Тема: Царство сердца.
Цель:
- расширить понятийный аппарат в области отношения человека к окружающему миру, в области взаимоотношений между людьми, в области отношения к главным ценностям жизни;
- учить виденью разницы между сердечностью и бессердечием;
- учить слушать, слышать, чувствовать, понимать себя, своё сердце;
- воспитывать уважение, понимание, добросердечность к окружающим людям, к природе, к окружающему миру вообще.
Оборудование: макет сердца человека, таблица “кровеносная система человека”, запись звуков биения человеческого сердца, запись спокойной мелодии, тексты притч, таблицы с пословицами и высказываниями о сердце.
Ход урока:
Настрой на урок.
Ребята, у вас сегодня хорошее настроение?
А я немного волнуюсь: хочу обсудить с вами очень важные вопросы, ответы на которые дать, казалось бы, легко, но на самом деле, наверное, очень сложно.
Я очень хочу, чтобы наш урок состоялся, чтобы наш урок состоялся, чтобы мы справились со всеми вопросами на нашем пути. Пожелайте мысленно своим друзьям, себе и мне успехов.
Вводная беседа.
Учитель: Святой проповедник Иоанн Кронштадский просил у Господа: “Даруй мне, Господи, ………… простое, незлобивое, открытое, верующее, любящее, щедрое… (на доске)
- То, что он просил у Господа, называется одним прекрасным словом. Я зашифровала слово – подарок. Вы разгадаете это слово по шифровке. Ключ к шифру – алфавит.
Шифр: 19, 6, 18, 5, 24, 6.(на доске)
- Кто расшифрует, поднимите руку. (нашёптывание детей и поощрение учителя)
Я дарю вам это слово. Разговор на уроке пойдёт именно о сердце. Но прежде, скажите, в чём, по - вашему, счастье человека? Люди с давних времён стремились к счастью, счастливой жизни. Но, что для этого нужно?
Так же как и мы задавал себе этот вопрос молодой царь, взошедший только что на трон о котором говорится в притче,. Притчу эту нам поведал Ш.А.Амонашвили.
Чтение притчи о царстве желаний.
-Скольких советников выслушал молодой царь?
- Что посоветовал он?
- Какие события происходили в царстве?
- Что случилось с людьми, их отношениями друг к другу?
- Стали люди счастливыми?
- Кого встретил царь?
- Почему старик назвал себя богатым и молодым?
Чтение притчи о царстве разума.
- Скольких советников выслушал молодой царь?
- Какого совета послушал он?
- Какие явления случились в царстве?
- Какие отношения были между людьми?
- Стали люди счастливее?
-Что сказал старик о своём разуме?
Чтение притчи о царстве сердца.
- Какое царство для счастья посоветовал третий советник?
- Почему ангел не исполнил желание царя?
- Кто должен зажигать сердца людей?
- Что значит, зажечь своё сердце?
- Если бы люди в третьем царстве последовали советам ангела, они были бы счастливы?
Вывод: Значит, человек сердцем чувствует, понимает, помогает, любит?
(В работу включаются заранее подготовленные дети.)
“Биолог”
Позвольте, учитель, не прочесть слова научной книги:
(Встаёт, подходит к таблице, размещённой на доске)
- “ Сердце – центральный орган кровеносной системы животных и человека, ритмичное сокращение мышечных стенок которого обусловливает движение “ циркуляцию” крови в организме…(показывает на таблице, двигая указку от сердца по сосудам)
Вот так. Это всё, и ничего больше, понятно?
Учитель: Да, мы поняли, но позвольте и мне открыть умную книгу:
- “Солнце – это сердце солнечной системы. А сердце человека – это солнце организма.” Правда, красиво и верно сказано?
Физиолог.
Можно мне, учитель?
“Сердце – по – латыни СОR, по-гречески CARDIA – есть полый четырёхкамерный мышечный мешок, центральный орган кровеносной системы. Он развивается из клеток МИЗЕНХИМЫ. Потом возникают пластинки, из которых развивается МИОКАРД и ЭПИКАРД…”
Учитель: Друг мой, а как же эта мудрость древних книг:
Сердце есть дом Духа.
В Сердце – Совесть.
Думает Сердце.
Объединяет Сердце.
Кардиохирург:
За много лет моей практики ни в одном сердце, которое оперировал я , не видел, и не находил никакого Духа, никакой Вести. Всё это выдумки, сказки, сантименты и литературщина…
Ну, поверьте же вы, наконец, хоть кардиохирургу.
Учитель: Разве я опровергаю физиологию сердца?
Разумеется, сердце есть Центральный орган кровеносной системы. “Спасибо” науке, что так детально описывает действие сердца. “Спасибо” и вам, люди науки, что помогаете нам разобраться во всём.
Мы с вами говорим о сердце видимом, а есть сердце невидимое.
Мышцы человека - тоже действуют: сокращаются и расширяются. Их никто не слышит. Сердце тоже сокращается, пульсирует, работает ритмично, только оно не беззвучно – оно
СТУЧИТ, СТУЧИТ, СТУЧИТ…
(Включает запись сердечного стука)
Положите правую руку на грудь в области сердца и послушайте его, своё сердце…
- Почему же оно стучит, а не работает молча, как другие мышцы, делая своё дело?
- Ваши ответы верные, но наука до сих пор не дала этому объяснение.
Если сердце “мешок мышц”, значит оно одинаковое у всех людей? Так ли это? Или оно многообразно?
- Какое есть сердце?
Записываю в две колонки:
Доброе | злое |
Любящее | ненавидящее |
Понимающее | глухое |
Горячее | холодное |
Щедрое | скупое |
Творящее | разрушающее |
Зоркое | слепое |
Пламенное | потухшее |
Светлое | тёмное |
Чистое | грязное |
Вывод: Сердце, не просто орган человека. Оно многообразное.
Добрый человек из сердца своего выносит …
Злой человек - выносит …
Может ли быть добрым человек с холодным сердцем?
Чтение притчи о мудрости дедушки
Что значит:
“Слушай сердце, сердце подскажет”?
Учитель: Мудрые люди давно открыли тайны сердца и донесли до наших дней, узнайте и вы их мудрость:
Работа в группах.
Составьте из слов предложения.
Проверьте правильность с помощью “ключа” (в конверте)
1. Когда говорим о сердце, говорим о прекрасном.
2. В Сердце заключена тайна жизни.
3. В Сердце протекает духовная жизнь человека.
4. Думает Сердце, утверждает Сердце, объединяет Сердце.
5. Мы должны держать Сердце открытым к Небу, к Людям и к Земле.
Дети читают, учитель открывает на доске предложения.
Итог урока:
Где находится любовь человека?
Где милосердие человека?
Где понимание человека?
Без Сердца что скажем?
Без Сердца что прочтём?
Без Сердца что поймём?
Рефлексия.
Чтение притчи “ Имеешь сердце”.
Некий отшельник вышел из своего уединения, чтобы принести людям весть и вопрошал у каждого встречного:
- Имеешь Сердце?
Люди недоумевали и спрашивали:
- Почему ты не говоришь о милосердии, о терпении, о преданности, о доброте, о любви, обо всех благих основах жизни, но только “имеешь сердце”?
Он отвечал им:
- Лишь бы люди не забыли о Сердце, остальное приложится!
Мудрая Книга наставляет:
Действительно, можем ли обратиться к любви, если ей негде пребывать?
И где поместится терпение, если обитель его закрыта?
Чтобы не растерять эти и другие ценные блага Души, нужно создать для них сад, который называется Сердце.