Профессиональное образовательное учреждение не может быть безразличным к переменам в социально-экономической структуре нашего общества. Оно вносит коррективы в программы, учебники, методы обучения и воспитания. Процесс этот никогда не завершится, образовательное учреждение ориентируется на день завтрашний, чтобы не отстать от жизни уже сегодня.
Стратегия образования – опережать запросы общества, конструировать воспитательные системы так, чтобы личность получала запас нравственных, интеллектуальных, гражданских сил, необходимых не только для того, чтобы адаптироваться, “вписаться” в сегодняшние рыночные отношения, но и для того, чтобы быть готовой активно действовать в меняющихся условиях, направляя их на общую пользу. Предлагаемая модель студенческого самоуправления опирается на концепцию модернизации российского образования, концепцию воспитательной работы, которые формулируют важнейшие задачи воспитания: формирование у студентов гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.
Концепция модернизации российского образования дает возможность колледжу строить свою деятельность, моделировать и практиковать свое развитие в зависимости от собственной специфики, что находит отражение в предлагаемой модели.
Несмотря на изменение государственных устоев, в нашем колледже не произошло скоропалительного отвержения сложившихся в советский период теории и методики воспитания. Задачи воспитания в нашем учебном заведении не были выведены из содержания педагогического процесса, многие педагоги продолжали опираться на традиции воспитания личности в коллективе, методику коллективных творческих дел (КТД), обновляя содержание, используя новые формы организации жизнедеятельности учащихся. Это доказало, что традиции не могут быть отвергнуты чьим-то субъективным решением, что при вдумчивом подходе к прошлому опыту можно найти значимые научные идеи, методический материал и использовать их в конструировании новых воспитательных систем. Что и было сделано педагогическим коллективом нашего колледжа.
Профессиональное образовательное учреждение повернулось сегодня к личности ребенка. Его современная стратегия базируется на образе личности, способной к саморазвитию и самоорганизации жизни, достойной Человека.
За созданием нашей модели кроется новое педагогическое мышление, выстраиваемое на основе философского представления о Человеке, смысле жизни, счастье, свободе, совести, воле, долге, чести и на таких общих характеристиках достойной Человека жизни, как Добро, Истина, Красота.
С одной стороны, модель предлагает разнообразие форм, методов работы участников и органов студенческого самоуправления в процессе их деятельности. С другой стороны – очерчивает вполне определенную педагогическую позицию. Ее ключевые положения:
- Профессиональное образовательное учреждение выполняет свои задачи, когда выпускники колледжа – востребованы на рынке труда и имеют хорошее здоровье. Главная ценность и основной объект педагога – личность студента.
- Творчество педагога – важнейший признак педагогической культуры.
- Высокая требовательность к студенту включает в себя уважение к его человеческому достоинству.
- Взаимодействие педагога и воспитанника предполагает творческое содружество единомышленников, реализующее принцип трех “П” - понимание, принятие и поддержка.
- “Обучая, - воспитывать, воспитывая – обучать” - формула ценности учебно-воспитательного процесса.
- Воспитание эффективно, если оно системно. Соотнеся особенности образовательного заказа с возможностями колледжа, мы определились в целях и направлениях развития – создание профессионального ОУ нового типа (инновационного учебного заведения) и реализация на базе колледжа воспитательной системы, ориентированной на преобразование учебно-дисциплинарной модели взаимодействия взрослых и студентов в личностно-ориентированную. Проблема создания и развития гуманистических отношений в колледже – одна из важнейших. Деятельность колледжа направлена на создание воспитательной системы гуманистического типа, главная цель которой – максимальное развитие личности студента и подготовка к самореализации в жизни с опорой на следующие ценностные ориентиры: Отечество, семью, культуру, здоровье (физическое и психическое).
Создавая какую-либо модель, на ум всегда приходят аналогии. Возьмем растение: для его развития необходимо много источников. Если растение лишить хотя бы одного из них, например, солнца, воздуха или воды, оно умрет. Жизнь растения вплотную зависит от гармонии источников. Быть может, стоит поразмышлять над источниками воспитания, найти эту необходимую совокупность? Так был создан алгоритм воспитательной деятельности.
В основе нашей воспитательной системы лежит идея самоуправления, реализация которой осуществляется через изучение интересов и потребностей субъектов колледжа. Все эти потребности изучаются, т.е. проводится диагностика.
Этой работой преследуется цель:
- содействовать становлению правового демократического самоуправляемого колледжа, обеспечивающего свободное развитие личности;
- воспитывать гражданственность;
- формировать социальную активность, самодеятельность, ответственность, уважительное отношение студентов к правам других людей.
Цель определяет задачи:
- демократизация студенческой жизни;
- создание благоприятных условий для учебы, труда и отдыха студентов и педагогов;
- совершенствование учебно-воспитательного процесса;
- гуманизация и гармонизация взаимоотношений студентов, педагогов и родителей;
- вовлечение их в работу по руководству колледжа, защите прав и интересов ее субъектов.
Решая поставленные задачи, мы выбираем содержание и основные направления деятельности, определяем методы, при помощи которых решаются задачи, а также формы деятельности, условия, виды контроля.
Завершается работа анализом результатов деятельности, внесением необходимых корректив, т.е. мы анализируем, как в процессе нашей деятельности выполняется социальный заказ субъектов колледжа.
Таким образом, замыкается управленческий цикл, новое начало которого определяется оценкой результативности предыдущего.
Более подробное описание основного содержания деятельности всех структурных компонентов, форм и методов работы участников и органов студенческого самоуправления будет рассмотрено позже. Для воспитания целостной личности нужно научить управлять ее развитием и создавать условия для ее самореализации. Для этого, во-первых, мы работаем над созданием благоприятных условий, когда личность открыта воздействию – это яркие, эмоциональные события студенческой жизни (коллективные творческие дела, совместные и индивидуальные проекты, нестандартные уроки, неформальное общение и т.п.)
Во-вторых, - это целостный постоянный процесс воспитания, который реализуется с помощью нашей воспитательной системы, представляющей собой объединение студентов и взрослых в единый коллектив через реализацию общих идей совместной деятельности , гуманных отношений.
Работа по созданию системы самоуправления началась с анализа особенностей педагогической, студенческой, родительской деятельности. Среди всех субъектов колледжа была проведена анкета, одним из вопросов которой был такой: “Если бы вы стали директором, чтобы вы изменили в первую очередь?”
Ответы были разные, но прослеживалась единая линия: сделать студенческую жизнь интересной, сблизиться друг с другом.
Таким образом, необходимо было в первую очередь наличие общей идеи, которая бы объединила студентов, педагогов и родителей и вдохновила бы на ее достижение. Будущее колледжа обсуждалось на конференциях, родительских советах, педагогических советах, советах студентов. После тщательного анализа воспитательных возможностей выработалась общая точка зрения педагогов, студентов и родителей в том, какой они хотят видеть колледж. Именно такой совместный поиск, в котором студенты и педагоги участвовали на равных, позволил каждому осознать свой вклад, почувствовать ответственность за будущее колледжа.