Одной из главных задач воспитания подрастающего поколения является формирование самостоятельности мышления, подготовка к творческой деятельности. В связи с этим в последнее время усилилось внимание к дифференциации и интеграции – двум взаимно обратным тенденциям школьного обучения.
Под дифференциацией понимают расчленение, разделение целого на составляющие элементы; под интеграцией – процесс сближения и связи наук, состояние связанности отдельных частей системы в целое, а так же процесс, ведущий к такому состоянию. Идеи дифференциации целесообразнее использовать в старших классах (создание классов разного профиля, относящихся к гуманитарному, техническому или физико-математическому направлениям). Идеи интеграции, напротив, дадут больший результат при их использовании в более раннем возрасте, начальной школе, и продолжение на всем протяжении обучения.
Процессы интеграции и дифференциации пронизывают традиционное школьное обучение. Преимущество того, другого или их относительно устойчивое равновесие зависит от многих факторов (уровня разработки программ или учебников, квалификации учителя, уровня общего развития ребенка и т. д.). Осуществление направленной интеграции обучения или его дифференциация фактически нарушает определенный баланс и потому обладает как достоинствами, так и недостатками, которые свойственны каждой крайности. Именно поэтому возникает необходимость осмысления основных идей этих тенденций и путей их внедрения в практику.
Продолжительное время школьник получал знания в основном посредством изучения дифференцированных учебных курсов. Однако очень часто у одного ребенка школьные знания так и остаются разрозненными сведениями, искусственно расчлененными по предметному признаку. В результате этого ученик не воспринимает целостно ни учебный материал, ни, тем более, картину окружающего мира. Потребность преодолеть указанное противоречие приводит к активному поиску межпредметных связей, к попыткам их использования в дифференцированном обучении.
Как уже было отмечено, интеграция и дифференциация – это взаимообратные процессы. Они взаимодополняют диалектически равновесное состояние целостной системы любого уровня. Именно поэтому нужно стремиться к созданию системы, оптимально сочетающей идеи интеграции и дифференциации.
В настоящее время используются различные способы интеграции. На современном этапе развития образования наиболее принятой формой интеграции стало создание интегрированных курсов, то есть объединение нескольких учебных дисциплин в единый предмет. Следует отметить, однако, что создание таких учебных курсов потребует разносторонне квалифицированного коллектива авторов. Его же преподавание требует не только высочайшей квалификации, но и весьма широкой эрудиции.
Интеграция – новый подход к обучению и воспитанию учащихся.
Различные способы осуществления интеграции не могут быть абстрактно хорошими или плохими. Суть проблемы заключается в том, чтобы не отвергать один из них и применять другой, а ввести систему интеграционных мер с учетом возрастных (физиологических и психологических) особенностей учащихся всех уровней образования.
Введение интеграционной системы, не отвергающей дифференциацию в обучении, а дополняющую ее, может в большей степени, чем традиционное попредметное обучение, способствовать воспитанию широко эрудированного молодого человека, обладающего целостным мировоззрением, способностью самостоятельно систематизировать имеющиеся у него знания и нетрадиционно подходить к решению различных проблем.
В чем же заключается суть интеграции в обучении? Применительно к системе обучения понятие “интеграция” может принимать два значения: во первых, это создание у школьника целостного представления об окружающем мире (здесь интеграция рассматривается как цель обучения); во-вторых, это нахождение общей платформы сближения предметных знаний (здесь интеграция – средство обучения). Интеграция, как цель обучения, должна дать ученику те знания, которые отражают связанность отдельных частей мира как системы, научить ребенка представлять мир как единое целое, в котором все элементы взаимосвязаны (Реализация этой цели может начаться уже в начальной школе). Интеграция также – средство получения новых представлений на стыке традиционных предметных знаний. В первую очередь она призвана заполнить незнание на стыке уже имеющихся дифференцированных знаний, установить существующие связи между ними. Она направлена на развитие эрудиции обучающегося, на обновление существующей узкой специализации в обучении. В то же время интеграция не должна заменить обучение классическим учебным предметам, она должна лишь соединить получаемые знания в единую систему.
Сложность проблемы заключается в динамическом развитии интеграции от начала к концу обучения. Если в начале наиболее целесообразно усвоить “немного обо всем”, затем необходим синтез разрозненных знаний и умений, то к концу обучения необходимо знать “все о немногом”, то есть, это уже специализация, хотя и на новом, интеграционном уровне. В начальной школе интеграцию целесообразно строить на объединении достаточно близких областей знаний, на дальнейших же ступенях обучения она стремиться к объединению стыков фундаментальных наук.
Следует отметить, что развитие творческих способностей, формирование умений самостоятельно работать происходят как на уроке, так и в домашних условиях при выполнении домашних работ.
Интеграция в обучении позволяет перейти от локального, изолированного рассмотрения различных явлений действительности к их взаимосвязанному, комплексному изучению.
С учетом возрастных особенностей школьников при организации интегрированного обучения появляется возможность показать мир во всем его многообразии, что способствует эмоциональному развитию.
Интегрированный подход позволяет установить, что изучаемая тема связана с другими темами учебного предмета, а так же с различными темами других дисциплин, то есть в изученной теме могут действовать внутрипредметные и межпредметные связи. Так, например тема “Редактирование текстовых документов” на уроке информатике может быть интегрирована с темой “Сложные предложения” по русскому языку. Приведем примеры заданий, которые могут быть использованы на таком уроке.
1. Заполни пробелы.
Дни ст..н..вились короче, ночи – х..л..днее. На злаках с..зрели зерна. Вет..р р..нял их на землю, и птиц.. ст..ями сл..тались на луг подб..рать их. Пику ж..лось оч..н.. сытно. Он с каждым днем п..лн..л. Ш..рстка на нем л..снилась. Т..п..рь мал..н..кий (четырех)ногий пут..шествен..ик устроил с..бе кл..д..вую и с..б..рал в нее з..пасы на ч..рный день.
2. Удали слова, написанные неправильно (сколькими способами это возможно сделать?):
одиннадцать – одинадцать
директор – деректор
килограмм – килограм
коллективный – колективный
суботник – субботник
досвидания – до свидания
путишествие – путешествие
луч – лучь
ростение – растение
сзесь – здесь
двенадцать – двеннадцать
пасажир – пассажир
медленно – медлено
3. Ты уходишь из дома и тебе надо предупредить маму, чтобы она не волновалась. Напиши ей записку.
4. Попробуй сочинить стихотворение, используя предложенные пары слов, копируя их:
народ – огород;
монета – карета;
жара – ветра;
зверь – дверь.
5. Восстановите пословицы и поговорки, перемещая фрагменты текста:
Беда – основа жизни.
Безделье – мать успеха.
Гляди глазами, бранят – беги.
Гостю – почет, мышке – слезки.
Дают – бери, да не тронь руками.
Дети – войску погибель.
Кошке – игрушки, хозяину – честь.
Краткость – сестра болезни.
Повторенье – земли украшенье.
Растенье – мать ученья.
Труд – глупости сосед.
Трус – украшение дома.
6. Замени в тексте все слова бегемот на рысь (сколькими способами это возможно сделать?)
БЕГЕМОТ
Бегемот – ночное животное. Весь день лежит на
толстой ветке либо забирается в нору. Часами
лежит, не шелохнется. Но чуть хрустнет ветка –
бегемот сразу открывает глаза.
Ночью бегемот отправляется на охоту. Осторожно
бродит, останавливается, прислушивается: добычу
выслеживает. А то сядет на ветку ели над
тропинкой, где ходят звери к водопою. Ни одним
движением не выдаст себя хищник, даже когда
заслышит зверя. Только легкая дрожь пробежит по
телу, да глаза засветится зеленым блеском.
7. Подчеркни главные члены предложения. Вставь пропущенные знаки препинания.
Лес уже пожелтел поскучнел под дыханием осени. Сухой лист трепетал на ветках опадал крутился в воздухе. Он покрывал землю пестрым мягким шуршащим ковром. Казалось лес задумался и смотрел в бледное низкое и хмурое небо. Тишину нарушал только треск сухой ветки под ногами пугливого зверька шумный полет синицы и сердитый крик вороны.