Цели:
- Создать условия для развития умения распознавать предложения в структуре текста. Употреблять заглавную букву и нужный знак препинания в конце предложения через предложенные упражнения.
- Содействовать совершенствованию умения анализировать предложение (находить подлежащее и сказуемое) на предложенных упражнениях.
- Создать условия для развития внимания, мышления через анализ групп слов и букв, содействовать формированию взаимоконтроля, взаимовыручки при анализе предложений, формированию умения правильно вести себя в природе и охранять ее.
Оборудование:
- плакат,
- сигналы-светофоры у детей,
- линейки, карандаши,
- рисунки животных: сова,
- лягушка,
- ворона,
- Лесовичок,
- еж.
Оформление доски:
Число
Классная работа.
Обобщение знаний о предложении.
1.Что такое предложение?
2.Как выделяется оно в речи?
3.Виды предложений.
4.Главные члены предложения.
пабппвг
поляна подснежник душистые
Слова для индивид. работы. Текст.
Ход урока.
1. Орг. момент.
- Дом со всех сторон открыт,
Он резною крышей крыт,
Заходи в зеленый дом,
Чудеса увидишь в нем.
Добро пожаловать в волшебное царство природы. А живет здесь мудрая бабушка Сова. Она охраняет зеленое царство. Сегодня приглашает вас к себе в гости, где вы встретитесь с ее друзьями и ответите на ее вопросы.
На доске тема урока.
- О чем сегодня мы узнаем в нашем путешествии? ( Дети формулируют тему урока)
- Мы ответим на вопросы совы: (на доске)
1. Что такое предложение?
2. Как выделяется оно в речи, на письме?
3. Виды предложений.
4. Главные члены предложения.
2. Чистописание.
Мы на «Поляне Чистописания». После туристов здесь осталось много мусора. Поможем сове прибрать поляну. Определите дежурную букву. Расскажите о ней.
П- обозначает 2 согласных звука: твердый, мягкий; глухие, парная согласная.
-Рассмотрите узор из букв, расскажите последовательность написания:
пабппвг…
-Напишите прописанные слова, разделите их на группы (сущ. и прил., 3 слога и 4 слога)
поляна подснежники душистые
- Составьте из них предложение, запишите. Подчеркните ошибкоопасные места (1 ученик у доски)
На лесной полянке расцвели душистые подснежники.
- Докажите, что это предложение?
Ученик рассказывает правило.
Правило поведения в лесу: Не сори!
3. Словарная работа
Надо перейти через «Ручеек слов»
Лягушка не закончила строить переправу. Помогите.
У доски 2 ученика, вставляют пропущенные буквы, формулируют правило, находят лишнее слово.
в.сна | тра.ка |
гр.чи | бере.ка |
поб.жали | ду.ки |
пч.ла | у.кий |
с.ва | ло.ка |
д.ревья | бума.ка |
Словарная работа: (устный диктант)- используем сигналы- светофоры.
В.тер, л.сица, м.двежий, за.ц, в.рона, с.рока, б.реза.
Найдите лишнее слово. Расскажите правило о существительном.
4. Повторение о предложении, его видах по цели высказывания.
Вышли на «Опушку знаков препинания».
На доске:
Синеет высокое небо бегут говорливые ручьи поют певчие птички чудесно весной.
Ворона Каркуша считает предложения.
-Сколько предложений?
-Как выделяем предложения в речи? На письме?
-Какие знаки ставим в конце предложений?
Стихи-загадки:
Если мысль закончил ты,
Записал на строчку,
Не забудь в конце поставь
Кругленькую (точку).
Чувства сыплются наружу!
Восхищения в словах!
Торжество, тревога, ужас -
(восклицательный здесь знак).Он фигурка небольшая,
Точка под ним большая,
Коль спросить что соберетесь -
Без него не обойдетесь. (вопросительный знак)С почемучкой дружишь ты?
Значит, и в тетрадке
Знак вопроса смело ставь,
Будет все в порядке.
-Какие виды предложений знаете вы?
- Прочитайте в учебнике правила. Из текста зачитайте повествовательное, вопросительное, восклицательное предложения.
Весной поют певчие птицы, у них появляются птенцы. Правило поведения в лесу - НЕ ШУМИ!
5. Физкультминутка.
Спустимся в Дубраву Здоровья. Здесь живет Лесовичок. Он проверит, как вы на слух определяете предложения.
Подтянитесь, если это предложение.
Присядьте, если это слова.
- Расцвела мать-и-мачеха.
- Солнечный.
- Дети гуляют в лесу.
- Шумят деревья.
- Распустились на ветках
- Вы ходили в поход?
- Пахучий
- Как тихо кругом!
6. Повторение о главных членах предложения.
Мы на Просеке главных членов предложения.
Загадка:
Под соснами, под елками
Лежит мешок с иголками.(картинка ежа)
На доске:
2. Из под них показался ежик.!?
4. Какой он запасливый.!?
3. На его иголках зеленели яблоки.!?
1. В кустах послышался шорох.!?
-Составьте рассказ. Поставьте знаки препинания. Спишите, подчеркните главные члены предложения.
Проверка: 1 ученик у доски в 1 предложении подчеркивает главные члены предложения. 1 вариант - во 2 предложении, 2 вариант - в 3 предложении. Взаимопроверка.
Правила: что называется подлежащим, сказуемым? (Работа в парах, затем вслух 2 ученика)
Правило поведения в лесу. Не рви цветы, не ломай ветки, не разрушай муравейники. Не губи! Берегите нашу природу!
7. Проверка знаний.
Тест. (Используем вопросы Совы).
- а) Предложение выражает законченную мысль.
б) Предложение выражает законченную мысль. Слова в предложении связаны по смыслу. - а) В речи предложения отделяются паузой.
б) В речи предложения отделяются точкой. - а) В конце предложения ставится точка.
б) В конце предложения ставится точка или !. или ? - а) Главные члены предложения - подлежащее и
сказуемое.
б) Главные члены предложения - подлежащее и определение.
8. Итог:
1б, 2а, 3б, 4а. – оценка «5»
Рефлексия: используем сигнал-светофор. Зеленый цвет показывают ученики, которым урок помог систематизировать знания, красный – кому помог заполнить пробелы в знаниях.