Сценарий торжественного мероприятия, посвященного 65-летию битвы под Москвой

Разделы: Внеклассная работа


Звучит метроном.

Голос: Памяти павших в боях за Москву посвящается… (гаснет свет).

На сцене – обелиск. Человек в первом ряду освещает только обелиск. Выходит ведущий, подходит к обелиску, поправляет цветы, протирает обелиск, присаживается, читает вслух надпись на табличке:

– Вечная слава героям!

Ведущий 1:

Вечная слава героям!
Вечная слава героям!
Слава героям! Слава!

… Но зачем она им эта слава , – мертвым?
Для чего она им эта слава, – павшим?
Всё живое спасшим, себя – не спасшим.
Для чего она им эта слава – мертвым?

Если молнии в тучах заплещутся жарко.
И огромное небо от грома оглохнет,
Если крикнут все люди земного шара,
Ни один из погибших даже не вздрогнет.

Знаю: солнце в пустые глазницы не брызнет!
Знаю: песня тяжелых могил не откроет.
Но от имени сердца, от имени жизни
Повторяю: Вечная Слава Героям !

Зажигается свет.

Ведущий 2:

– Что в нас осталось от войны?
Не в чистом небе грохот грома,
А ощущенье тишины
Отцом оставленного дома.
Ужом вползая в наши сны,
Сирена плакала натужно.
Пришли мы в мир Войны. Войны,
И думали, что так и нужно.

Ведущий 3: От Бреста до Москвы 1000 км. От Москвы до Берлина 1600. Всего 2600 км. Поездом –  4 суток, самолетом –  4 часа. А дорогами войны – 4 года. 34000 часов. Миллионы погибших людей. Если по каждому объявить минуту молчания, страна будет молчать 32 года.

Ведущий 4:

Цветок в росинках весь к земле приник,
И пограничник протянул к ним руки,
А немцы, кончив кофе пить,
В тот миг влезали в танки, закрывали люки!
Такою всё дышало тишиной,
Что вся земля ещё спала, казалось.
Кто знал, что между миром и войной
Всего каких-то пять минут осталось.

Взрывы, свист пуль. Голос Левитана. Выходят учащиеся 2-го и 3-го класса. Монтаж

1.

Родина!
Пламя ударило в небо –
Ты помнишь, Родина?
Тихо сказала:
“Вставайте на помощь”
Родина.

2.

В час испытаний поклонись Отчизне
По-русски, в ноги, и скажи ей:
“Мать, ты жизнь моя!
Ты мне дорожи жизни!
С тобою – жить! С тобою – умирать!”

3.

Кровью закат окрашен.
Молча идем, без слов.
Мимо полей и пашен,
Мимо родных лесов.

4.

Ноги твои босые,
Кровь посреди дорог –
Трудный твой путь, Россия,
С запада на восток.

5.

Свинцовая метелица мела,
Рвались снаряды, мины завывали.
И песня нашей спутницей была
В бою, в походе , на ночном привале.

Звучит песня “Смуглянка”

6.

Мы по дорогам пыльным с боем шли.
От бомб земля дрожала, как живая.
Мы каждый метр родной земли
Отстаивали, кровью поливая.

7.

Когда от бомб, казалось, мир оглох.
И друг мой пал из нашей роты первым,
Я знал: нужны не слезы и не вздох,
А мой свинец, мой шаг вперед и нервы.

8.

Мне смерть страшна, но в битвах не робел,
В атаку шел – других не гнулся ниже,
Шел смело в бой не потому, что смел,
А потому, что трусость ненавижу.

9.

Путь наш тяжел и длинен.
В горе. В слезах. В огне.
Немец, заняв Калинин,
Рвется уже к Москве.

Обращение Сталина. Музыка.

Историческая справка о битве под Москвой

1. Нападение Гитлера стало неожиданным для армии и всей страны.

2. С первых же дней войны жизнь Москвы подчинилась нуждам фронта.

3. Те, кто подлежал призыву, отправились на фронт.

4. Остальные – старики, люди слабого здоровья, работники государственных учреждений, деятели искусства – добровольно вступали в дивизии народного ополчения.

5. Женщины и подростки рыли противотанковые окопы на подступах к городу.

6. Развернулась работа по строительству бомбоубежищ.

“Песня защитников Москвы” (1 куплет + припев), перестроение детей.

7. 22 июля 1941 г. немецкая авиация совершила первый налет на Москву.

8. Москвичи спасались от налетов на самых глубоких станциях метро.

9. 2 октября 1941 г. немецкие войска численностью до 2 миллионов человек перешли в наступление на Москву.

10. 16 октября навстречу немецким танкам направили спешно сформированные рабочие батальоны и дивизии народного ополчения.

11. К Москве перебрасывались воинские части из восточных районов.

12. Гражданское население массами покидало столицу.

13. Из Москвы вывозили государственные учреждения и предприятия, музей и научные институты, иностранные посольства.

14. 17 октября обстановка стала критической.

15. 20 октября в Москве было введено осадное положение.

16. Провокаторов, шпионов, распространителей ложных слухов расстреливали на месте.

17. Подошедшие к столице дивизии из Сибири с трудом сдерживали натиск врага.

18. 7 ноября 1941 года на Красной площади состоялся военный парад, с которого солдаты и офицеры отправлялись прямо на фронт.

19. Через неделю армии противника вновь пошли в наступление.

20. Им удалось взять Нара-Фоминск, и немецкие генералы уже видели в бинокль башни Кремля.

Перестроение детей. Стихотворение “Столица”.

1.

Здесь каждый дом стоит, как дот,
И тянутся во мгле
Зенитки с крыши в небосвод,
Как шпили на Кремле.

2.

Как знак, что в этот час родней
С Кремлем моя земля,
И даже кажутся тесней
Дома вокруг Кремля.

3.

На окнах белые кресты
Мелькают второпях, –
Такой же крест поставишь ты,
Москва, на всех врагах.

4.

А мимо площади, мосты,
Патрульный на коне …
Оскалясь надолбами, ты
Еще роднее мне.

5.

И каждый взрыв или пожар
В любом твоем дому
Я ощущаю, как удар
По сердцу моему.

Перестроение детей.

1. Однако силы немцев были исчерпаны. 5 декабря они перешли к обороне.

2. А на другой день, 6 декабря1941 года началось мощное контрнаступление наших войск.

3. Враг потерпел первое серьезное поражение в войне и был отброшен от Москвы на 150–200 км.

Перестроение детей. Стихотворение “Москва в эти дни”.

1.

Завидуя бессмертной нашей славе,
Потомки вспомнят грозные дела,
Стараясь, как-нибудь себе представить
Какой же в эти дни Москва была?

2.

Они увидят – словно все приснится:
И жесткий снег в ночи прифронтовой,
И твердые простые лица
В сверкании зениток над Москвой.

3.

Военные плакаты в коридорах,
В походных книжках адреса друзей,
Разгромленные танки, у которых
На гусеницах пыль Европы всей

4.

Москва, благословен твой каждый камень,

5.

Как вся святая русская земля …

Перестроение детей.

1. Более 850 тысяч жителей города ушли на войну, треть так и не вернулась.

2. Тысячи жителей столицы погибли от бомб в собственных домах и при рытье окопов на подступах к Москве.

Клип на песню “Книжные дети”.

Ведущий 3:

Люди! Покуда сердца стучатся –
Помните!
Какою ценой завоевано счастье –
Пожалуйста, помните!
Через века, через года – помните!
О тех, кто уже не придет никогда –
Помните!

Ведущий 4:

– Не плачьте! В горле сдержите стоны, горькие стоны!
Памяти павших будьте достойны, вечно достойны!

Ведущий 1:

– Детям своим расскажите про них,
Чтоб запомнили!
Детям детей расскажите про них,
Чтоб тоже запомнили!

Песня “Облака”.

Ведущий 2:

– Былые годы в памяти не стерты,
Встают из тьмы воскресшие года,
И разделение на живых и мертвых
Должно исчезнуть раз и навсегда.
Прозрачной дымкой тишина объята
Из глубины неповторимых дней.
Глядят на нас московские ребята,
Что смерть попрали смертию своей.

Ведущий 4: Прошу всех встать. Склоним головы перед величием подвига московского солдата. Почтим память всех погибших минутой молчания.

Минута молчания

Ученик 1.

Прошла война, прошла страда,
Но боль взывает к людям.
Давайте люди никогда
Об этом не забудем!

Ученик 2.

Пусть память верную о ней
Хранят, об этой муке,
И дети нынешних детей,
И наших внуков внуки.

Песня “Москвичи” (исполняют учащиеся).

Дети:

– Встречайте трепетную весну, люди земли!
– Убейте войну, прокляните войну, люди земли!
– Мечту пронесите через года и жизнью наполните!
– Но о тех, кто уже не придет никогда – заклинаю вас, помните!

ПОМНИТЕ!