Народное искусство – это мир особого отношения человека к окружающей жизни, к своему труду и быту. Оно отражает условия жизни человека, его мышление, характер, умение наблюдать, отражает реальность и красоту в природе и общественной жизни.
Пусть не покажется необычным, что именно сегодня в век необычайных технических открытий и сверхскоростей возрождается интерес к различным видам прикладного искусства. И надо сказать, что возросшее внимание не носит случайного характера.
Оно оправдано тем, что должно уравновесить в психическом состоянии человека нагрузки сегодняшней жизни, все большего количества поступающей информации и разрастающуюся всеобщую технизацию.
Домашнее по своей природе занятие, вышивка ближе всего к человеку. Украшая его одежду и многие предметы домашнего быта, она не требует множества приспособлений. Ткань, нитки и игла есть в каждом доме. Пришла пора вспомнить, что почти каждая женщина в прошлые годы старалась усовершенствоваться в этом умении, а мастера – профессионалы достигали необычайных высот. На Руси умение искусно вышивать передавалось из поколения в поколение, и обучать ребенка этому ремеслу начинали с 4 – 5 лет. Крестьянская девочка должна была к своему совершеннолетию – пятнадцати – шестнадцати годам – сама себе приготовить приданое. В ее сундуке, к приходу сватов, накапливалось до 100 вышитых полотенец, много скатертей, подзоров, наволочек, праздничной одежды и десятки метров холста, сотканного ее руками. На свадьбе из девичьего приданого устраивали своеобразную выставку, и гости строго и оценивали умение и художественный вкус невесты. Но не только об этих качествах рассказывали рукотворные вещи. Их обилие, искусное исполнение, добротность говорили о трудолюбии, усердии и терпении невесты, и всем было очевидно, что в дом к жениху входит прекрасная умелая хозяйка и заботливая жена!
Сохранение этого прекрасного наследия, удивительных достижений – к этому стоит сегодня стремиться. Вышивка – один из самых интересных видов прикладного искусства.
Как впервые возникает желание вышивать? Чаще всего в тот момент, когда видишь необычный рисунок или готовую вышивку, поразившую тебя красотой красок и изысканностью линий. После этого руки сами потянутся к ниткам-краскам вышивальщицы.
Вышивальщица…Слово -то, какое нежное, мягкое, словно шорох шелестящего шелка. А ведь вышивальщица – тот же кудесник, руки которого ловко и быстро создают чудеса.
Народное искусство оказывает огромное воздействие на ребенка, который мыслит формами, звуками, ощущениями.
Многие ребята, глядя на прекрасные работы мастеров, хотят научиться вышивать. Овладеть основами этого вида искусства нетрудно, необходимо знать основные правила и приемы, а все остальное зависит от желания, терпения, усидчивости – качеств, необходимых для этого занятия. Занятие вышивкой развивает творческие способности детей: художественный вкус, чувство цвета.
Особую роль народного декоративно-прикладного искусства в эстетическом воспитании дошкольников отмечали многие отечественные ученые. Е.А. Флерина одна из первых выступала за активное использование народного искусства для развития детского творчества, считая, что в процессе приобщения к нему дети приобретают навыки и умения, необходимые для создания оригинальных произведений, в том числе декоративных узоров. Важное воспитательное значение народного искусства неоднократно подчеркивала и Н.П. Сакулина, считавшая, что детям дошкольного возраста близки и понятны изделия мастеров разных видов декоративного искусства.[1]
Ознакомление детей с русской вышивкой может осуществляться по-разному: в процессе посещения музеев и выставок, в ходе рассматривания вышитых изделий в ДОУ, знакомства с трудом мастериц-вышивальщиц, рисования эскизов для вышивки, а также непосредственного вышивания изделий. Но для этого нужно создать условия, необходимые для работы. [2]
А.С. Макаренко писал, что только при хорошей организации ребенок испытывает радость от труда. В нашем детском саду созданы все условия для детского художественного труда. У нас есть красиво оформленная мастерская, в которой находятся все необходимые для детского труда инструменты и материалы. Попадая в эту мастерскую, у ребенка возникает желание творить.
Процесс ознакомления детей с вышиванием начинаем со старшей группы. В этом направлении работает кружок “Златошвейка”, в котором занимаются дети с 5 лет.
Сначала дети учатся вышивать на карточках по разметке, позже по намеченному контуру, используя в работе в первой половине года бутафорскую иглу, а во второй половине года штопальную иглу. В этом возрасте, дети вышивают швами: “вперед иголку”, ”через край”, используют в работе цветные нитки “ирис”.
Выполняя эту работу, важно заинтересовать детей, вселить уверенность, что они смогут выполнить задуманное. Поэтому на каждом занятии, с детьми старшей группы, создается игровая мотивация. Н/р. У Снегурочки Баба Яга украла корону, а ей нужно идти на праздник к детям. Или, Обезьянка просит детей расколдовать ей бананы.
Часто проводится обыгрывание. Н/р, вышитые бананы положить в корзинку, поколдовать, и вышитые превратились в настоящие. Можно ими угостить детей. Для того, чтобы занятия вышиванием были интереснее, используем художественное слово (стихи, пословицы, потешки).
Большое внимание на занятиях вышиванием уделяется здоровье сберегающим технологиям. Перед тем как приступить к работе, обязательно повторяем правила безопасности работы с иголочкой. А для того, чтобы приготовить пальчики к работе, с детьми проводится пальчиковая гимнастика. Во время объяснения и показа выполнения того или иного шва, дети стоят на колючих резиновых ковриках без обуви. В это время у детей улучшается кровообращение, кровь лучше поступает к головному мозгу и тем самым, дети лучше усваивают объяснение. После работы проводятся упражнения на расслабление.
Успех переживается детьми как радость, этому способствует положительная оценка любого малейшего достижения ребенка.
При систематической работе и правильном руководстве со стороны взрослых многие дошкольники без труда овладевают способами вышивки. На первый взгляд может показаться странным, что и мальчики занимаются вышивкой. Однако опыт показывает, что они проявляют большой интерес к данному виду деятельности. [2]
Начиная с подготовительной группы, дети вышивают на пяльцах по ткани, вышивальной металлической иглой. Используют в работе нитки мулине. Дети учатся вышивать “стебельчатым” и “тамбурным” швами. Наслаждаясь атмосферой доброты и комфортности, ребята быстро и качественно воспринимают все услышанное на занятии. Во время работы часто звучит музыка, иногда дети поют сами. В этом возрасте уделяется большое внимание развитию творчества. Каждый ребенок индивидуален, поэтому ребята, работая по одной теме, вышивают разные вышивки. Н/р, тема занятия “Цирк”, дети вышивают разных дрессированных животных. По окончанию работы, каждый может оформить свою вышивку дополнительными материалами (пуговичками, бусинками, бисером, паетками, и т. д.). В результате каждое изделие имеет свою индивидуальность. Дети легки на выдумку, им весело и радостно участвовать в самом процессе вышивания. Мы видим, как они увлеченно работают и с нетерпением ждут следующих занятий.
Вышивание воспитывает целый ряд ценных качеств личности: трудолюбие, аккуратность, самостоятельность, инициативность, умение работать в коллективе.
Для успешной работы в школе ребенку необходимы полезные трудовые навыки и умения, особенно в процессе, которых будут развиваться мышцы кисти рук, а это так важно для подготовки руки к письму.
Совместный труд способствует укреплению дружбы между детьми. Работа по вышиванию привлекает детей своей необычностью и новизной, она похожа на настоящее дело; это уже не труд понарошку, дети делают настоящую вещь, которую можно использовать в игре, в быту детского сада, подарить близким.
Любое изделие, выполненное ребенком – это его труд, в который он вкладывает много старания, усилий, терпения, времени и, главное желание сделать хорошо и красиво.
Конспект занятия по вышиванию с детьми старшей группы.
ТЕМА. Солнышко.
ЗАДАЧИ. Продолжать учить детей вышивать по разметке, швом “вперед иголка”. Закрепить умение вдевать нитку в иголку, предварительно сложив нить пополам; начинать и заканчивать работу без узелков. Воспитывать усидчивость, терпение.
МАТЕРИАЛ. Карточки из картона 10х10см или из бумвинилованной пленки (обложки от общих тетрадей), с контуром солнышка, заранее пробитого шилом; бутафорская игла; нитки “ирис”; шкатулки для рукоделия; сундук бабушки Загадушки.
ПРИЕМЫ.
1. Создание игровой мотивации.
Обратить внимание детей на сундук бабушки Загадушки. Что же там находится?
Ты весь мир обогреваешь, и усталости не знаешь,
Улыбаешься в оконце, и зовут тебя все … (солнце).
Что-то солнышко не ярко светит. Чтобы оно ярче засветило, нужно взять наши “волшебные” ниточки и вышить его.
2. Показ способов работы с привлечением опыта детей.
Отмерить нить через “локоток” и отрезать ее ножницами. Сложить нить пополам и продеть петлей в ушко иглы. На левой стороне карточки сделать стежок, протянуть нить, оставив небольшую петельку, иглу ввести в эту петельку и туго затянуть нить.
Игла с ниткой в правой руке, а карточка в левой. Вышивание швом “вперед иголка”. Проткнув иглу сверху вниз, перевернуть карточку и опять проткнуть карточку иглой вниз и так до конца разметки. Тот, кто овладеет этим приемом, карточку может не переворачивать, а вышивать и снизу вверх и сверху вниз. Дошив до конца разметки, вывести остатки нити на левую сторону и закрепить за соседний стежок. Отрезать нить ножницами и аккуратно воткнуть иголочку в игольницу.
Перед тем как приступить к вышиванию, повторить правила безопасности труда и приготовить пальчики к работе.
Вот помощники мои
Их, как хочешь, поверни,
Раз, два, три, четыре, пять,
Не сидится им опять.
Постучали, повертели
И работать захотели.(показать пальчики)
(повертеть пальчиками)
(поочередное складывание пальчиков)
(постучать подушечками пальчиков о стол)
(сжатие пальчиков в кулачки)
3. Самостоятельная работа детей.
4. Обыгрывание.
Рассмотреть готовые работы. У всех солнышко засветило ярче.
Солнышко яркое, солнышко жаркое,
Выйди, солнышко, скорей, будет деткам веселей.
ТЕМА. Котик-Коток.
ЗАДАЧИ. Продолжать учить детей вышивать на ткани “стебельчатым” швом, по намеченному контуру, используя в работе металлическую иголочку для вышивания, нитки мулине и пяльцы. Научить детей вытягивать нитки для работы из косички, сплетенной из ниток мулине. Закрепить умение вдевать нитку в иголку; начинать и заканчивать работу без узелков. Воспитывать чувство наслаждения от красиво выполненной работы.
МАТЕРИАЛ. На каждого ребенка заранее приготовленный контур котенка на ткани. Ткань натянута на пяльцы; косичка из ниток мулине; шкатулка для рукоделия; котенок (мягкая игрушка).
ПРИЕМЫ.
1. Создание игровой мотивации.
Детей встречает котенок (мягкая игрушка), мяукает. Дети рассматривают его, какой он красивый, мягкий, пушистый, ласковый и т. д. Оказывается, котенок очень любит играть с клубочками ниток, а дети объясняют котенку о том, что у них много ниток, но они не для игры, а для вышивания. Нитки не намотаны в клубочки, а заплетены в косички. Котенок набегался, наигрался и очень устал. Предложить детям спеть ему песенку
Приди, котенька – коток, приди серенький хвосток,
Приди, котик, ночевать, будем песни напевать.
Уж как я тебе, коту, сладку песенку спою.
Эта песенка колыбельная, котенок начал засыпать. Положить его на подушечку и накрыть одеялком. Предложить детям вышить спящего котенка, а потом подарить ему свои работы.
2. Показ приемов вышивания стебельчатым швом.
Стебельчатый шов состоит из одинаковых косых стежков, плотно прилегающих друг к другу. Работу выполняют слева направо.
Закрепить нить на изнаночной стороне ткани.
Протянуть иголочку на лицевую сторону.
Сделать первый стежок.
Выполнить следующий стежок, выводя иголочку у середины предыдущего стежка.
Все последующие стежки вышивают как предыдущий, строго следя за тем, чтобы стежки были одинаковыми, а натяжение ниточки равномерное, тогда шов получается рельефным.
Ниточка должна находиться всегда с левой стороны по отношению к стежкам (лучше снизу). Менять положение ниточки во время работы нельзя.
3. Самостоятельная работа детей.
Прежде, чем приступить к работе, вспомнить о правилах безопасности труда и разогреть пальчики.
“Во дворе у брата бегали котята.
Испугавшись щелчка, разбежались кто куда.”
(Кончик указательного пальца правой руки сильно вдавить в подушечку большого пальца. Остальные пальцы поднять вверх. Указательный палец резким движением вперед делает сильный щелчок в воздух 3 раза. По аналогии выполнять щелчки остальными пальцами.)
4. Рассматривание вышитых работ.
5. Упражнение на расслабление “Волшебный сон”.
Любопытная Варвара
Смотрит влево…
Смотрит вправо…А потом опять вперед
Тут немного отдохнет.
Шея не напряжена!
И рассла-а-бле-на…
(Движения повторяются по два раза в каждую сторону)
А Варвара смотрит вверх!
Выше всех, все дальше вверх!
Возвращается обратно -Расслабление приятно!
Шея не напряжена
И рассла-а-бле-на…
(Медленно опустить голову вниз)
А теперь посмотрит вниз -
Мышцы шеи напряглись!
Возвращается обратно -Расслабление приятно!
Шея не напряжена.
И рассла-а-бле-на…
Используемая литература.
1. “Дошкольное воспитание” N 1 2005 .г, N 2 2005 г.
“Радость творчества” О. Соломенникова кандидат пед.наук.
2. “Дошкольное воспитание” № 2 2005 г.
“Радость творчества” О. Соломенникова