Тема: “Признаки равенства прямоугольных треугольников”
Цель: закрепление знаний (свойства прямоугольных треугольников), знакомство с некоторыми признаками равенства прямоугольных треугольников.
Ход урока:
I. Оргмомент.II. Устно.
1. Ответить на вопросы:
- Назвать элементы прямоугольного треугольника.
- Какими свойствами обладают элементы прямоугольного треугольника?
- Докажите, что катет прямоугольного треугольника, лежащий против угла в 300 , равен половине гипотенузы.
- Докажите, что если катет прямоугольного треугольника равен половине гипотенузы, то угол лежащий против этого катета равен 300.
- Найти x. Ответ выбрать из треугольника. Буквы какого-то слова находятся в секторах треугольника. Обсуждение в парах (3 мин).
Рисунок 1.
Составили слово “признак”.
III. Изучение нового материалаИзучая треугольники, мы говорим, что он обладает некоторыми свойствами и признаками. А какие признаки равенства треугольников вам известны? Мы сформулировали и доказали свойства прямоугольных треугольников, а сегодня рассмотрим признаки равенства прямоугольных треугольников, будем решать задачи с их применением.
Доказывая равенство треугольников, сколько пар соответственно равных элементов отыскивали? А возможно ли доказать равенство прямоугольных треугольников по двум катетам?
Перед вами два прямоугольных треугольника АВС и А1В1С1, у них соответственно равны катеты. Докажите, если это возможно, их равенство.
№1. (По двум катетам)
Рисунок 2.
Дано: АВС и А1В1С1 , В=В1=900, АВ = А1В1, ВС = В1С1
Доказать: АВС = А1В1С1
Как прозвучит признак? (Затем задача №1)
№2. (По катету и прилежащему к нему острому углу)
Рисунок 3.
Дано: АВС и А1В1С1 , В=В1=900, ВС = В1С1, С= С1
Доказать: АВС = А1В1С1
Как прозвучит признак? (Затем задача №2)
№3. (По гипотенузе и острому углу)
Рисунок 4.
Дано: АВС и А1В1С1 , В=В1=900, АС = А1С1, А= А1
Доказать: АВС = А1В1С1
Как прозвучит признак? (Затем задача №3)
Задачи. Найти равные треугольники и доказать их равенство.
Рисунок 5.
IV. Закрепление изученного на уроке.Решить следующую задачу.
Рисунок 6.
Дано: АВС, А1В1С1, DAB=CBA=900, АD = BD
Доказать: CAB=DBA.
Обсуждение в четверках (3 мин).
Зачем задача из учебника №261 с записью.
№ 261.
Рисунок 7.
Дано: АВС – равнобедренный, AD и CE – высота АВС
Доказать: AD = CE
Доказательство:
- Треугольники ADC и CEA прямоугольные, так как AD и CE высоты АВС.
- Рассмотрим прямоугольные треугольники ADC и CEA: AC – общая гипотенуза, A=C (как углы при основании равнобедренного треугольника АВС). Значит ADC=CEA (по гипотенузе и острому углу)
- Вывод: так как ADC=CEA, то AD=CE. Что и требовалось доказать.
V. Задание на дом.
П.35 (три признака), №261 (доказать, что АОС - равнобедренный), №268 (признак равенства прямоугольных треугольников по катету и противолежащему углу).
На следующем уроке геометрии мы продолжим знакомство с признаками равенства прямоугольных треугольников. Отметки выставлю также в следующий раз по результатам за 2 урока.
Дополнительно. Найти равные треугольники.
Рисунок 8.