Гуманизация образовательного процесса. Урок духовной жизни. Тема урока: "Царство сердца"

Разделы: Начальная школа


Тема: Царство сердца.

Цель:

  • расширить понятийный аппарат в области отношения человека к окружающему миру, в области взаимоотношений между людьми, в области отношения к главным ценностям жизни;
  • учить виденью разницы между сердечностью и бессердечием;
  • учить слушать, слышать, чувствовать, понимать себя, своё сердце;
  • воспитывать уважение, понимание, добросердечность к окружающим людям, к природе, к окружающему миру вообще.

Оборудование: макет сердца человека, таблица “кровеносная система человека”, запись звуков биения человеческого сердца, запись спокойной мелодии, тексты притч, таблицы с пословицами и высказываниями о сердце.

Ход урока:

Настрой на урок.

Ребята, у вас сегодня хорошее настроение?

А я немного волнуюсь: хочу обсудить с вами очень важные вопросы, ответы на которые дать, казалось бы, легко, но на самом деле, наверное, очень сложно.

Я очень хочу, чтобы наш урок состоялся, чтобы наш урок состоялся, чтобы мы справились со всеми вопросами на нашем пути. Пожелайте мысленно своим друзьям, себе и мне успехов.

Вводная беседа.

Учитель: Святой проповедник Иоанн Кронштадский просил у Господа: “Даруй мне, Господи, ………… простое, незлобивое, открытое, верующее, любящее, щедрое… (на доске)

- То, что он просил у Господа, называется одним прекрасным словом. Я зашифровала слово – подарок. Вы разгадаете это слово по шифровке. Ключ к шифру – алфавит.

Шифр: 19, 6, 18, 5, 24, 6.(на доске)

- Кто расшифрует, поднимите руку. (нашёптывание детей и поощрение учителя)

Я дарю вам это слово. Разговор на уроке пойдёт именно о сердце. Но прежде, скажите, в чём, по - вашему, счастье человека?  Люди с давних времён стремились к счастью, счастливой жизни. Но, что для этого нужно?

Так же как и мы задавал себе этот вопрос молодой царь, взошедший только что на трон о котором говорится в притче,. Притчу эту нам поведал Ш.А.Амонашвили.

Чтение притчи о царстве желаний.

-Скольких советников выслушал молодой царь?

- Что посоветовал он?

- Какие события происходили в царстве?

- Что случилось с людьми, их отношениями друг к другу?

- Стали люди счастливыми?

- Кого встретил царь?

- Почему старик назвал себя богатым и молодым?

Чтение притчи о царстве разума.

- Скольких советников выслушал молодой царь?

- Какого совета послушал он?

- Какие явления случились в царстве?

- Какие отношения были между людьми?

- Стали люди счастливее?

-Что сказал старик о своём разуме?

Чтение притчи о царстве сердца.

- Какое царство для счастья посоветовал третий советник?

- Почему ангел не исполнил желание царя?

- Кто должен зажигать сердца людей?

- Что значит, зажечь своё сердце?

- Если бы люди в третьем царстве последовали советам ангела, они были бы счастливы?

Вывод: Значит, человек сердцем чувствует, понимает, помогает, любит?

(В работу включаются заранее подготовленные дети.)

“Биолог”

Позвольте, учитель, не прочесть слова научной книги:

(Встаёт, подходит к таблице, размещённой на доске)

- “ Сердце – центральный орган кровеносной системы животных и человека, ритмичное сокращение мышечных стенок которого обусловливает движение “ циркуляцию” крови в организме…(показывает на таблице, двигая указку от сердца по сосудам)

Вот так. Это всё, и ничего больше, понятно?

Учитель: Да, мы поняли, но позвольте и мне открыть умную книгу:

- “Солнце – это сердце солнечной системы. А сердце человека – это солнце организма.” Правда, красиво и верно сказано?

Физиолог.

Можно мне, учитель?

“Сердце – по – латыни СОR, по-гречески CARDIA – есть полый четырёхкамерный мышечный мешок, центральный орган кровеносной системы. Он развивается из клеток МИЗЕНХИМЫ. Потом возникают пластинки, из которых развивается МИОКАРД и ЭПИКАРД…”

Учитель: Друг мой, а как же эта мудрость древних книг:

Сердце есть дом Духа.
В Сердце – Совесть.
Думает Сердце.
Объединяет Сердце.

Кардиохирург:

За много лет моей практики ни в одном сердце, которое оперировал я , не видел, и не находил никакого Духа, никакой Вести. Всё это выдумки, сказки, сантименты и литературщина…

Ну, поверьте же вы, наконец, хоть кардиохирургу.

Учитель: Разве я опровергаю физиологию сердца?

Разумеется, сердце есть Центральный орган кровеносной системы. “Спасибо” науке, что так детально описывает действие сердца. “Спасибо” и вам, люди науки, что помогаете нам разобраться во всём.

Мы с вами говорим о сердце видимом, а есть сердце невидимое.

Мышцы человека - тоже действуют: сокращаются и расширяются. Их никто не слышит. Сердце тоже сокращается, пульсирует, работает ритмично, только оно не беззвучно – оно

СТУЧИТ, СТУЧИТ, СТУЧИТ…

(Включает запись сердечного стука)

Положите правую руку на грудь в области сердца и послушайте его, своё сердце…

- Почему же оно стучит, а не работает молча, как другие мышцы, делая своё дело?

- Ваши ответы верные, но наука до сих пор не дала этому объяснение.

Если сердце “мешок мышц”, значит оно одинаковое у всех людей? Так ли это? Или оно многообразно?

- Какое есть сердце?

Записываю в две колонки:

Доброе злое
Любящее ненавидящее
Понимающее глухое
Горячее холодное
Щедрое скупое
Творящее разрушающее
Зоркое слепое
Пламенное потухшее
Светлое тёмное
Чистое грязное

Вывод: Сердце, не просто орган человека. Оно многообразное.

Добрый человек из сердца своего выносит …

Злой человек - выносит …

Может ли быть добрым человек с холодным сердцем?

Чтение притчи о мудрости дедушки

Что значит:

“Слушай сердце, сердце подскажет”?

Учитель: Мудрые люди давно открыли тайны сердца и донесли до наших дней, узнайте и вы их мудрость:

Работа в группах.

Составьте из слов предложения.

Проверьте правильность с помощью “ключа” (в конверте)

1. Когда говорим о сердце, говорим о прекрасном.

2. В Сердце заключена тайна жизни.

3. В Сердце протекает духовная жизнь человека.

4. Думает Сердце, утверждает Сердце, объединяет Сердце.

5. Мы должны держать Сердце открытым к Небу, к Людям и к Земле.

Дети читают, учитель открывает на доске предложения.

Итог урока:

Где находится любовь человека?

Где милосердие человека?

Где понимание человека?

Без Сердца что скажем?

Без Сердца что прочтём?

Без Сердца что поймём?

Рефлексия.

Чтение притчи “ Имеешь сердце”.

Некий отшельник вышел из своего уединения, чтобы принести людям весть и вопрошал у каждого встречного:

- Имеешь Сердце?

Люди недоумевали и спрашивали:

- Почему ты не говоришь о милосердии, о терпении, о преданности, о доброте, о любви, обо всех благих основах жизни, но только “имеешь сердце”?

Он отвечал им:

- Лишь бы люди не забыли о Сердце, остальное приложится!

Мудрая Книга наставляет:

Действительно, можем ли обратиться к любви, если ей негде пребывать?

И где поместится терпение, если обитель его закрыта?

Чтобы не растерять эти и другие ценные блага Души, нужно создать для них сад, который называется Сердце.

Приложение 1