Цели. Выявить особенности животных зоны пустынь в сравнении с лесной зоной; познакомить учащихся с преобладающими видами животных зоны пустынь, их приспособлением к условиям окружающей среды; к избытку тепла, к недостатку влаги, к скудной пище, к окружающему ландшафту, к передвижению; показать необходимость охраны животных зоны пустынь; познакомить с животными, занесенными в Красную книгу; воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование. Учебник “Природоведение”, “100 заданий + еще 14”, авт. А. А. Плешаков; журнал “Свирель”, карта природных зон, книги о пустыне, тетрадь для контрольных работ по природоведению, таблица “Пустыня”, иллюстрации животных пустыни, модель “телевизора”.
Ход урока
I. Организационный момент
Звучит музыка к передаче “В мире животных”.
Ученик 1. Сегодняшнюю передачу “В мире животных” ведут...
II. Повторение изученного материала
Ученик 2. Предлагаем вам интересное задание.
На доске.
Вариант 1 | Природные зоны | Вариант 2 |
1 | Арктика |
3 |
3 | Тундра |
4 |
2 | Лесная зона |
5 |
5 | Степь |
1 |
4 | Пустыня |
2 |
Учитель. Я вам читаю описание природной зоны, а вы в своих тетрадях пишете цифры. У каждого варианта получатся свои ответы и разная нумерация.
- Поверхность земли покрыта многочисленными озерами и болотами. Весной сюда прилетает много птиц. Здесь можно наблюдать, как грибы возвышаются над деревьями. (Тундра.)
- Белый мох на скале, а в расщелине лед,
Старый снег залежался, не тает.
Дикий камень везде черной массой встает,
Да поток по ущелью стекает.
А по скалам кругом всё - то птицы во мгле,
Всё - то серые гаги рядами.
Взглянешь сверху на них, будто марь на скале,
Словно туча лежит над волнами. (Арктика.)
Куда ни глянь - полей раздолье!
Южнее полосы лесов
Лежит ковер из трав, цветов.
Здесь простор ветрам и птицам,
Грызунам, волкам, лисицам.
Здесь суховеи любят петь.
А зовется это... (Степь.)
Ответы
Вариант 1: 3; 1; 5; 4; 2.
Вариант 2: 4; 3; 1; 2; 5.
III. Постановка темы урока
Ученик 3. А теперь предлагаем вам решить головоломку. Следуя по линиям, соединяющим круги, прочитайте несколько строк из стихотворения Воронько “Сказка про Суховей”.
(сначала нужно читать то, что написано вверху, а затем то, что написано внизу).
У. Что у вас получилось? Прочитайте.
Д. Мрак на землю опустился,
И среди сухих степей
В час недобрый народился
Сын пустыни - Суховей.
Он дохнёт - и рвутся тучи,
Сохнут реки на бегу,
И стихия, гром могучий,
Покоряется ему.
У. Сыном какой природной зоны, является суховей?
Д. Пустыни.
У. Мы с вами продолжаем путешествовать по пустыне. Сегодня разговор пойдет о ее животном мире.
IV. Повторение изученного материала
У. Покажите на карте зону пустынь.
В это время один ученик “заселяет” карту растениями пустыни: солянки, полынь, верблюжья колючка, песчаная осока, ирисы, тюльпану маки, саксаул.
У. Назовите характерные растения пустынь. Каковы их особенности?
Д. Растения засухоустойчивые, не образуют сплошного покрова.
У них длинные корни, мелкие жесткие листья, могут быть колючки,
У. Чем природа пустыни отличается от природы нашей местности?
Д. Природа нашей местности более богата, разнообразна” растения образуют сплошной покров.
V. Физкультминутка
VI. Знакомство с новым материалом
Ученик 2. Цель нашей передачи: познакомить вас с преобладающими видами животных зоны пустынь, их приспособлением к условиям окружающей среды.
Ученик 3. Вы уже знаете, что характерной особенностью пустыни является сухость и обилие света. Растительность пустыни бедная, не образует сплошного покрова,
Ученик 2. Животный мир пустынь тоже своеобразен и имеет ряд особенностей. Из большогочисла обитателей зоны пустынь мы выбрали лишь некоторых.
Ученик 3. О каком животном мы сейчас вам расскажем?
Шея длинная, горбатый,
Ноги плоские — лопатой.
По пустыням он идет,
На себе запас несет.
Много дней не ест, не пьет,
А идет и вьюк несет.
Д. Верблюд.
Рассказ подготовленного ученика о верблюде.
Ученик 2. А вот еще одно животное, с виду похожее на диких лошадей, но отличается от них более длинными ушами и коротким хвостом с кистью на конце. Это кулан.
Рассказ подготовленного ученика о кулане.
Ученик 3. Посмотрите: кто это быстро промчался? Это небольшая антилопа - сайгак.
Рассказ подготовленного ученика о сайгаке.
У. Почему эти животные живут в пустыне?
Д. Они приспособлены к жизни в этой местности.
Ученик 2. А вот и хищный зверек - перевязка.
Рассказ ученика о зверьке.
У. А вот огромная ящерица - варан. Ее длина 1,5 м. Почему же ее сразу не заметишь?
Д. Цвет маскирует ящерицу под пески.
Ученик 3. А это животное противоположно варану, оно никуда не торопится, у него очень прочный панцирь, чувствует себя превосходно,
Д. Это черепаха.
Рассказ подготовленного ученика о черепахе.
Ученик 2. Животный мир пустыни своеобразен, и мы предлагаем вам послушать, о чем говорят в песках.
Ученики инсценируют отрывок из книги Н. Сладкова “В песках”. Входят два ученика с иллюстрациями животных.
Сыч. Почему ты, Удод, без конца кричишь: “Худо-тут! Худо-тут!”
Удод. А потому, Сыч, что тут хорошо!
Сыч. Вот и кричал бы тогда: “ Хорошо-тут! Хорошо-тут!”
Удод. Ишь, ты, какой! Чтобы другие удоды услышали и меня с хорошего места прогнали? Ни за что! Худо-тут! Худо-тут!
Ученик 3. Новая рубрика нашей передачи - “Кто что может?”.
Ящерица-круглоголовка может в одну секунду в песках зарыться.
Ученик 2. Пустынная рысь каракал может сбить взлетевшую птицу лапой!
Ученик 3. Песчаный удавчик умеет ползать под песком так же легко, как рыба плавать в воде.
Ученик 2. В песках обитает немало таких животных, которых мало кто видел. Можно всю жизнь в пустыне прожить и ни разу их не встретить. Настоящие невидимки песков!
VII. Закрепление пройденного материала
На доску вывешивается таблица “Пустыня” (из серии “Природные зоны”).
Ученик 3. Посмотрите на таблицу и скажите, как животные приспособились к жизни в пустыне.
Д. Они имеют общую серовато-желтую или бурую окраску под цвет песков. Могут долгое время обходиться без воды и пищи. Некоторые днем, в жару, спят в норах, а активны ночью. Многие на лето залегают в спячку, убежища. Гнезда устраивают в основном в земле, а не на ее поверхности или на деревьях, быстро бегают.
У. Откройте пособие “100 заданий + 14” на с. 28 и выполните задание 59
(Составление цепи питания в пустыне).
Д. Полынь —> тушканчик —> змея.
VIII. Итог урока
Ученик 2. Заканчивая передачу, мы просим вас ответить на вопросы:
- Чем животный мир пустыни отличается от животного мира нашей местности?
- Чем это объяснить?
Д. В пустыне животный мир менее разнообразен, чем в нашей местности. Это связано с тем, что и растений там меньше. А меньше растений - меньше пищи.
Ученик 3. Какие животные пустыни подлежат охране?
Д. Вараны, джейраны, пеликаны, лебеди, цапли, кабаны.
Ученик 3. Что нужно делать, чтобы сохранить природу этой зоны?
Д. Строить водохранилища, проводить каналы с водой.
Создавать заповедники.
Ученик 2. Если вы хотите больше узнать о пустыне, то читайте эти книги.
Выставка книг.
Ученик 3. Наша передача подошла к концу. До новых встреч.
Учитель выставляет учащимся оценки за работу на уроке.
IX. Домашнее задание
Нарисуй, как ты представляешь себе пустыню.