Государственный стандарт по английскому языку предъявляет следующие требования к уровню подготовки выпускников в области говорения: “Вести диалог, используя оценочные суждения, в ситуациях официального и неофициального общения (в рамках изученной тематики); беседовать о себе, о своих планах; участвовать в обсуждении проблем в связи с прочитанным/ прослушанным иноязычным текстом, соблюдая правила речевого этикета; рассказывать о своем окружении, рассуждать в рамках изученной тематики и проблематики; представлять социокультурный портрет своей страны и страны/ стран изучаемого языка”.
В соответствии с этим задачей ЕГЭ в разделе “Говорение” является проверка уровня сформированности умения использовать устную речь для решения коммуникативных задач. С целью выполнения поставленной задачи экзаменуемым предлагаются следующие тестовые задания: “Тематическое монологическое высказывание” базового уровня, “Диалог с целью обмена фактической информацией” повышенного уровня и “Диалог с целью обмена оценочной информацией” высокого уровня сложности. Уровни сложности проверяемых умений различаются по степени самостоятельности высказывания, сложности тематики, сложности используемых языковых функций, сложности используемого языкового материала.
Хотелось бы поделиться опытом того, как на уроках английского языка можно подготовиться к заданию высокого уровня сложности раздела “Говорение” - “Диалог с целью обмена оценочной информацией”. Задание предполагает умение поддерживать беседу, аргументировать свою точку зрения, принимать или не принимать точку зрения партнера, приходить к обоюдному решению и заканчивать беседу.
В одном из вариантов контрольно- измерительных материалов ЕГЭ 2005 года было предложено задание “Your class has won a regional contest and has been awarded a trip. You and your friend are discussing a trip that everyone in the class would enjoy. You have to decide on one trip only”.
Подобное же задание предлагается в учебно-методическом комплексе “Opportunities” уровня Intermediate издательства “Лонгман” по теме “Adventure” в разделе “Communication Workshop”.
Сравним:
Задание ЕГЭ | Задание из учебника |
Your class has won a regional contest and has been awarded a trip. You and your friend are discussing a trip that everyone in the class would enjoy. You have to decide on one trip only. | You have won a holiday. Work in pairs and negotiate the best holiday to go on together. |
Помимо этого задание ЕГЭ содержит список мест возможного посещения, которые обязательно должны обсудить ученики. Подобный же список содержит и задание учебника. Сравним:
Задание из учебника | Задание ЕГЭ |
- Eco-Tourism in Turkey - Wildlife Safari - White-water rafting - Arctic Adventurе |
- 5 days at the seaside in Turkey - 10-day camping by a lake in Finland - a week in Moscow - a day in the European Disney Land near Paris |
Сравнивая задания, мы можем убедиться, что задания аналогичны. И выполнение задания из учебника поможет сформировать необходимые умения и навыки в области говорения и подготовиться к единому государственному экзамену по английскому языку
Этап 1: постановка цели перед учениками.
Задание: “You have won a holiday. Work in pairs and negotiate the best holiday to go on together: Eco-Tourism in Turkey, Wildlife Safari, White-water rafting, Arctic Adventure”.
Тип задания: диалог – совместное решение проблемы.
Цель: прийти к общему решению, обсудив каждое предложенное путешествие.
Время обсуждения: 3-4 минуты.
Форма обсуждения: в парах.
Этап 2: подготовительный.
а) Выполнение заданий, предложенных в учебнике.
Прочитайте рекламу о видах предлагаемого отдыха.
Arctic Adventure Explore Greenland with us. Mountaineering and skiing are extra options. Accommodation in tents. Transport by four-wheel-drive vehicles and snowmobiles. Experienced guides. Price includes all food and flights. Two-week trips. |
Wildlife Safari. Two weeks on safari in the best reserves of South Africa. Air-conditioned vehicles for observing animals. Accommodation in four-star hotels and tents. Extra option of river canoeing. All food and flights included. |
White-Water Experience. Two week canoeing and rafting on the Colorado River in the USA. Experienced instructors. Accommodation in shared cabins. Flights and food included. Extra offers: trips to San Francisco and Los Angeles. |
Eco-tourism in Turkey. Explore the mountains and coast of Anatolia. Find rare plants and animals. Relax at night around the camp fire. Visit ancient ruins. Go diving in the Aegean. Accommodation in luxury tents. Experienced guides. Two or three-week trips. |
Теперь прослушайте диалог и ответьте на вопросы (они приведены после диалога):
Shulah | Which holiday would you like to go on, Ricky? |
Ricky | I don’t know. They all look very interesting. Er- I think I’d like to go on the wildlife safari. |
Shulah | Really? |
Ricky | I prefer hot places, you know. Like South Africa. |
Shulah | Mm. I think the most exciting one is the trip to Greenland. |
Ricky | Yes? |
Shulah | I mean you can really explore somewhere which isn’t full of people, especially other tourists. It would be great ‘cos you can go skiing and mountaineering as well. |
Ricky | Right. |
Shulah | I wouldn’t like to go on the safari. You know, sitting around watching giraffes. You can see them in the zoo, can’t you? |
Ricky | Yes, but weather is terrible in Greenland. It’s worse than the weather here! |
Shulah | That’s true. |
Ricky | And the Greenland trip sounds quite uncomfortable. |
Shulah | But they do everything for you. Tents, snowmobiles. Wouldn’t you like to go on a snowmobile? |
Ricky | No, not really. I don’t like snow. I’d prefer to go to Africa. |
Shulah | Well, let’s have a look at one of the others. What about canoeing and rafting in the States? |
Ricky | Mm. I wouldn’t like to go rafting. It’s really dangerous. |
Shulah | Oh come on, Ricky. You’d love it in Colorado. It’s hot there. You can’t complain about that! |
Ricky | No, and at least they’ve got cabins. I hate camping. |
Shulah | Yeah, I know! |
Ricky | And I’d like to try canoeing. |
Shulah | Right. And you could go to Los Angeles and San Francisco. You love watching American police films. |
Ricky | OK - let’s go there! |
Вопросы | Ответы учеников |
Which holiday do Ricky and Shulah choose? | White-water experience |
What reasons do they give? | Shulah suggests white-water experience and Ricky admits her variant. - It’s hot there. (Ricky loves hot places) - There are cabins there. (Ricky prefers staying in cabins not in tents) - Friends can try canoeing. (Ricky would like to try canoeing) - They have an opportunity to visit Los Angeles and San Francisco. (Ricky loves watching American police films). |
3. Послушайте еще раз и обратите внимание, какие слова используют Шула и Рики, чтобы показать, что они слушают друг друга.
Words of showing interest | Really? Mm Yes? True Yeah That’s true No I know |
б) Выполнение творческих заданий.
Во время беседы вам будет необходимо обсудить каждое из предложенных мест. Для этого предварительно обозначим преимущества и недостатки каждого из путешествий и заполним таблицу:
Places | Advantages | Disadvantages |
Eco-Tourism in Turkey | ||
Wildlife Safari | ||
White-water rafting | ||
Arctic Adventure |
Учащиеся заполняют таблицу, используя рекламные объявления из учебника, прослушанный диалог, добавляют свои идеи. Им могут помочь предложенные в учебнике опорные слова и выражения:
Key Words Boring, changeable, cold, comfortable, dangerous, difficult, educational, exciting, expensive, good value for money, interesting, lot’s of variety, luxurious, no privacy, rainy, reasonable priced, safe, sunny, tiring, uncomfortable |
Ответы учеников:
Places | Advantages | Disadvantages |
Eco-Tourism in Turkey | - It’s hot and sunny in Turkey. - You can try a lot of tasty fruit. - A good idea is to sunbathe, to dive, to explore the mountains and to learn new things at the same time. - Now Turkey is famous among many foreigners. So you can practice your English speaking to them. |
- It’s difficult to combine two things: relaxing and exploring the place. - There are a lot of people from Russia there. I’d like to communicate with foreigners. |
Wildlife Safari | - It’s hot in Africa and I prefer hot places. - Learning the nature and wildlife is so exciting. - You have a chance to try river canoeing? It’s so useful for health. |
- That’s too hot in South Africa. - Sitting around watching giraffes is rather boring. You can see them in the zoo. - I’m afraid of extreme kinds of sport. They are dangerous. - Mosquitoes can be a problem for us. |
White-water rafting
|
- It’s hot in Colorado. - You could go to Los Angeles and San Francisco. - I hate camping, you know, and they’ve got cabins. - You will have a chance to practice your English, because it’s in the USA. |
- Going rafting is dangerous, I think. - I prefer staying in the hotel but there are cabins. That’s not for me. |
Arctic Adventure | - It’s really unusual and exotic trip. - The idea of exploration somewhere which isn’t full of people, especially other tourists is great. It could be an educational trip. - You can go skiing and mountaineering. - Where else you can try four-wheel drive vehicles and snowmobiles. Nowhere. |
- Weather is changeable in Greenland. We’ll depend on the weather. - Trip sounds uncomfortable. You have to wear a lot of clothes. That’s not for me. I’m tired of them here. |
в) следующим шагом является знакомство учащихся с требованиями к ответу. Ученикам предлагается таблица, в которой отражены требования к их ответу. За основу были взяты “Дополнительные схемы оценивания задания С5” из пособия “Единый государственный экзамен: английский язык: контрольные измерительные материалы: 2005-2006”. [1]
Схема оценивания задания
“You have won a holiday. Work in pairs and negotiate the best holiday to go on together”.
Таблица №1
Критерии | Имена учеников | |||||||
1. Содержание | ||||||||
1. 1. Решение, какую поездку выбрать, принято. | ||||||||
Обсуждены все аспекты задания и дана
аргументация, адекватная поставленной задаче: - Eco-tourism in Turkey - Wildlife Safari - White-water rafting - Arctic Adventure |
||||||||
1. 3. Высказывание связанное и логичное | ||||||||
Нормы вежливости соблюдены при - обмене информацией (использованы слова, демонстрирующие заинтересованность в высказывании партнера), - приветствии и прощании, - выражении благодарности. |
||||||||
2. Взаимодействие | ||||||||
2. 1. Инициирует беседу: - начинает беседу с объяснения ситуации, - предлагает варианты к обсуждению, - инициирует принятие решения. |
||||||||
2. 2. Адекватно отвечает на информацию
собеседника: - соглашается /не соглашается, - выражает уверенность/неуверенность, - выражает удивление, сожаление и т. д. , - при необходимости может восстановить беседу: а) выразить непонимание с просьбой разъяснения, б) спросить собеседника понял ли он. |
||||||||
2. 3. Соблюдается ли очередность при
обмене репликами: - запрашивает мнение собеседника, - предлагает собеседнику высказать свои предложения. |
||||||||
3. Лексика | ||||||||
4. Грамматика | ||||||||
5. Произношение | ||||||||
Количество баллов | ||||||||
Отметка за ответ |
Данная таблица дает четкое представление, по каким критериям будет оцениваться ответ и помогает учащимся заранее продумать свои диалоги в соответствии с требуемыми критериями.
Для того чтобы облегчить запоминание выражений, используемых для взаимодействия, я предлагаю ученикам таблицу “Взаимодействие” (смотрите таблицу №2 в Приложении). Опираясь на нее ученикам легче заучить и использовать выражения необходимые при обсуждении проблемы.
г) Следующим этапом является знакомство с критериями оценивания ответа. За основу взяты “Критерии оценки выполнения заданий С3-С5 раздела 5 “Говорение” из пособия “Единый государственный экзамен: английский язык: контрольные измерительные материалы: 2005-2006”. (Смотри таблицу №3 в Приложении)[1]
Опираясь на данные критерии, во время ответа учащихся заполняется таблица №1 и подсчитывается количество баллов, после чего выставляется отметка. Шкала оценивания: за 14-15 баллов – “отлично”, за 11-13 баллов – “хорошо”, за 9-10 баллов – “удовлетворительно”, за 8 и меньше - “неудовлетворительно”.
д) Учащимся предлагается домашнее задание: “Выучить свои записи в таблице “Advantages
and Disadvantages of Each Trip” и продумать стратегию убеждения своего собеседника.
Этап 3: контроль говорения.
а) Перед процессом контроля ученики разбиваются на случайные пары путем жеребьевки.
б)Во время ответа перед отвечающими находится карточка, аналогичная тем, которые выдаются во время ЕГЭ. Например:
Task 1 (3-4 minutes)
You have won a holiday. Work in pairs and negotiate the best holiday to go on together. You have to decide on one trip only.
Here is a list of options:
- Eco-tourism in Turkey
- Wildlife Safari
- White-water rafting
- Arctic Adventure
Any of you can begin the conversation.
Remember to:
- discuss all the options
- be polite
- take an active part in the conversation
- explain the situation
- come up with the ideas
- give good reasons
- find out your friend’s attitudes and take them into account
- invite your friend to come up with suggestions
- come to an agreement
в) Во время беседы учеников учитель следит за временем, фиксирует выполнение критериев, представленных в таблице №1 и записывает фонематические, лексические, граматические ошибки. После окончания ответа учитель проводит анализ ответа и оценивает его. Вся процедура “ответа - анализа – оценивания” занимает около 8-10 минут. Если есть возможность записать ответ на магнитофонную пленку, то ответ можно оценить не на уроке, а после него, более внимательно прослушав запись.
Этап 4: подведение итогов.
На данном этапе необходимо дать анализ ответам всех учеников, указать на наиболее грубые и часто встречающиеся ошибки. Выяснить, что явилось сложным для учеников.
На реализацию всех этапов требуется два-три урока в зависимости от уровня подготовки учащихся. Главным отличием же данного вида контроля говорения от единого государственного экзамена – это то, что в роли собеседника учащегося выступает учащийся, а не экзаменатор – учитель. Безусловно, учитель может выступить экзаменатором, если у него будет помощник, фиксирующий ошибки или записывающий диалог на магнитофонную пленку. Регулярное и систематичное использование данного вида работы на уроках английского языка способствует развитию навыков диалогической речи и успешной подготовке к сдаче единого государственного экзамена.
Список литературы
- Единый государственный экзамен: английский язык: контрол. измерит. материалы: 2005-2006 / под общей ред. Е. Ф. Прохоровой, М. В. Вербицкой; М-во образования и науки Рос. Федерации, Федерал. Служба по надзору в сфере образования и науки, Федерал. ин-т пед. измерений. - М. : Просвещение, 2006.
- Кузеванова Н. И. . Талзи Л. В. Exam Drive:учеб. Пособие для подгот. к единому гос. экзамену по англ. яз. – Обнинск:Титул, 2003.
- Новые государственные стандарты школьного образования по иностранному языку. - М. : ООО “Издательство Австрель”: ООО “Издательство АСТ”,2004.
- Учебно-тренировочные материалы для подготовки к единому государственному экзамену. Английский язык / Е. Ф. Прохорова и др. – М. : Интеллект-Центр, 2005.