Урок алгебры в 7-м классе по теме: "Решение задач с помощью уравнений"

Разделы: Математика


Тема: “Решение задач с помощью уравнений”.

Цели урока: формирование навыков решения задач с помощью уравнений; знакомство учащихся с фрагментами истории родного края.

Ход урока.

I. Проверка опорных знаний учащихся

Учитель: Сегодня на уроке мы будем решать нетрадиционные задачи с помощью уравнений. Поэтому нам понадобятся знания из теории уравнений. Давайте вспомним:

  • Что называют уравнением? (Равенство, содержащее переменную, называют уравнением с одной переменной.)
  • Дайте определение корня уравнения. (Корнем уравнения называется значение переменной, при котором уравнение обращается в верное равенство.)
  • Что значит решить уравнение? (Решить уравнение—это значит найти все его корни или доказать, что корней нет.)
  • Какие уравнения называют равносильными? (Уравнения, имеющие одни и те же корни, называют равносильными уравнениями. Уравнения, не имеющие корней, также считают равносильными.)
  • Сформулируйте свойства уравнений. (При решении уравнений используются следующие свойства:
  • Если в уравнении перенести слагаемое из одной части в другую, изменив его знак, то получится уравнение, равносильное данному;
    Если обе части уравнения умножить или разделить на одно и то же отличное от нуля число, то получится уравнение, равносильное данному)

  • Сегодня мы будем решать задачи с помощью уравнений. Приведите схему решения таких задач. (Обозначают некоторое неизвестное число буквой, и, используя условие задачи, составляют уравнение; решают это уравнение, истолковывают полученный результат в соответствии с условием задачи).

II. Решение задач.

Краткая историческая справка.

До середины XVII века территория нашей области была глухой окраиной на юго-востоке Русского государства. Большую часть её покрывали густые леса. На десятки верст тянулись они к северу от Черкасского острога, возникшего у слияния Суры и Пензы. К югу от лесного массива простиралось “дикое поле”— оно отделяло русскую землю от Крымского ханства.

И однажды пришел сюда человек, по-хозяйски осмотрел местность, прикинул и сказал:

–Здесь стоять крепости государства Московского.

В “Строельной книге…” появилась первая запись:

“…По Государеву Цареву и Великого Князя Алексея Михайловича….Указу и по грамоте из Приказу Большого Дворца воевода Елисей Протасьев Сын Лачинов построил на Пензе посад и слободы…”

Давайте попробуем назвать дату этого события

Это будет первая задача.

Задача № 1.

Назовите дату события, если известно, что она является числом, в котором цифра единиц составляет 50%, а цифра тысяч 1/6 от цифры десятков, цифра сотен на 5 больше цифры тысяч. Это число вместе с суммой его цифр составляет 1679.

Решение. Пусть цифра десятков-X, тогда цифра единиц-0,5Х, цифра тысяч-1/6Х, цифра сотен (1/6Х+5). Само число 1/6Х*1000+(1/6Х+5)*100+10Х+0,5Х, а сумма цифр Х+0,5Х+1/6Х+1/6Х+5. Поэтому, число вместе с суммой цифр составляет 1000/6Х+100/6Х+500+10Х+0,5Х+1,5Х+1/3Х+5, а по условию 1679.

Решим уравнение 1174/6Х+505=1679

1174/6Х=1174

Х=6

Значит, цифра десятков-6,

Цифра единиц-3,

Цифра тысяч-1,

Цифра сотен-6.

Дата события 1663 г.

Там, где сейчас находится Советская площадь и Лермонтовский сквер, на берегу реки Пензы, в 1663 году была построена крепость, которая и послужила началам городу Пензе. По тому времени Пензенская крепость имела довольно сильное вооружение.

Задача № 2.

Число медных дробовых пушек в 1,5 раза больше железных пушек, а мушкетов в 17 раз больше, чем всех пушек вместе взятых, причем пушек было на 80 меньше, чем мушкетов. Карабиновых стволов в 19 раз больше, чем медных дробовых пушек. Каково вооружение Пензенской крепости?

Решение. Пусть железных пушек-Х, тогда медных дробовых-1,5Х, мушкетов 17(1,5Х+Х).

Т.к. мушкетов больше на 80, чем всех пушек, то составим уравнение

17*(1,5Х+Х)-(Х+1,5Х)=80

42,5Х-2,5Х=80

40Х=80

Х=2

Значит, железных пушек-2, медных дробовых-3, мушкетов-85, карабиновых стволов 19*3=57. Таково было вооружение Пензенской крепости.

Частые вторжения кочевых племен заставляли все больше укреплять край, появились новые крепости и остроги. В начале XVIII века была построена новая засечная черта между Волгой и Доном. С ее появлением набеги кочевников прекратились, а город Пенза из сторожевой крепости превратился в торговый и административный центр края.

Что же представляет Пенза сегодня, спустя 345 лет?

Пенза - крупный научно-технический и культурный центр, один из тысячи российских городов, где по-своему хранятся загадки непостижимой русской души, где еще можно разглядеть наши национальные особенности. Кстати, о национальном составе г. Пензы.

Задача № 3.

В Пензе проживает 92,4% русских, 2,8% мордвы, 1,6% татар, 1,5% украинцев, 0,1% чувашей, белорусов и евреев по 0,3%, оставшиеся другие национальности-5255 человек. Сколько человек каждой национальности проживает в г. Пензе?

Решение.

Всего в Пензе-Х человек,

Русские-0,924Х,
Мордва-0,028Х,
Татары-0,016Х,
Украинцы-0,015Х,
Чуваши-0,001Х,
Белорусы-0,003Х,
Евреи-0,003Х,

Тогда другие национальности-0,01Х, а по условию 5255 человек.

0,01Х=5255

Х=525500

Значит, русские-485562 чел,

Мордва-14714 чел,
Татары-8408 чел,
Украинцы-7883 чел,
Чуваши-525 чел,
Белорусы-1577 чел,
Евреи-1577 чел.

Учитель: Пензенцы любят свой город, гордятся его славными традициями, замечательными свершениями сегодняшних будней. Они повседневно заботятся о его благоустройстве и делают все, чтобы Пенза стала городом высокой культуры, образцового общественного порядка. Пенза трудится, учится, растет и хорошеет.

И вам, юные жители нашего города, предстоит очень много сделать для его процветания.

А пока домашнее задание:

Задание № 1. Решить задачу:

Для озеленения города было посажено берез на 50, а каштанов в 3 раза больше, чем кленов. Кустарники составили 1/5 часть от общего числа кленов и каштанов. Сколько высажено кустарников, если деревьев было посажено 1050.

Задание № 2.

Составить и решить задачу с помощью уравнения.

III. Подведение итогов урока.

Оценивается работа учащихся на уроке, подводятся итоги всей работы на уроке.