Решая логические задачи на уроках математики, учитель создает реальные предпосылки для дальнейшего систематического ознакомления учащихся с различными случаями применения имеющихся у учащихся знаний в ситуациях сходных реальной действительности.
1. Например, таковыми являются задачи, относящиеся к так называемым задачам на переливания. Следует отметить, что и познавательный потенциал рассмотрения таких задач достаточно велик.
Рассмотрим в качестве примера следующие задачи.
1.1. В первый сосуд входит 8 л, во второй – 5 л, в третий – 3 л. Первый сосуд наполнен водой, а остальные два пусты. Как с помощью этих сосудов отмерить 1 л воды?
Условие данной задачи очень просто по своему
содержанию, что делает его доступным ученикам
начальной школы.
Составим таблицу данных и используем ее в
процессе решения.
1-й сосуд (8 л) | 8 |
3 |
3 |
6 |
6 |
1 |
2-й сосуд (5 л) | 0 |
5 |
2 |
2 |
0 |
5 |
3-й сосуд (3 л) | 0 |
0 |
3 |
0 |
2 |
2 |
Количество находящейся в них воды | На I этапе |
на II этапе |
на III этапе |
на IV этапе |
на V этапе |
на VI этапе |
На VI этапе получаем необходимое значение в первом сосуде.
1.2. Как, имея лишь два сосуда емкостью 5 л и 7л, отмерить 6 л воды?
Решение.
1-й сосуд (7 л) | 7 |
2 |
2 |
7 |
4 |
4 |
0 |
7 |
6 |
2-й сосуд (5 л) | 0 |
5 |
0 |
2 |
5 |
0 |
4 |
4 |
5 |
Сосуды | Переливания |
1.3. Каким образом из реки можно принести ровно 6 л воды, если имеется только два ведра: одно емкостью 4 л, другое – 9 л?
Решение.
1-й сосуд (9 л) | 9 |
5 |
5 |
1 |
1 |
0 |
9 |
6 |
2-й сосуд (4 л) | 0 |
4 |
0 |
4 |
0 |
1 |
1 |
4 |
Сосуды | Переливания |
1.4. Бидон емкостью 10 л заполнен молоком. Требуется перелить из этого бидона 5 л в семилитровый бидон, используя при этом еще один бидон, вмещающий 3 л.
Решение.
1-й сосуд (10 л) | 10 |
3 |
3 |
6 |
6 |
9 |
9 |
2 |
2 |
2-й сосуд (7 л) | 0 |
7 |
4 |
4 |
1 |
1 |
0 |
7 |
5 |
3-й сосуд (3 л) | 0 |
0 |
3 |
0 |
3 |
0 |
1 |
1 |
3 |
Сосуды | Переливания |
1.5. Имея два бидона емкостью 4 л и 5 л, можно ли налить в ведро 3 л воды, если емкость ведра не менее 3 л?
Решение.
1-й сосуд (5 л) | 0 |
4 |
4 |
5 |
5 |
2-й сосуд (4 л) | 4 |
0 |
4 |
3 |
0 |
3-й сосуд (не менее 3 л) | 0 |
0 |
0 |
0 |
3 |
Сосуды | Переливания |
2. Сходны с задачами на переливания задачи на затруднительные положения, например, переправы. Решение таких задач возможно путем описания порядка действий или заполнения таблиц.
2.1. Как перевезти в лодке с левого берега на правый волка, козла и капусту, если известно, что волка нельзя оставить без присмотра с козлом, а козел “неравнодушен” к капусте. В лодке только 2 места, поэтому можно брать с собой одновременно или одно животное или капусту.
Решение.
Опишем организацию перевозки.
В первом рейсе перевозчик берет с собой козла,
оставляя на левом берегу волка и капусту.
Переехав на правый берег, перевозчик оставляет
там козла и возвращается на левый берег.
Во втором рейсе перевозчик берет с собой волка,
оставляя на левом берегу капусту. Переехав на
правый берег, перевозчик оставляет там волка,
забирает с собой козла и возвращается с ним на
левый берег.
В третьем рейсе перевозчик берет с собой капусту,
оставляя на левом берегу козла. Переехав на
правый берег, оставляет там капусту с волком и
возвращается на левый берег.
И, наконец, в четвертом рейсе он перевозит с
левого берега на правый козла.
2.2. Как перевезти в лодке с левого берега на правый козла, капусту, двух волков и собаку, если известно, что волка нельзя оставлять без присмотра с козлом и собакой, собака в “ссоре” с козлом, а козел “неравнодушен” к капусте? В лодке только три места, поэтому можно брать с собой не более двух животных или одно животное и капусту.
Решение.
В первом рейсе перевозчик берет с собой козла и
собаку, оставляя на левом берегу двух волков и
капусту. Переехав на правый берег, перевозчик
оставляет там козла и с собакой возвращается на
левый берег.
Во втором рейсе перевозчик берет с собой собаку и
капусту, оставляя на левом берегу только волков.
Переехав на правый берег, перевозчик оставляет
там собаку и капусту, а с козлом возвращается на
левый берег.
В третьем рейсе перевозчик берет с собой двух
волков, оставляя на левом берегу козла. Переехав
на правый берег, он оставляет там двух волков и
капусту, берет с собой собаку и возвращается на
левый берег.
В четвертом рейсе перевозчик забирает с собой
собаку и козла и переезжает на правый берег. На
этом перевоз закончен.
2.3. Двое мальчиков катались на лодке. К берегу подошел отряд солдат. Лодка так мала, что на ней могли переправиться двое мальчиков или только один солдат. Как солдаты смогли переправиться через реку?
Решение.
Мальчики на лодке плывут к другому берегу. Один из них остается там, а другой возвращается. Один солдат переправляется, вылезает, а мальчик возвращает лодку. Таким образом, чтобы переправить одного солдата, лодка 4 раза плывет от берега до берега. Аналогично переправляются остальные.
3. Одним из способов решения последующих задач является последовательное заполнение соответствующих таблиц в соответствии с алгоритмом разрабатываемым самими учащимися.
3.1. Беседуют трое: Белокуров, Чернов и Рыжов. Брюнет сказал Белокурову: “Любопытно, что один из нас русый, другой – брюнет, а третий – рыжий, но ни у кого цвет волос не соответствует фамилии”. Какой цвет волос имеет каждый из беседующих?
Решение.
Для решения задачи воспользуемся таблицей.
Фамилия |
Цвет волос |
||
Рыжий |
Брюнет |
Русый |
|
Белокуров |
|
|
|
Чернов |
|
|
|
Рыжов |
|
|
|
По условию задачи Белокуров не русый, Чернов не брюнет, и Рыжов не рыжий. Это позволяет поставить знак “–” в соответствующих клетках. Кроме того, по условию задачи Белокуров не брюнет, и, значит, в клетке на пересечении строки “Белокуров” и столбца “Брюнет” также нужно поставить знак “–”.
Фамилия |
Цвет волос |
||
Рыжий |
Брюнет |
Русый |
|
Белокуров |
|
– |
– |
Чернов |
|
– |
|
Рыжов |
– |
|
|
Из таблицы следует, что Белокуров может быть только рыжим. Поставим знак плюс в соответствующей клетке. Отсюда видно, что Чернов не рыжий. Обозначим это знаком минус в таблице. Теперь ясно, что Чернов может быть только русым, а Рыжов – брюнетом.
Фамилия |
Цвет волос |
||
Рыжий |
Брюнет |
Русый |
|
Белокуров |
+ |
– |
– |
Чернов |
– |
– |
+ |
Рыжов |
– |
+ |
– |
3.2. В бутылке, стакане, кувшине и банке находятся молоко, лимонад, квас и вода. Известно, что:
- вода и молоко не в бутылке;
- сосуд с лимонадом стоит между кувшином и сосудом с квасом;
- в банке не лимонад и не вода;
- стакан стоит около банки и сосуда с молоком.
Куда налита каждая жидкость?
Решение.
Воспользуемся следующей таблицей.
Жидкость |
Сосуд |
|||
Бутылка |
Стакан |
Кувшин |
Банка |
|
Молоко |
||||
Квас |
||||
Лимонад |
||||
Вода |
Из условия 1 задачи следует, что в бутылке не вода и не молоко, и поэтому в соответствующих клетках нужно поставить знак минус. Из условия 2 следует, что в кувшине не лимонад и не квас. Отметим это в таблице. Из условия 3 известно, что в банке не лимонад и не вода. На пересечении столбца “Банка” и строк “Лимонад” и “Вода” ставим минусы. Из условия 4 следует, что молоко не в банке и не в стакане. Для молока остается кувшин. Эти данные заносим в таблицу.
Жидкость |
Сосуд |
|||
Бутылка |
Стакан |
Кувшин |
Банка |
|
Молоко |
– |
– |
– |
|
Квас |
– |
|||
Лимонад |
– |
– |
||
Вода |
– |
– |
Теперь, когда все условия задачи использованы, видно, что молоко в кувшине, а квас в банке. Поэтому квас не может быть в бутылке и стакане, а вода не в кувшине. Поставим знак минус в этих клетках. При этом становится ясно, что лимонад в бутылке, а вода в стакане.
Жидкость |
Сосуд |
|||
Бутылка |
Стакан |
Кувшин |
Банка |
|
Молоко |
– |
– |
+ |
– |
Квас |
– |
– |
– |
+ |
Лимонад |
+ |
– |
– |
– |
Вода |
– |
+ |
– |
– |
3.3. Три подруги вышли погулять в белом, зеленом и синем платьях и в туфлях таких же цветов. Известно, что только у Ани цвет платья и цвет туфель совпадают. Ни туфли, ни платье Вали не были белыми. Наташа была в зеленых туфлях. Определите цвет платья и туфель на каждой из подруг.
Решение.
Для решения воспользуемся следующей таблицей:
Имя |
Цвет туфель |
Цвет платья |
||||
Белый |
зеленый |
синий |
белый |
зеленый |
синий |
|
Аня | ||||||
Валя | ||||||
Наташа |
Так как Наташа была в зеленых туфлях, то обозначим это знаком плюс в таблице и пометим, что туфли у нее не могут быть белыми и синими. У Ани и Вали в столбце “Цвет туфель зеленый” ставим минус. Так как ни туфли, ни платье Вали не были белыми, то в соответствующих клетках ставим знак минус. Теперь видно, что у Ани туфли белые, а у Вали – синие. Так мы установили цвета туфель девочек. При этом, учитывая условие задачи, мы делаем вывод, что у Ани платье белое, у Вали платье не синее, а у Наташи платье не зеленое. Следовательно, у Вали платье зеленое, а у Наташи – синее.
Имя |
Цвет туфель |
Цвет платья |
||||
Белый |
зеленый |
синий |
белый |
зеленый |
синий |
|
Аня | + |
– |
– |
+ |
– |
– |
Валя | – |
– |
+ |
– |
+ |
– |
Наташа | – |
+ |
– |
– |
– |
+ |
3.4. Три студента: Андреев, Борисов и Воронов – учатся на различных факультетах Новгородского педагогического института (историческом, физико-математическом и иностранных языков). Все они приехали из различных городов: Таллинна, Твери, Вышнего Волочка, причем один из них увлекается футболом, другой – баскетболом, третий – волейболом. Известно, что:
1) Андреев не из Вышнего Волочка, а Борисов не из Твери.
2) Студент, приехавший из Вышнего Волочка, учится не историческом факультете.
3) Тверянин учится на факультете иностранных языков и увлекается футболом.
4) Воронов учится на историческом факультете.
5) Студент физико-математического факультета не любит волейбол.
Из какого города приехал каждый студент, на каком факультете он учится и каким видом спорта увлекается?
Решение.
Воспользуемся тремя таблицами.
Фамилия | Город |
||
Таллинн |
Тверь |
В. Волочек |
|
Андреев | – |
+ |
– |
Борисов | – |
– |
+ |
Воронов | + |
– |
– |
Фамилия | Вид спорта |
||
Футбол |
Баскетбол |
Волейбол |
|
Андреев | + |
– |
– |
Борисов | – |
+ |
– |
Воронов | – |
– |
+ |
Город |
Факультет |
||
Исторический |
Физико-математический |
Иностранных языков |
|
Таллинн | + |
– |
– |
Тверь | – |
– |
+ |
В. Волочек | – |
+ |
– |
Из первого условия следует, что на пересечении строки “Андреев” и столбца “В. Волочек”, а также в клетке “Борисов – Тверь” надо поставить знак минус.
Из второго условия следует, что в клетке “В. Волочек – исторический” третьей таблицы следует поставить знак минус.
Из третьего условия следует, что в клетке “Тверь – иностранный язык” третьей таблицы следует поставить знак плюс. Но тогда студенты из Таллинна и В. Волочка не могут учиться на факультете иностранных языков. Кроме того, студент из Твери не учится на историческом и физико-математическом факультетах. Поставим знак минус в соответствующих клетках. Но тогда, очевидно, что таллиннец учится на историческом, а студент из В. Волочка – на физико-математическом.
По четвертому условию Воронов учится на историческом факультете, и поэтому Воронов из г. Таллинна, а Андреев и Борисов живут в другом городе. Отметим это в таблице. Воронов не житель Твери и В. Волочка. В этих клетках можно поставить знак минус. Тогда, очевидно, что Борисов живет в В. Волочке, а Андреев – в Твери. Первая таблица заполнена.
По условию 3 тверянин увлекается футболом. Но тверянином является студент факультета иностранных языков Андреев. Значит, Андреев увлекается футболом, и поэтому в соответствующей клетке второй таблицы поставим знак плюс и отметим, что Андреев не играет в баскетбол и волейбол, а Борисов и Воронов не увлекаются футболом.
Наконец, студент физико-математического факультета не любит волейбола. Этот студент – житель В. Волочка, т. е. Борисов. Во второй таблице ставим знак минус в строке “Борисов” и столбце “Волейбол”. Таблица легко заполняется до конца.