработана и в течение последних 5-ти лет реализовывалась общешкольная программа «Семья в социуме». Сегодня назрел момент модернизации некоторых ее аспектов.

Новая программа «Школа и семья» основана на принципах природосообразного, личностно ориентированного и деятельностного подходов в сотрудничестве с семьей. В основе педагогической поддержки семьи лежит союз педагогов и родителей по повышению воспитательного потенциала семьи. Родителей видим настоящими партнерами в образовательном процессе: соучастниками в управлении школой, экспертами и участниками коллективно-творческих дел, спонсорами. Только тройственный союз: школа – семья – ученик будет качественно направлен на благополучие и гармоничное развитие личности школьника.

Этапы реализации программы:

Основная деятельность

Участники

Сроки

Ответственные

1 этап – подготовительный (сентябрь 2004 г. – июнь 2005 г.)

1. Формирование психологической готовности к положительному восприятию данного проекта.

Экспертный совет

Сентябрь

Директор, зам. директора по НМР
2. Изучение научно-методической литературы, опыта инновационных учебных заведений по взаимодействию школы и семьи.

Педагогический коллектив

Сентябрь-октябрь

Инициативная группа
3. Разработка концепции Программы и плана мероприятий по реализации программы на 2-3 этапах.

НМС

Сентябрь-

ноябрь

Директор, зам. директора по НМР
4. Создание инициативной группы для разработки проекта.

Педагогический коллектив

Сентябрь-январь

Зам. директора по НМР, ВР, руководители МО
5. Изучение практики работы педагогических работников по данной проблеме в школе.

НМС, экспертный совет

Сентябрь-март

Зам. директора по ВР
6. Создание и программирование работы временных творческих групп (ВТГ).

НМС, творческие педагоги

Ноябрь

Зам. директора по НМР, ВР
7. Создание научно-методического обеспечения для успешной реализации проекта, экспертиза.

НМС, ВТГ,

МО классных руководителей

Февраль-

май

Зам. директора по НМР, УВР, ВР, ОзР
8. Анализ эффективности сложившейся системы работы педагогов с семьей.

Руководители центров

Апрель- июнь

Зам. директора по НМР, УВР, ВР, ОзР, АХЧ

2 этап – проектно-диагностический (август 2005 г. – июнь 2006 г.)

1. Анализ воспитательного потенциала семей школьников МОУ.

Классные руководители, педагоги-психологи, социальный педагог

Сентябрь-декабрь

Зам. директора по ВР

2. Обновление «Паспорта семьи».

Социальный педагог, классные руководители

Сентябрь-октябрь

Зам. директора по НМР

3. Мониторинг работы педагогов с семьей.

НМС,

ВТГ

Ноябрь-

март

Зам. директора по НМР, УВР, ВР

4. Создание компьютерной базы данных по семьям учащихся школы.

Секретарь

Октябрь-декабрь

Социальный педагог

5. Создание банка методик психолого-педагогической диагностики и мониторинга реализации проекта.

НМС, педагоги-психологи

Январь-апрель

Зам. директора по НМР, ВР

6. Изучение позитивного опыта семейного воспитания.

Классные руководители

Ноябрь-

март

Руководитель МО классных руководителей

7. Моделирование образовательных связей семья-школа субъектов педагогического социума (учитель, классный руководитель, воспитатель в ГПД, специалисты служб сопровождения, координатор по профилактической работе, педагог-организатор, преподаватель-организатор ОБЖ, педагог дополнительного образования, руководящий работник) с родителями или лицами, их заменяющими.

Субъекты педагогического социума

Январь-апрель

Руководители Центров

3 этап – практический (август 2006 г. – июнь 2008 г.)

1. Обеспечение условий для реализации Программы.

Администрация

В течение этапа

Директор

2. Реализация направлений проекта.

ВТГ

В течение этапа

Зам. директора по НМР, УВР, ВР

3. Изучение и анализ инновационной практики педагогических работников в реализации проекта.

НМС, экспертный совет

Январь-май

2007 г.,

2008 г.

Зам. директора по НМР, ВР

4. Внедрение в практическую деятельность новых форм работы с семьей:

Школьный коллектив, родители

 

Педагоги-организаторы

ь Зарождение новой традиции:      
- праздник «День матери»;  

Ноябрь 2006

 
- праздник «День семьи»;  

Март 2007

 
- праздник «День отца»;  

2008

 
- конкурс «Семья года».  

2008

 
ь Создание организационно-управленческих органов:

Кл. руководит., инициативная группа

 

Директор,

зам. директора по ВР

- «Совет матерей»;  

Декабрь 2006

 
- «Совет отцов».  

Декабрь 2007

 
ь Педагогическая поддержка семьи:

Школьный коллектив, родители

 

Педагоги-организаторы

- Акция «Милосердие»;  

с 2006 г.

 
- Марафон «Лето»;  

с 2007 г.

 
- Ярмарка «Спешите делать добрые дела».  

с 2008 г.

 
ь Родительский всеобуч:      
- Консультации специалистов «Азбука для родителей»;

Специалисты служб сопровождения

Постоянно

Зам. директора по НМР, УВР

- Клуб «Семейная академия».

Педагоги

с 2007 г.

Зам. директора по УВР, ВР

5. Организация постоянно действующих научно-практических, методических, проблемных, психолого-педагогических семинаров, направленных на качественную реализацию проекта.

НМС, ВТГ, специалисты служб сопровождения

Октябрь-март

Зам. директора по НМР

6. Информационно-консультативное научно-методическое обеспечение по подготовке педагогов к переходу в инновационный режим работы по проекту.

НМС, инициативная группа

Сентябрь-май

Зам. директора по НМР

7. Создание банка тематических родительских собраний по возрастным группам.

Классные руководители, педагоги-организаторы

Сентябрь-март

Зам. директора по ВР

8. Внесение изменений и корректив в нормативно-правовую базу МОУ, разработка новых локальных актов.

Администрация

Август-

май

Директор

4 этап – обобщающий (сентябрь 2008 – май 2009 г.)

1. Обработка и интерпретация данных.

Экспертный совет

Сентябрь-декабрь

Зам. директора по НМР, УВР, ВР, ОзР

2. Соотношение результатов реализации программы с поставленными целями и задачами.

НМС

Январь

Зам. директора по НМР, ВР

3. Обобщение опыта работы педагогических работников по реализации проекта.

Классные руководители, ВТГ, НМС

Сентябрь-февраль

Зам. директора по НМР, УВР, ВР

4. Разработка методических рекомендаций по внедрению инновационного опыта в другие ОУ.

НМС

Февраль-март

Зам. директора по НМР

5. Проведение научно-практического семинара по обобщению опыта.

НМС

Март-

апрель

Администрация

6. Издание сборника «Повышение воспитательного потенциала семьи на основе усиления роли семьи в школьном образовательном процессе».

НМС, ВТГ

Март-

май

Директор, зам. директора по НМР, ВР

7. Презентация опыта семейного воспитания в СМИ.

Педколлектив

В течение этапа

Зам. директора по НМР, ВР

Литература:

1. Антонов А.И., Борисов В.А. Кризис семьи и пути его преодоления. – М., 1990.

2. Арнольдов А.И. Концепция социальной работы. – М., 1993.

3. Байбородова Л.В., Рожков М.И. Воспитательный процесс в современной школе. – Ярославль, 1997.

4. Беляева Л.А. Философия воспитания как основа педагогической деятельности. – Екатеринбург, 1993 .

5. Библиотека журнала «Директор школы». Выпуск № 3, 2001. Директору школы о сотрудничестве с родителями, - М.: «Сентябрь», 2001.

6. Воспитательный процесс: изучение эффективности. /Под ред. Степанова Е.Н./ – М., «Сфера», 2001

7. Голубев Н.К. Диагностика и прогнозирование воспитательного процесса. – Л., 1988.

8. Гуманизация воспитания в современных условиях. /Под ред. Газмана О.С., Костенчука И.А./ – М., 19995.

9. Игошев К.Е., Миньковский Г.М. Семья, дети, школа. – М., 1989.

10. Инновационные процессы в образовании: Сб. ст. /Под ред. Загвязинского В.И./ – Тюмень, 1990.

11. Максимов В.Г. Педагогическая диагностика в школе – М.: «Академия», 2002.

12. Молчанова Т.К., Виноградова Н.К. Составление образовательных программ. – М., 2001.

13. Новикова Л.И. Школа и среда. – М., 1985.

14. Олиференко Л.Я., Шульга Т.И., Диментьева И.Ф. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска. – М.: «Академия», 2002.

15. Организация работы с приемной семьей: Метод. рекомендации. – Екатеринбург, 1997.

16. Проблемы семьи и детства в современной России. – М., 1992.

17. Сергеева В.П. Классный руководитель в современной школе. – М., «ЦГЛ», «Народное образование», 2002.

18. Чепурных Е.Е. Информация об организации работы с родительской общественностью по проблемам воспитания детей и молодежи в регионах Российской Федерации: Инструктивное письмо Министерства образования Российской Федерации № 28 – 51 – 565/16 от 18.07.2003.

19. Шишова Т.Л. Чтобы ребенок не был трудным. – 2003.

20. Щуркова Н.Е. Школа и семья: педагогический альянс. – М., 2004.