Урок географии на тему: "Северо-Западный экономический регион. Экономико-географическое положение, состав, природные условия и трудовые ресурсы" с использованием MS PowerPoint

Разделы: География


Именно это стало основой того, что вот уже несколько лет преподаватели разных дисциплин используют интегрированные уроки, чтобы ускорить и облегчить адаптацию учеников и повысить уровень их знаний.

Сегодня все больше и больше внимания уделяется внедрению новых инновационных технологий на уроках. Одним таким нововведение является замена традиционных средств обучения новыми, созданными на основе компьютерных программ. Компьютер обладает способностью пробудить у учащихся все те качества, которые так необходимо для его быстрого творческого роста. С появлением компьютерных технологий в руках человека оказался мощный инструмент, позволяющий усилить его интеллектуальный потенциал за счет автоматизированного сбора, накопления, обработки и хранения информации. Было бы непростительно не попытаться использовать этот инструмент в целях повышения эффективности обучения.

Для преподавания географии сегодня очень важно понять и подобрать средства преподавания, которые позволят реализовать цели и задачи обучения за счет интегрирования различных компьютерных технологий. На сегодняшний день создано множество уже готовых обучающих компьютерных программ, которые можно применять на уроках, например, «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки географии», «Электронные уроки и тесты. География в школе» и еще множество других программ.

Но можно использовать обучающие программы, созданные самостоятельно. Самым простым способом для создания таких программ является MS PowerPoint. С помощью этого программного продукта создаётся мультимедиа технология, объединяющая в себе различные формы представления информации. С помощью презентации, выполненной в MS PowerPoint, возможно использовать больше наглядного материала, но при этом не занимать много места. Использование MS PowerPoint позволяет применять фотографии, слайды, музыкальные фрагменты, дикторский текст, видеоматериалы, компьютерную анимацию, структурированные тексты с иллюстрациями, использовать ссылки на Интернет-ресурсы. Кроме этого с помощью специальных функций программного продукта есть возможность двигаться по презентации не только последовательно, но и создавать возможность нелинейного перемещения между различными частями урока. Используя MS PowerPoint, можно экономить не только место, но и время, так как не нужно чертить и писать на доске, нет необходимости многократно задиктовывать текст. У учеников есть возможность самостоятельно переписать определения с экрана, тем самым избежать ошибок. Современного ребенка уже сложно удивить использованием во время урока видеомагнитофона или DVD-плеера. Использование презентации, по моему мнению, повышает мотивацию обучения учащихся, повышает интерес к предмету, позволяет ускорить и облегчить адаптацию учеников и повысить уровень их знаний. В работе с презентацией используются только новые факты и сведения.

Можно привести один из уроков с использованием MS PowerPoint – это урок в 9 классе на тему «Северо-западный регион. Экономико-географическое положение, состав, природные условия и трудовые ресурсы».

Данная тема выбрана мною не случайно, Санкт-Петербург входит в состав Северо-Западного региона, но это не самое главное, а главное это наш родной город, город в котором мы родились и сейчас работаем и учимся.

Данная презентация является частью электронного учебника «Экономическое районирование». Я пытаюсь создать электронный учебник для проведения уроков в 9-х классах по теме «Экономическое районирование». Любой ученик, пропустив урок, может воспользоваться таким учебником и самостоятельно пройти пропущенный материал.

Северо-Западный экономический район - это второй район, с которым мы знакомимся с учениками. Сейчас я предлагаю попутешествовать по данной теме и тем самым рассмотреть урок с использованием презентации, выполненной с помощью MS PowerPoint.

Презентация

Начинаем путешествие, слайд № 1, 2 - это обозначение темы урока.

Переходя к слайду № 3, мы вместе с учениками пытаемся обозначить главные цели урока.

В слайде № 4 мы узнаем те вопросы, которые нам предстоит рассмотреть на данном уроке. Далее начинаем разбирать материал согласно плану.

Слайды № 5, 6, 7, 8, 9 знакомят учеников с субъектами федерации входящими в состав региона (каждому региону посвящен один слайд). На слайде дана карта и герб субъекта.

Слайд № 10 ученикам предлагает план-характеристику экономико-географического положения (ЭГП) региона. Ученикам дается 10 минут, для того чтобы самостоятельно попытаться составить характеристику ЭГП. На столах у учеников есть атласы, а на экране появляется слайд № 11 (Политико-административная карта Северо-Западного региона), с помощью которого можно составить характеристику ЭГП региона. После этого демонстрируются слайды № 12 - 16, с помощью которых проверяются ответы учащихся и делаются дополнения того, что учащиеся не назвали. Названные характеристики записываются в тетрадь, делается вывод о ЭГП региона. Вывод делают ученики самостоятельно, а правильность вывода проверяем, демонстрируя слайд № 17.

Выяснив особенности ЭГП региона, плавно переходим к определению природных условий, а главное к природным ресурсам, располагающимся на территории Северо-Запада. Начинаем с того, что ученикам предлагается выполнить задание (слайд № 18).

Слайд № 19 позволяет понять, какие природные условия формируются на территории региона.

Слайд № 20 позволяет понять, какие ресурсы встречаются, а главное преобладают на территории Северо-Запада. Далее следуют слайды, посвященные каждому виду природных ресурсов отдельно (№ 21 – минеральные ресурсы, № 22 – водные, № 23 – гидроэнергоресурсы, № 24 – лесные, № 25 – сельскохозяйственные угодья, № 26 - рекреационные ресурсы). Ученикам дается возможность самостоятельно сделать вывод. После того как ученики сами сформулировали вывод о богатстве региона природными ресурсами, им демонстрируется слайд № 27, на котором записан вывод и предлагается ученикам сравнить их вывод и вывод, который указан на экране.

Познакомившись с природно-ресурсной базой для развития экономики региона, переходим к знакомству с особенностями населения. Говоря о населении, нужно осветить следующие вопросы: численность населения, плотность населения и размещение по территории региона (слайд № 28 – численность региона, слайд № 29 – плотность населения, слайд № 30 – расселение населения).

После рассматривания всех пунктов плана ознакомления с ЭГП, составом, природными условиями и трудовыми ресурсами региона, ученикам предлагается закрепить полученные на уроке знания, ответив на вопросы викторины (слайды № 31 - 35).

Рассмотрев один урок, проведенный с помощью современных средств обучения, а именно, презентации, выполненной с помощью такого программного продукта, как MS PowerPoint, понимаешь, что он является простым и понятным инструментом для создания средств обучения на уроках географии. Кроме этого, данный программный продукт не требует очень глубоких знаний компьютера.