Основные задачи:
- Выявление круга начитанности учащихся, закрепление литературоведческих понятий художественных произведений, формирование читательских умений.
- Развитие навыка чтения, развитие речи, развитие уровня владения определенной системой навыков и умений работать с книгой, обогащение речи выразительными средствами языка.
- Воспитание эмоционально-эстетического восприятия художественного произведения творческой деятельности.
Оборудование урока:
- Модель обложки, заместители жанров.
- Выставка книг о весне.
- Книги-самоделки.
- Карточки для индивидуального чтения.
- Музыкальное оформление.
- Пиктограммы.
- Жетоны для отвечающих.
Оформление доски:
- Тема урока.
- Эпиграф.
- Модели обложек (маленькие).
- Рубрика “С днем рождения!”
- Модель рассказа Г. Скребицкого “Жаворонок” (заместители жанров)
I. Всесторонняя проверка знаний
– В начале урока совершим путешествие в мир литературы и перелистаем страницы известных произведений.
Страница 1.
– Узнайте произведение по прочитанному отрывку.
– Назовите фамилию автора и заглавие.
- “Солнце светит ярко, и лучи его, играя и улыбаясь, купаются в лужах вместе с воробьями. (А. Чехов “Весной”)
- “Не сразу взялась она за дело. Сперва призадумалась: какую бы ей картину нарисовать?” (Г. Скребицкий “Весна – художник”)
- “Прилетел на шум Жаворонок, огляделся, прислушался и защебетал: Весна, солнце, небо ясное, а вы ссоритесь?” (Н. Сладков “Проталина”)
Страница 2.
А сейчас назовите героев произведения. (Диалог по ролям.)
– Дружище, что с тобой? Да на тебе лица нет!
Осунулся и почернел!
– Плохи дела, – испаряюсь… (Снег и Ветер)
Страница 3.
– Подумайте…
Какие произведения соответствуют данным моделям?
(Дети называют произведения, соответствующие данным моделям.)
– Что объединяет данные произведения?
Ответы учащихся:
– Эти произведения о природе, о весне.
– А как называет А.С.Пушкин это время года в стихотворении “Гонимы вешними лучами”?
Ответы учащихся:
– Пушкин называет весну – утром года.
– Как называется данный прием в литературе?
Ответы учащихся.
II. Знакомство с новым произведением
– А сейчас приоткроем дверь в мир музыки, литературы и искусства (звучит музыкальный отрывок Чайковского “Песня жаворонка”).
– Покажите свои чувства в движении.
– Покажите с помощью пиктограмм настроение, которое вызвал у вас этот музыкальный отрывок.
– Попробуем пронести это светлое жизнерадостное настроение через весь урок. Ведь эпиграфом к сегодняшнему разговору являются строки Баратынского, прочитаем их хором:
Весна, весна! Как воздух чист!
Как ясен небосклон…
– А тема урока звучит так: Весна в литературе, музыке и искусстве. Георгий Скребицкий “Жаворонок”.
– А теперь сравните музыку и следующие строки.
(Учитель читает текст.)
III. Определение жанра и темы произведения
– Понравилось ли вам это произведение?
– Что вы услышали?
– Подходит ли данная модель к прослушанному произведению?
(Учитель ставит проблему, которую дети должны решить и доказать.) Почему не подходит?
– Назовите произведения и фамилию автора?
– Помогите заполнить таблицу-схему:
Произведения о природе |
– Скребицкий
– Пришвин
– Ушинский
– Сладков
– Жуковский
– Пушкин
– Тютчев
– Спасибо!
IV. Работа с текстом
- 1 абзац. Как описывает автор восход?
- 2 абзац. Прочитайте, как появляется жаворонок?
- Последний абзац. С чем Скребицкий сравнивает жаворонка?
V. Работа в тетради по литературному чтению под руководством учителя.
VI. Литературно-творческая работа
Учитель: Закройте на мгновение глаза…
(Звучит музыка). Представьте чистое,
ясное небо. Легкие облака. Из-за дальнего леса
медленно поднимается солнце, освещая поля, леса и
пригорки розовым цветом. Вдруг с одного из таких
пригорков взлетает небольшая серенькая птичка и
оттуда, с голубой высоты льется на землю
радостная, звенящая песня. Прислушайтесь… Тихий
звон капель, журчание хлопотливого ручейка и еще
что-то такое светлое… Представили?
Я не буду спрашивать. Пусть это будет тайной,
которая позже откроется для всех.
(Дети начинают рисовать иллюстрации к данному произведению.)
Показ удачных работ. Когда дети заканчивают иллюстрировать, учитель просит их: “Подойдите ко мне! Модель обложки готова!”
– С каким произведением познакомились?
– Кто написал его?
– Какие еще произведения Скребицкого вы помните?
– О чем пишет Скребицкий?
– Назовите писателей, поэтов, которые пишут о природе? Поприветствуем модель книги. С днем рождения, очередная самоделка!
VII. Работа по группам
Проверка творческого домашнего задания.
Театрализованное представление.
1 группа. Инсценировка отрывка произведения М.Горького “Воробьишко”.
Воробьишко: Что такое мир и годится ли
он для меня? А зачем деревья качаются?
(Человек проходит мимо).
Воробьишко: Ой! Ой! Чисто крылья ему
оборвала кошка, одни косточки остались…
Мама-воробьиха: Это человек, они все
бескрылые.
Воробьишко: Чушь! Все должны иметь
крылья!
2 группа. Самоделки.
Дети выходят к доске с самоделками в руках. Их номер объявляется так: "Под парусом весны весенние этюды". Дети читают собственные мысли, называя произведение (заглавие, автора).
Например: “Проталинки – это островки новой
жизни…” Николай Сладков, “Проталина”.
Или
“Цветок идущий к нам по снегу, – Простой цветок,
Но сколько он несет.” Э. Шим “Чем пахнет весна”.
3 группа. Произведение фольклора.
Дети в русских народных костюмах выступают с собственным произведением.
Ходи хоровод
В честь веселой, именитой
Нашей матушки – Весны,
Закличка “Веснянка”
Приходи весна, весна красная,
Приходи Весна, весна с радостью!
Ой-люли-люли, приходи!
Солнце ясное взойди,
Тысячу людей освети.
Неудачу – в XXI век – не пусти!
Ой – люли, не пусти!
VIII Домашнее задание
Задание по уровням.
- Выразительное чтение рассказа (слабый уровень).
- Наизусть – понравившийся отрывок (сильный уровень).
VIII Итог урока
– Урок подошел к концу. Мы постарались раскрыть тему весны в литературе, музыке и искусстве. Пусть каждый унесет с собой чистоту лазури, теплые лучи апрельского солнца и мартовскую песнь заливистого жаворонка.
Всех присутствующих угощаем печеньем “Жаворонки”.