Паспорт программы |
|||||
Наименование программы |
Общешкольная программа «Школа и Семья». |
||||
Нормативно-правовые основания для разработки программы |
Конституция РФ, Конвенция о правах ребенка, Семейный кодекс РФ, ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.1998 г., Конвенция правовой помощи и правовых отношениях по гражданским семейным и уголовным делам», ч. III ст. 31-37, 1994 г.; Указ президента Российской Федерации «Об основных направлениях государственной семейной политики» от 14.05.1996 г. № 712, Постановление Госдумы ЯНАО от 05.04.1999 г. № 564 «О Концепции семейной политики в ЯНАО», Районная целевая программа «Семья в социальном пространстве северного региона» на территории муниципального образования город Надым и Надымский район на 2005-2007 годы, ФЗ «Об образовании», Устав МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 2 г. Надыма». | ||||
Разработчик программы |
МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 2 г. Надыма». Авторский коллектив: Стоян З.А. – директор, Ткач В.А. – зам. директора по НМР, Гумич Т.И., Колосова В.С. – зам. директора по УВР, Валова Г.В. – зам. директора во ВР, Скворцова Н.Ф. – учитель. | ||||
Цель программы: |
Повышение воспитательного потенциала семьи при активном взаимодействии семьи в образовательном пространстве. | ||||
Задачи программы: |
|
||||
Объект: |
Семейное воспитание. | ||||
Предмет: |
Образовательные связи и комплексное взаимодействие школа – семья. | ||||
База: |
Семьи учащихся МОУ. | ||||
Сроки реализации программы: |
Сентябрь 2004 г. – май 2009 г. | ||||
Критерии:
|
Показатели:
|
||||
Обоснование программы |
|||||
Актуальность данной программы
обусловлена значительными преобразованиями
системы образования, становлением и развитием
новой парадигмы образования и воспитания,
реализацией «Районной целевой программы «Семья
в социальном пространстве северного региона» на
территории муниципального образования город
Надым и Надымский район на 2005 – 2007 годы»,
осознанием педагогическим коллективом
необходимости внесения существенных изменений в
практику взаимодействия школы и семьи, их
стремлением достигнуть максимальной
эффективности в образовании школьников. Социальный портрет современной семьи в стране характеризуется следующими устойчивыми тенденциями:
|
|||||
Этапы реализации программы: |
|||||
Основная деятельность |
Участники |
Сроки |
Ответственные |
||
1 этап – подготовительный (сентябрь 2004 г. – июнь 2005 г.) |
|||||
1. Формирование психологической готовности к положительному восприятию данного проекта. | Экспертный совет |
Сентябрь |
Директор, зам. директора по НМР | ||
2. Изучение научно-методической литературы, опыта инновационных учебных заведений по взаимодействию школы и семьи. | Педагогический коллектив |
Сентябрь-октябрь |
Инициативная группа | ||
3. Разработка концепции Программы и плана мероприятий по реализации программы на 2-3 этапах. | НМС |
Сентябрь- ноябрь |
Директор, зам. директора по НМР | ||
4. Создание инициативной группы для разработки проекта. | Педагогический коллектив |
Сентябрь-январь |
Зам. директора по НМР, ВР, руководители МО | ||
5. Изучение практики работы педагогических работников по данной проблеме в школе. | НМС, экспертный совет |
Сентябрь-март |
Зам. директора по ВР | ||
6. Создание и программирование работы временных творческих групп (ВТГ). | НМС, творческие педагоги |
Ноябрь |
Зам. директора по НМР, ВР | ||
7. Создание научно-методического обеспечения для успешной реализации проекта, экспертиза. | НМС, ВТГ, МО классных руководителей |
Февраль- май |
Зам. директора по НМР, УВР, ВР, ОзР | ||
8. Анализ эффективности сложившейся системы работы педагогов с семьей. | Руководители центров |
Апрель- июнь |
Зам. директора по НМР, УВР, ВР, ОзР, АХЧ | ||
2 этап – проектно-диагностический (август 2005 г. – июнь 2006 г.) |
|||||
1. Анализ воспитательного потенциала семей школьников МОУ. | Классные руководители, педагоги-психологи, социальный педагог |
Сентябрь-декабрь |
Зам. директора по ВР |
||
2. Обновление «Паспорта семьи». | Социальный педагог, классные руководители |
Сентябрь-октябрь |
Зам. директора по НМР |
||
3. Мониторинг работы педагогов с семьей. | НМС, ВТГ |
Ноябрь- март |
Зам. директора по НМР, УВР, ВР |
||
4. Создание компьютерной базы данных по семьям учащихся школы. | Секретарь |
Октябрь-декабрь |
Социальный педагог |
||
5. Создание банка методик психолого-педагогической диагностики и мониторинга реализации проекта. | НМС, педагоги-психологи |
Январь-апрель |
Зам. директора по НМР, ВР |
||
6. Изучение позитивного опыта семейного воспитания. | Классные руководители |
Ноябрь- март |
Руководитель МО классных руководителей |
||
7. Моделирование образовательных связей семья-школа субъектов педагогического социума (учитель, классный руководитель, воспитатель в ГПД, специалисты служб сопровождения, координатор по профилактической работе, педагог-организатор, преподаватель-организатор ОБЖ, педагог дополнительного образования, руководящий работник) с родителями или лицами, их заменяющими. | Субъекты педагогического социума |
Январь-апрель |
Руководители Центров |
||
3 этап – практический (август 2006 г. – июнь 2008 г.) |
|||||
1. Обеспечение условий для реализации Программы. | Администрация |
В течение этапа |
Директор |
||
2. Реализация направлений проекта. | ВТГ |
В течение этапа |
Зам. директора по НМР, УВР, ВР |
||
3. Изучение и анализ инновационной практики педагогических работников в реализации проекта. | НМС, экспертный совет |
Январь-май 2007 г., 2008 г. |
Зам. директора по НМР, ВР |
||
4. Внедрение в практическую деятельность новых форм работы с семьей: | Школьный коллектив, родители |
Педагоги-организаторы |
|||
ь Зарождение новой традиции: | |||||
- праздник «День матери»; | Ноябрь 2006 |
||||
- праздник «День семьи»; | Март 2007 |
||||
- праздник «День отца»; | 2008 |
||||
- конкурс «Семья года». | 2008 |
||||
ь Создание организационно-управленческих органов: | Кл. руководит., инициативная группа |
Директор, зам. директора по ВР |
|||
- «Совет матерей»; | Декабрь 2006 |
||||
- «Совет отцов». | Декабрь 2007 |
||||
ь Педагогическая поддержка семьи: | Школьный коллектив, родители |
Педагоги-организаторы |
|||
- Акция «Милосердие»; | с 2006 г. |
||||
- Марафон «Лето»; | с 2007 г. |
||||
- Ярмарка «Спешите делать добрые дела». | с 2008 г. |
||||
ь Родительский всеобуч: | |||||
- Консультации специалистов «Азбука для родителей»; | Специалисты служб сопровождения |
Постоянно |
Зам. директора по НМР, УВР |
||
- Клуб «Семейная академия». | Педагоги |
с 2007 г. |
Зам. директора по УВР, ВР |
||
5. Организация постоянно действующих научно-практических, методических, проблемных, психолого-педагогических семинаров, направленных на качественную реализацию проекта. | НМС, ВТГ, специалисты служб сопровождения |
Октябрь-март |
Зам. директора по НМР |
||
6. Информационно-консультативное научно-методическое обеспечение по подготовке педагогов к переходу в инновационный режим работы по проекту. | НМС, инициативная группа |
Сентябрь-май |
Зам. директора по НМР |
||
7. Создание банка тематических родительских собраний по возрастным группам. | Классные руководители, педагоги-организаторы |
Сентябрь-март |
Зам. директора по ВР |
||
8. Внесение изменений и корректив в нормативно-правовую базу МОУ, разработка новых локальных актов. | Администрация |
Август- май |
Директор |
||
4 этап – обобщающий (сентябрь 2008 – май 2009 г.) |
|||||
1. Обработка и интерпретация данных. | Экспертный совет |
Сентябрь-декабрь |
Зам. директора по НМР, УВР, ВР, ОзР |
||
2. Соотношение результатов реализации программы с поставленными целями и задачами. | НМС |
Январь |
Зам. директора по НМР, ВР |
||
3. Обобщение опыта работы педагогических работников по реализации проекта. | Классные руководители, ВТГ, НМС |
Сентябрь-февраль |
Зам. директора по НМР, УВР, ВР |
||
4. Разработка методических рекомендаций по внедрению инновационного опыта в другие ОУ. | НМС |
Февраль-март |
Зам. директора по НМР |
||
5. Проведение научно-практического семинара по обобщению опыта. | НМС |
Март- апрель |
Администрация |
||
6. Издание сборника «Повышение воспитательного потенциала семьи на основе усиления роли семьи в школьном образовательном процессе». | НМС, ВТГ |
Март- май |
Директор, зам. директора по НМР, ВР |
||
7. Презентация опыта семейного воспитания в СМИ. | Педколлектив |
В течение этапа |
Зам. директора по НМР, ВР |
||
Литература: 1. Антонов А.И., Борисов В.А. Кризис семьи и пути его преодоления. – М., 1990. 2. Арнольдов А.И. Концепция социальной работы. – М., 1993. 3. Байбородова Л.В., Рожков М.И. Воспитательный процесс в современной школе. – Ярославль, 1997. 4. Беляева Л.А. Философия воспитания как основа педагогической деятельности. – Екатеринбург, 1993 . 5. Библиотека журнала «Директор школы». Выпуск № 3, 2001. Директору школы о сотрудничестве с родителями, - М.: «Сентябрь», 2001. 6. Воспитательный процесс: изучение эффективности. /Под ред. Степанова Е.Н./ – М., «Сфера», 2001 7. Голубев Н.К. Диагностика и прогнозирование воспитательного процесса. – Л., 1988. 8. Гуманизация воспитания в современных условиях. /Под ред. Газмана О.С., Костенчука И.А./ – М., 19995. 9. Игошев К.Е., Миньковский Г.М. Семья, дети, школа. – М., 1989. 10. Инновационные процессы в образовании: Сб. ст. /Под ред. Загвязинского В.И./ – Тюмень, 1990. 11. Максимов В.Г. Педагогическая диагностика в школе – М.: «Академия», 2002. 12. Молчанова Т.К., Виноградова Н.К. Составление образовательных программ. – М., 2001. 13. Новикова Л.И. Школа и среда. – М., 1985. 14. Олиференко Л.Я., Шульга Т.И., Диментьева И.Ф. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска. – М.: «Академия», 2002. 15. Организация работы с приемной семьей: Метод. рекомендации. – Екатеринбург, 1997. 16. Проблемы семьи и детства в современной России. – М., 1992. 17. Сергеева В.П. Классный руководитель в современной школе. – М., «ЦГЛ», «Народное образование», 2002. 18. Чепурных Е.Е. Информация об организации работы с родительской общественностью по проблемам воспитания детей и молодежи в регионах Российской Федерации: Инструктивное письмо Министерства образования Российской Федерации № 28 – 51 – 565/16 от 18.07.2003. 19. Шишова Т.Л. Чтобы ребенок не был трудным. – 2003. 20. Щуркова Н.Е. Школа и семья: педагогический альянс. – М., 2004. |
Общешкольная программа "Школа и Семья" МОУ "СОШ № 2 г. Надыма" на 2004–2009 гг.
Разделы: Работа с родителями