Интегрированный урок: математика + русский язык + риторика по теме: "Части". 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Цели:

  • образовательная: на основе слова “части” связать целостность наук;
  • развивающая: активизировать мыслительную деятельность уч-ся, используя разные виды творческой деятельности;
  • воспитывающая: воспитания чувства поддержки, дружбы, взаимопонимания.

Задачи: слить работу над развитием мышления с русским языком, риторикой; дать представление о взаимосвязях в окружающей действительности.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

– Ребята, сегодня необычный урок, Необычен тем, что сразу несколько предметов встретятся на одном уроке. Какие это предметы, на какую тему, решать вам, делая выводы обобщая.

II. Устный счёт

– Где, на каком уроке, мы вычисляем устно? (На математике.)

На доске написаны задания:

  • Найди 2/3 числа 15. (10)
  • Найди число, если его 7/8 составляют от 49 (56)
  • Какую число 8 составляет от числа 9 (8/9)
  • Найди 3/ 4 числа 24 (18)
  • Найди число, если 2/3 его равны 30 (45)
А
И
Ч
С
Т

Дети называют правила, считают.

– Ребята, если вы расположите ответы в порядке возрастания, получится слово и тема нашего урока. Итак, тема нашего урока: “ЧАСТИ”.

– Где же в математике мы встречаемся с частями? (В действиях с дробями, ведь дробь – часть числа.)

III. Актуализация знаний

– Вспомните, где ещё в курсе математики необходимы части? (В решении уравнений на нахождение целого и частей.)

– Какая схема подойдёт для решения таких уравнений?

На доске:

– Как найти по схеме часть? (Чтобы найти часть, надо из целого вычесть известную часть.)

– Решаем уравнения, оперируя этими понятиями. (У доски поочерёдно два ученика решают уравнения).

Правило вычитания дробей с одинаковым знаменателем

– целое
_____ – части

Как мы будем рассуждать, имея в виду компоненты действий? (Уменьшаемое…, сумма…)

С чем перекликается решение уравнений на нахождение части? (С решением задач.)

IV. Решение задач

– Решаем задачу. Послушайте условие. На уроке русского языка присутствовало 28 человек.3/4 учащихся выполняли разбор по составу, остальные – синтаксический разбор предложения. Сколько учащихся занимались одним и другим разбором?

Решение с рассуждением. У доски решает один ученик, а остальные – в тетради.

1) 28 : 4 = 21 (чел.) – выполняли разбор по составу;

2) 28 – 21 = 27 (чел.) – синт. разбор;

Выражение: 28 – 28 : 4 3 = 7

Ответ: 21 человек; 7 человек.

V. Объяснение нового материала

– Что такое синтаксический разбор предложения? Разбор по составу?

Учитель показывает схемы:

1) _____ ==== .

2) [ ___ ====], [ ____ ====] .

– Как вы объясните эти схемы? (Схемы простого и сложного предложения.)

– Что означают во 2-й схеме несколько скобок? (Части сложного предложения.)

– А эта схема? (Части слова.)

– Где же ещё мы встречаемся с частями слова? (На уроках русского языка.)

– Этим мы сейчас и займёмся.

Запись предложения с комментированием у доски. Его разбор.

Бежит по снежной дорожке заяц, не замечает его в белом поле лисица.

[ ___ ===] , [ === ____].

(Повеств., невоскл., распр., сложное, состоит из 2-х частей, соед. интонационно.)

Снежнойразбор слова по составу.

VI. Разбор предложения

–  Какой вид общения? (Письменный.)

– Где мы встречаемся с видами общения? (На уроках риторики.)

– Открываем учебник на стр. 66. Перед вами – текст. Что вы можете сказать об этом тексте? (Без абзацев, без частей.)

– Важны части, деление на них в тексте? (Да, важны. Легче читать.)

– Попробуем разделить этот текст на части знаком Z.

Дети делят на части, рассуждая почему отделяется одна часть от другой.

VII. Итог урока

– Ребята, как можно применить слово часть непосредственно к вам? Подумайте. (Ответы детей.)

Вывод (делают дети): нет в жизни (быту и науке) целого, если не будет частей. Из частей складывается всё.