Если оглядеться вокруг, то обязательно отметишь, как много сейчас людей сутулых, с плохой осанкой не только среди детей и подростков, но и среди взрослых. Природа удивительно целесообразно приспособила наше тело для движения. Опора тела для всех его органов – скелет, а опора скелета – позвоночник. Позвоночник имеет самое сложное, самое изящное строение и состоит из 32 позвонков, из которых 24 гибко соединены между собой, а крестец и копчик – это сросшиеся позвонки. Подвижность позвонков по отношению друг к другу обеспечивается хрящевыми прокладками (дисками), суставами и связками. Природа очень умело объединила все отдельные части позвоночника в единое целое и позволила нам не просто жить, а жить в движении, перемещаясь в пространстве.
Как и другие болезни нашего организма, заболевания позвоночника вызываются самим процессом нашей жизни, зависят от наших привычек: от того, как мы лежим, сидим, ходим, поднимаем тяжести. Заболевания позвоночника формируются с детства и в дальнейшем могут стать причиной тяжёлых нарушений функций как самого опорно-двигательного аппарата, так и внутренних органов, что приводит к длительной нетрудоспособности, а не редко и к инвалидности. Очень часто родители начинают беспокоиться, волноваться лишь тогда, когда их любимый ребёнок заболел. Тогда начинается поиск нужных врачей и выход из сложившейся ситуации. А ведь необходимо с детства, в порядке профилактики, предотвращать различные заболевания позвоночника, его искривления, следить за тем как ходит, сидит, спит, делает уроки ваш ребёнок. От того, насколько подвижен ребёнок, напрямую зависит его здоровье и работоспособность. “Его жизнь согнула” – говорят о человеке с выраженными изменениями грудного отдела позвоночника. Это часто бывает у людей пожилого и старческого возраста. Но когда перед нами сутулый подросток – это, прежде всего проявление болезни, а не “тяжёлой жизни”. Чтобы ваши дети росли здоровыми, счастливыми, преуспевающими в учении и работе, мы обязаны оградить их от заболеваний опорно-двигательного аппарата.
Базой для проведения профилактических и лечебных мероприятий в данном направлении должны быть общеобразовательные учреждения. В нашей школе активная работа по профилактике и лечению нарушений ОДА началась в апреле 2001 года, когда между школой и региональным благотворительным общественным фондом содействия лечебно-реабилитационной деятельности “Шарите” был заключён договор на проведение комплексного ортопедического обследования с целью оценки физического развития учащихся в рамках диспансеризации и социально-гигиенического мониторинга по программе “Здоровье учащихся столицы”.
Было проведено обследование учащихся и сотрудников школы методом компьютерно-оптической диагностики позвоночника и стоп. По результатам обследования были сформированы группы детей, которым необходимо было лечение. Их родители получили рекомендации, а с детьми были проведены занятия лечебной физкультурой и массаж. По окончанию курса ЛФК и массажа (10 занятий) первой группе детей, состоящей из 20 девочек в возрасте от 11 до 14 лет, было проведено контрольное обследование с целью оценки эффективности лечения.
Оценка изменений в позвоночнике проводилась по следующим признакам: внешнему виду, осевым параметрам, выраженности физиологических изгибов, переносу таза, объёмным параметрам (состоянию мышц спины). Оценка изменений сводов стоп проводилась по коэффициенту уплощения продольного свода. По результатам проведённого сравнительного анализа деформации позвоночника и стоп у детей были сделаны следующие выводы.
– после завершения курса ЛФК и массажа
у детей наблюдалась положительная динамика
исправления деформаций позвоночника. Это
проявилось в восстановлении симметричности
изолиний, выравнивании уровня стояния лопаток,
плеч, треугольников талии;
– уменьшение признаков скручивания различных
сегментов после лечения отмечалось у 70%
обследуемых;
– выравнивание мышечного тонуса на обеих
сторонах туловища у 65%;
– отмечалось уменьшение показателей глубины
грудного кифоза у 65%;
– при первичном обследовании у двоих детей
отмечались признаки переноса таза (7 и 5мм). При
контрольном обследовании цифровые показатели
снизились до 2 мм (до нормы);
– уменьшились значения коэффициентов
продольного плоскостопия у 16 из 18 детей.
Наблюдалось положительное влияние ЛФК и массажа на исправление нарушений ОДА.
В настоящее время в нашей школе ведётся активная работа в сфере здоровьесберегающих технологий. И, прежде всего, профилактика нарушений ОДА. Занятия корригирующей гимнастикой (100% охват начальной школы) повышают уровень физической подготовленности, эффективно укрепляют мышечный корсет, закрепляют навык правильной осанки. Фитнес-занятия (для учащихся 5–11-х классов) с корригирующей направленностью позволяют сохранить и улучшить здоровье, повысить работоспособность, научиться красиво двигаться, приобрести стройную фигуру и поднять настроение.
Занятия с сотрудниками школы восстанавливают и поддерживают здоровье, позволяют снять нервное напряжение, получить положительные эмоции и расслабиться.
Целью занятий с детьми, имеющими нарушения ОДА (для учащихся 1 – 9 классов) является выравнивание тонуса передней и задней поверхности туловища, бедер, создание условий для увеличения подвижности позвоночника, закрепление навыка правильной осанки, устранение имеющихся нарушений ОДА.
У НАС В ШКОЛЕ НЕТ ДЕТЕЙ ОСВОБОЖДЁННЫХ ОТ УРОКА ФИЗКУЛЬТУРЫ! Дети, которые не могут посещать общие уроки физкультуры, занимаются ЛФК. Здесь они повышают физиологическую активность систем организма ослабленного болезнью, разучивают комплексы физических упражнений соответствующих их состоянию и заболеваниям,
осваивают способы контроля физической нагрузки и функционального состояния организма при занятиях физической культурой.
В этом году в кабинете здоровья произведена установка многофункционального тренажёра Бубновского и дооборудован тренажерный зал, что разнообразило занятия и позволит существенно увеличить их эффективность.
И напоследок хотелось бы привести цитату:
Здоровье – это труд,
Труд – это терпение,
Терпение – это страдание,
Страдание – это очищение,
Очищение – это здоровье.
Всё в этом алгоритме здоровья последовательно и ничего выбросить нельзя. Забывая про наше тело, мы забываем про душу. Давайте помнить всегда: “В здоровом теле – здоровый дух!”