Цели:
- образовательная: на основе слова “части” связать целостность наук;
- развивающая: активизировать мыслительную деятельность уч-ся, используя разные виды творческой деятельности;
- воспитывающая: воспитания чувства поддержки, дружбы, взаимопонимания.
Задачи: слить работу над развитием мышления с русским языком, риторикой; дать представление о взаимосвязях в окружающей действительности.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
– Ребята, сегодня необычный урок, Необычен тем, что сразу несколько предметов встретятся на одном уроке. Какие это предметы, на какую тему, решать вам, делая выводы обобщая.
II. Устный счёт
– Где, на каком уроке, мы вычисляем устно? (На математике.)
На доске написаны задания:
|
А И Ч С Т |
Дети называют правила, считают.
– Ребята, если вы расположите ответы в порядке возрастания, получится слово и тема нашего урока. Итак, тема нашего урока: “ЧАСТИ”.
– Где же в математике мы встречаемся с частями? (В действиях с дробями, ведь дробь – часть числа.)
III. Актуализация знаний
– Вспомните, где ещё в курсе математики необходимы части? (В решении уравнений на нахождение целого и частей.)
– Какая схема подойдёт для решения таких уравнений?
На доске:
– Как найти по схеме часть? (Чтобы найти часть, надо из целого вычесть известную часть.)
– Решаем уравнения, оперируя этими понятиями. (У доски поочерёдно два ученика решают уравнения).
Правило вычитания дробей с одинаковым знаменателем
– целое
_____ – части
Как мы будем рассуждать, имея в виду компоненты действий? (Уменьшаемое…, сумма…)
С чем перекликается решение уравнений на нахождение части? (С решением задач.)
IV. Решение задач
– Решаем задачу. Послушайте условие. На уроке русского языка присутствовало 28 человек.3/4 учащихся выполняли разбор по составу, остальные – синтаксический разбор предложения. Сколько учащихся занимались одним и другим разбором?
Решение с рассуждением. У доски решает один ученик, а остальные – в тетради.
1) 28 : 4 = 21 (чел.) – выполняли разбор по составу;
2) 28 – 21 = 27 (чел.) – синт. разбор;
Выражение: 28 – 28 : 4 3 = 7
Ответ: 21 человек; 7 человек.
V. Объяснение нового материала
– Что такое синтаксический разбор предложения? Разбор по составу?
Учитель показывает схемы:
1) _____ ==== .
2) [ ___ ====], [ ____ ====] .
– Как вы объясните эти схемы? (Схемы простого и сложного предложения.)
– Что означают во 2-й схеме несколько скобок? (Части сложного предложения.)
– А эта схема? (Части слова.)
– Где же ещё мы встречаемся с частями слова? (На уроках русского языка.)
– Этим мы сейчас и займёмся.
Запись предложения с комментированием у доски. Его разбор.
Бежит по снежной дорожке заяц, не замечает его в белом поле лисица.
[ ___ ===] , [ === ____].
(Повеств., невоскл., распр., сложное, состоит из 2-х частей, соед. интонационно.)
Снежной – разбор слова по составу.
VI. Разбор предложения
– Какой вид общения? (Письменный.)
– Где мы встречаемся с видами общения? (На уроках риторики.)
– Открываем учебник на стр. 66. Перед вами – текст. Что вы можете сказать об этом тексте? (Без абзацев, без частей.)
– Важны части, деление на них в тексте? (Да, важны. Легче читать.)
– Попробуем разделить этот текст на части знаком Z.
Дети делят на части, рассуждая почему отделяется одна часть от другой.
VII. Итог урока
– Ребята, как можно применить слово часть непосредственно к вам? Подумайте. (Ответы детей.)
Вывод (делают дети): нет в жизни (быту и науке) целого, если не будет частей. Из частей складывается всё.