Сочинение по картине И.И. Шишкина на тему: "Утро в сосновом лесу". Урок русского языка в 4-м классе

Разделы: Начальная школа


Цель: научить детей свободно и правильно выражать свои мысли в письменной форме.

Задачи: формировать умения:

  • описывать картину;
  • озаглавливать;
  • сравнивать изображённое на картине с художественными произведениями;
  • устанавливать соответствие между произведением и картиной;
  • совершенствовать орфографический навык;
  • развивать творческое воображение детей;
  • развивать чувство прекрасного;
  • воспитывать любовь к родному языку, родной природе.

ХОД УРОКА

I. Рассматривание репродукции картины

– Видел ли кто-нибудь из вас раньше эту картину? Где видели?
– На стене в столовой, на конфетных обёртках, на ковре…
– Многочисленные копии картины способствовали широкой известности художника, но кто он?

II. Беседа о художнике

Иван Иванович Шишкин – замечательный русский художник-пейзажист, родился он в купеческой семье, в Елабуге, на реке Каме, в лесной стороне. Его кисти принадлежали такие картины, как “Корабельная роща”, уже знакомая нам “Рожь”, “Утро в сосновом лесу”, медведи в которой, написаны К.Савицким. Природа для художника – само совершенство, именно она может облагородить человека. С именем Ивана Шишкина связано представление о жизни русского бора, о дебрях лесной глуши, напоённых запахом смолы и преющего бурелома. Творчество художника – восторженная ода, воспевающая красоту и мощь русского леса. Недаром И.Крамской говорил: “До Шишкина в России были пейзажи надуманные, такие, каких нигде и никогда не существовало.” Главные творческие достижения И.И. Шишкина подчинены одному – прославлению силы и богатства родной природы.

III. Работа над заголовком

– Как называется картина?
– Придумайте свои названия для этой картины.
– “Медвежата”, “Семья медведей”, “Старый сосновый бор”…
– Приходилось ли вам видеть медвежат? Опишите их.

IV. Чтение отрывка из рассказа Г. Скребицкого “Неожиданное знакомство”

“Ну и потеха! Перед медвежонком на земле сидит большая лягушка. Она, видно, только недавно очнулась от зимней спячки. Медвежонок тянет к ней лапу. Лягушка делает в сторону небольшой скачок. Мишка принимает это за игру. Он тоже неуклюже подскакивает вслед за лягушкой. Так они добираются до ближайшей лужи. Лягушка прыгает в воду, медвежонок суёт туда лапу, одёргивает, и с удивлением смотрит, куда же девался его новый приятель. Я не могу оторвать глаз – до чего же хорош. Такой с виду мягонький, толстый, неповоротливый. Хочется взять его и потискать, побороться с ним, как с котёнком. Не верится, что это дикий зверь”.

– Какой медвежонок в рассказе Г. Скребицкого “Неожиданное знакомство”?

V. Чтение отрывка из рассказа В. Бианки “Медвежонок”

– Опишите медвежат из этого отрывка. “Медвежата весёлые: борются, по клетке лазят, барахтаются, кричат. Они пыхтят – мохнатые, пузатые, большеголовые, косолапые”.

VI. Сравнение животных, описанных писателями с картиной

– Каким их изображает художник? Где они играют? Что делают?
– Ранним летним утром медвежата вылезли из-под поваленного дерева. Двое играют на дереве. Третий медвежонок встал на задние лапы и смотрит куда-то вдаль.
– Что вы можете сказать, про третьего медвежонка, не играющего с братьями? Какой он?
– Косолапый, толстый, неуклюжий, наблюдательный…
– Можно ли сказать однозначно, что эти медвежата неуклюжие, неповоротливые?
– Нет. Они только с виду такие, на самом деле не так-то легко взобраться па поваленное дерево. Они ещё и любознательные, им всё интересно: и веточки, и букашки. – Можно ли сказать, что медвежата из рассказов Скребицкого и Бианки похожи на медвежат на картине Шишкина?
– Да, характеры и повадки зверей переданы художником и писателями, похожи.
– Как вы думаете, что за медведь смотрит на них, как будто наблюдает, охраняет?
– Это, наверное, их мать, медведица. У неё буро-коричневая шкура, она оскаливает зубы, рычит, медвежата не слушаются, она за них беспокоится.

VII. Работа по карточке № 1 (на столах у детей)

– Выберите определения, характеризующие мать-медведицу.

Карточка № 1

Косолапые, мохнатые, неугомонные, игривые, шаловливые,
заботливые, строгие, рычащие, любознательные, недовольные,
внимательные, беззаботные, весёлые, пузатые, большеголовые,
неуклюжие, неповоротливые

VIII. Установление соответствия между картиной и рассказом

– Каким художник показывает нам лес? Где играют медвежата?
– Медвежата играют на старой сосне, сломанной бурей, ствол расщеплён, корни вывернуты. Кругом непроходимая чаща. Это сосновый бор.
– Чтение отрывка из рассказа Соколова-Микитова.
– Найдите, с чем сравнивает писатель сосны.
– Что общего и чем отличается изображение соснового бора у писателя Соколова-Микитова и у художника И.Шишкина?

“Очень хорош и красив чистый сосновый бор. Идёшь или едешь по старому сосновому бору – точно чистые огромные свечи, возвышаются над головой стволы старых деревьев. Через высокие зелёные вершины пробиваются лучи солнца. Светлые золотые зайчики играют на стволах деревьев, покрытых потрескавшейся толстой корою. Пахнет смолою и землёю”.

– Что общего в рассказе и картине?
– Сосновый бор, великолепные вековые сосны, запах смолы, земли. (Отличительные черты учитель записывает на доске.)

Рассказ

Картина

1. Идёшь или едешь в лесу.
2. Светлый солнечный лес, золотые зайчики играют на стволах деревьев.
3. Деревья, точно чистые огромные свечи.
4. Тихо в старом сосновом лесу.
1. Непроходимый дремучий лес.
2. Тёмный, сумрачный лес, первые лучи солнца освещают только верхушки сосен; вековые сосны не пропускают свет в чащу.
3. Вековые уставшие сосны; на переднем плане картины поваленное дерево, вывороченное бурей.
4. Звуки зверей.

– Почему художник изобразил такую глушь?
– Сюда не ступает нога человека, дикие звери живут в безлюдных местах.
– Какие признаки наступившего утра вы увидели на картине?
– Розовеет заря. Солнце освещает только верхушки сосен. Беловатый туман поднимается из оврага. Воздух чист и свеж. Бодрит утренняя прохлада.

IX. Работа по карточке № 2

Карточка № 2

  • Утро (какое?) раннее, летнее, свежее, сумрачное
  • Лес (какой?) дремучий, густой, непроходимый, таинственный, сказочный
  • Сосны (какие?) вековые, старые, высокие, исполинские, величавые, могучие, прямые, уставшие, золотистые

– Какие признаки наступившего утра вы увидели на картине?
– Первые лучи солнца освещают вершины сосен, золотят их. Розовеет заря. Беловатый туман поднимается из оврага.
– Какие чувства вызывает у вас раннее летнее утро в лесу? В правой части картины преобладают теплые краски.
– Чувство радости, бодрости, спокойствия.

Х. Настроение картины

– Какие чувства и мысли вызывает у вас эта картина?
– Чувство бодрости и радости.
– И.И.Шишкин говорил, что “главное дело пейзажиста есть прилежное изучение натуры, вследствие чего его картина с натуры не должна быть фантазией”. Мне же, глядя на картину “Утро в сосновом лесу”, так и всплывают в памяти стихи А.С.Пушкина, его сказочные мотивы…

Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит
Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей;
Избушка там, на курьих ножках
Стоит без окон, без дверей
… Там ступа с Бабою Ягой
Идёт, бредёт сама собой,
Там царь Кощей над златом чахнет,
Там русский дух…
Там Русью пахнет.

– Мне кажется картина И.И.Шишкина “Утро в сосновом лесу” является как бы домом для сказочных героев Пушкина. Почему такие мысли приходят в голову? Превосходно изображены дебри лесной глуши, овраги, туман, вековые деревья, корни, вывороченные бурей, преющий бурелом. Именно в таких непроходимых лесах и должен бродить леший, русалка на ветвях сидеть. И всё это наша любимая Родина, Россия, Русь.

XI. Орфографическая подготовка (по карточке № 1)

– Найдите слова с безударной гласной.
– Найдите сложные слова, выделите корень.
– Разберите по составу слова: неугомонные, заботливые, беззаботные, неповоротливые.
– Объясните лексическое значение непонятных слов (по карточке № 2)
– Найдите слова с безударной гласной.
– Слова раннее, сказочный, исполинские, поваленное разобрать по составу.
– Выяснить лексическое значение непонятных слов.

XII. Коллективное составление плана

– Как начать сочинение?
– О чём будем писать в основной части?
– Какие мысли и чувства пробудила в вас эта картина?

План.

  1. Наступление утра в сосновом лесу.
  2. Мохнатая семейка.
  3. Моё отношение к картине.

XIII. Написание на черновиках. Индивидуальная помощь учителя

XIV. Редактирование текста