Урок-соревнование по теме: "Тепловые явления"

Разделы: Физика


Форма урока: урок-соревнование

  • Образовательные задачи: систематизация и обобщение знаний по теме
  • Развивающие задачи: активизация познавательной деятельности учащихся.
  • Воспитательные задачи: формирование умений работы в группе.

Оборудование: весы лабораторные (3шт), лист ватмана с нарисованным деревом, цветные кружки из цветной бумаги, фломастеры, валюта для оценки ответов учеников 1 ника из картона размером 5х8 см.

Ход урока

1. Организационный момент: ученики делятся на 3 группы, можно по рядам или по желанию.

2. Вступительное слово учителя, в котором называется цель занятия. Затем идет знакомство с жюри, которое представляет фирму - наниматель “Арт-3”. Это ученики 11б класса: Шевченко Артем, Буравель Артем, Иванкин Артем. Перед каждым представителем стоят весы, на левой чашке которых находится гиря массой 20 г, на правую чашку кладется валюта при правильном ответе группы. Выигрывает группа, у которой быстрее перетянет правая чашка.

3. Первый конкурс называется “Играем в карты”. У всех учеников есть 11 карточек с формулами и единицами измерения:

Q= cm(t2-t1)

Q=Lm

Q=qm

q=Q/m

L=Q/m

c=Q/cm (t2-t1)

1 Дж

1Дж/кг

1Дж/ кг оС

Задания даются одновременно всем ученикам или по очереди, или индивидуально. Примерные задания:

Задание № 1: Называется процесс, например, плавление. Ученики поднимают карту с формулой, по которой можно рассчитать количество теплоты при плавлении.

Задание № 2: Учитель поднимает карточку L=Q/m. Ученики в свою очередь поднимают карту с единицей измерения данной величины.

4. Второй конкурс называется “Немного лирики”. Учитель читает следующее стихотворение:

С годами я все больше понимаю,
Что смысл в жизни - это жизнь.
Уже давно на мир взираю
При помощи стеклянных линз.
Люблю смотреть на звезды ночью.
Они издалека мне излучают свет,
А он стремится в мои очи,
Пройдя по бездне много-много лет.
Весной, любуясь ледоходом,
Прохладу чувствую на берегу реки,
А облака плывут по небосводу,
Как отраженье льдин от зеркала воды.
Зимою от мороза стынут ноги.
Вокруг красиво, чисто и белым-бело.
Заснул медведь в своей избе-берлоге.
Под снежной шубою ему тепло.

Задание № 1:

О каких физических явлениях упоминается в стихотворении?

Ответ: коррекция зрения, излучение и распространение света, механическое движение льдин, облаков, зеркальное отражение.

Задание № 2:

О каких тепловых явлениях идет речь в стихотворении?

Ответ: охлаждение тела, излучение, образование облаков.

Задание № 3:

1. Почему облака не падают на землю?

2. Почему во время ледохода прохладно на берегу?

3. Почему медведю тепло под снегом?

5. Третий конкурс называется “Украшаем дерево”.

Задание № 1:

На цветных кружках, которые есть на столах, фломастером напишите название теплового явления и закрепите на дереве на доске. За каждый правильный ответ - 1 ника.

Ответ: кристаллизация, плавление, испарение, конденсация, сублимация, роса, иней, облака, туман.

6. Подведение итогов урока.

Жюри отмечает группу, которая правильно ответила на большее число вопросов, получила больше валюты. Эта группа принимается на работу в фирму “Арт-3”. Учеников, принявших активное участие в конкурсах, жюри награждает памятными призами.