В последние годы очень много говорится о личностно-ориентированном подходе в обучении иностранным языкам. К новым технологиям указанного подхода относится и метод проектов. Что же имеется в виду, когда мы говорим о новых технологиях? Этот термин уже вошел как в теоретическую, так и в практическую методику и дидактику. Полат Е.С. предлагает рассматривать технологии как совокупность приемов, позволяющих в определенной последовательности (диктуемой логикой познавательной деятельности и особенностями используемого метода) реализовать данный метод на практике, овладеть той или иной деятельностью.
Учебное проектирование является одним из активных методов организации познавательной деятельности, разработкой которых уже в течение многих лет занимаются педагоги-новаторы, и который приобретает все больше сторонников.
Принятое понятие проекта предполагает разработку замысла, идеи, детального плана того или иного практического продукта, изделия и т.п. При этом имеется в виду разработка не только главной идеи, но и условий ее реализации, поэтому, говоря об учебном проектировании мы имеем в виду способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию). В основу метода проектов положены: идея, составляющая суть понятия проект, его прагматическая направленность на результат, полученный при решении теоретически или практически значимой проблемы. Этот результат, продукт практической деятельности, можно видеть, осмыслить, использовать в решении последующих реальных задач. Для получения таких продуктов необходимо научить учащихся самостоятельно мыслить, решать проблемы, интегрируя для этого знания из различных областей, применяя их на практике, прогнозировать результаты и находить новые идеи в разных вариантах решения.
Еще в начале прошлого века во время своего зарождения этот метод назывался проблемным. Проблема была прагматичной и, применив для ее решения знания из различных областей в процессе совместной творческой деятельности, можно было реально увидеть продукт этой деятельности. Особенно актуален этот метод сегодня, так как позволяет усилить мотивированность учения обучающегося, приблизить его к реальной жизни.
Какие же задачи в обучении иностранному языку можно решать при помощи метода проектов? Так как целью обучения является не система языка, а речевая деятельность как средство межкультурного взаимодействия, то нам необходимо знать особенности функционирования языка в рамках определённой культуры. Чтобы сформировать необходимые умения в речевой деятельности, нужна активная устная практика для каждого участника группы. Важно предоставить учащимся возможность мыслить, решать проблемы в спорах, порождающих различные пути решения, чтобы язык служил для формирования и формулирования необходимых мыслей.
Метод проектов позволяет перенести акцент с различного вида упражнений на активную мыслительную деятельность учащихся, требующую для своего оформления владения определёнными языковыми средствами и решать на уроках интересные практически значимые и доступные учащимся проблемы межкультурного взаимодействия.
Данный метод может достаточно широко использоваться на любой ступени обучения. Всё зависит от выбора проблемы, требующей определённых языковых средств для её разработки и решения.
Основные требования к методу проектов:
1) Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы, позволяющей использовать язык для решения коммуникативных задач, познания нового.
2) Отличается конкретной целью, позволяющей использовать язык для решения коммуникативных задач, познания неизвестного.
3) Практическая, теоретическая значимость предполагаемых результатов (выпуск газеты, оформление буклета с достопримечательностями, проведение ролевой игры). Работа над языком (исправление ошибок, работа над грамматикой и письмом) осуществляется в форме обработки и улучшения продукта, т.е. “учебная комната” превращается в “мастерскую”.
4) Самостоятельные исследования и действия учащихся при использовании всевозможных вспомогательных средств, к которым относятся как словари и грамматические справочники, так и компьютер, микрофон, видео-фотокамера и т.д. Учитель является помощником в том, что касается языка, так и исследуемого явления, даёт “ученику” те языковые средства, которые необходимы для решения задачи.
5) Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов и распределением ролей).
6) Использование исследовательских методов: определение проблемы, вытекающих из неё задач исследования, выдвижения гипотезы их решения, обсуждения методов исследования, оформления конечных результатов, анализ полученных данных, подведение итогов, корректировка, выводы (использование в ходе совместного исследования метода “мозгового штурма”, “круглого стола”, творческих отчётов, защиты проекта и т.п.).
7) Включение в учебный процесс внешнего мира либо выход учебного процесса во внешний мир, при этом осознаётся единство языка и действия, языка и ситуации.
8) Самостоятельная деятельность учащихся
Остановлюсь подробнее на конкретном примере: проектная работа по теме “Food for life” в 4-м классе школы “Лучик” Северо-Западного административного округа города Москвы.
Работа по этой теме шла в течение трех недель по всем видам речевой деятельности и завершилась выступлением-презентацией на проектной конференции, где учащиеся представили свой проект и отвечали на вопросы.
Презентация проекта шла на английском языке. Тема “Food for life” – одна из основных тем в базовом учебнике для 4-го класса авторов И.Н.Верещагиной и Т.А.Притыкиной. Однако осуществление проекта требовало работы над дополнительными источниками и материалами.
В начале работы над этой темой я попросила ребят подумать над ассоциациями и словосочетаниями, которые вызывает у них слово “еда”.
Вот какие ассоциации появились у ребят: вкусная, полезная, национальная, традиционная, вегетарианская, здоровая, простая, обычная, вредная “быстрая” еда.
На мой взгляд, любое из этих понятий могло бы стать предметом отдельного изучения. Но вопрос был задан так: “Какая еда полезна для здоровья?”
Каждый из семи членов класса подготовил свой мини-проект с ответом на этот вопрос. Несмотря на возраст ребят (10-11 лет) мы говорили о здоровом питании как важном факторе здоровья. Ведь когда мы начинали работу над этой темой на мой вопрос “Какая твоя любимая еда?” все учащиеся называли гамбургеры, чизбургеры, хот-доги и т.д. А в заключение работы над темой при составлении меню для спортсменов никто и не вспомнил о “быстрой” еде.
Говорили мы и о традиционной английской овсянке по утрам, и о привычке англичан пить чай несколько раз в течение дня, и о многих других британских традициях питания.
Правильная еда требует правильных манер. Поэтому при подготовке проекта мы также говорили и о правилах поведения за столом. Поскольку традиции потребления еды в каждой семье разные учащиеся захотели поделиться любимыми рецептами своих семей. Потом эти рецепты записали в кулинарную книгу 4 “а” и представили на презентацию “Cookery-book”.
Основным итогом проделанной работы (помимо прироста знаний из области английского языка) явилось понимание и оценка учащимися того, что такое “правильная еда” и какой она должна быть.