Урок естествознания в 4-м классе по теме: "Органы дыхания"

Разделы: Начальная школа


Задачи урока:

  • Дать понятие о значении дыхания как процесса, необходимого для жизни; познакомить детей со строением органов дыхания, дать первоначальное представление об их работе; подчеркнуть значение чистого воздуха для органов дыхания и организма в целом и на этой основе рассмотреть гигиенические правила дыхания.
  • Работать над развитием речи, учить думать, сопоставлять, сравнивать.

Оборудование: Модель скелета человека, его торс (муляж) модель легких, натуральные легкие млекопитающего животного (коровы), ванна с водой, известковая вода, трубочки, капроновые трубочки, секундомер, сантиметр (мягкий), вода и хлеб (кусочки).

Раздаточный материал: отрезки трахеи птиц (свежие), ванночки, легкие (кусочки), лупы, иголки, баночка с водой, пинцеты.

На доске.

“Познай себя. Органы дыхания.”

анатомия трахеи - трахеит
физиология бронхи – бронхит
гигиена легкие – воспаление легких
медицина прикорневая пневмония

Ход урока

1. Проверка готовности к уроку.

- Как вы себя чувствуете?

- От чего зависит настроение человека и его здоровье?

- Отметим погоду.

- В пасмурную погоду кто себя плохо чувствует?

(гипертоники и у кого больное сердце)

- Зачем вы сегодня собрались?

(познать себя)

- Для чего это не обходимо?

- Что вы уже узнали на предыдущих уроках о строении своего организма?

(скелет, мышцы, кожа, череп, кровь, сердце)

- Какое значение имеет кожа для человека?

(надежно предохраняет внутренние органы от повреждений, принимает толчки и удары, царапины и ожоги. Кожа помогает нам дышать.)

- Вопрос. А зачем человек дышит?

Что необходимо для развития нашего организма (питательные вещества и кислород)

Учитель: Как только человек родился – он начинает дышать. Раздался первый крик новорожденного – врачи говорят: “Будет жить!” Это его первый вздох. С первым криком воздух устремляется в дыхательные пути, расправляет и наполняет легкие.

- А сколько секунд мы можем не дышать?

Практическая работа. Дети зажимают нос, учитель вслух считает. Тот, кто не может дальше находиться без воздуха, начинает дышать.

- Запишите число, когда вы снова задышали.

- Итак, сколько секунд вы можете находиться без воздуха?

- А куда поступает воздух первоначально?

(дышим через рот и нос).

- Что вы узнали о своем носике?

(идут рассказы детей свободные)

- Какие очистительные машины находятся в носу? Что вы придумали?

(показ рисунков, рассказ детей)

- А куда же воздух поступает из носа (рта)?

Рассказ учителя.

…Воздух поступил в нос, здесь он очистился от пыли, согрелся, увлажнился, и пошел в трахею. Из трахеи по бронхам поступает воздух в легкие, (легких два)

Здесь кровь забирает кислород, а отдает углекислый газ. Углекислый газ при выдохе выходит наружу. Происходит это быстро и человек часто на это не обращает внимания.

Словарная работа:

трахеи - трахеит

бронхи – бронхит

легкие – воспаление легких

альвеолы – легочные пузырьки

Рисунок1.

Практическая работа

- Посчитаем, сколько вдохов и выдохов человек в спокойном состоянии делает за одну минуту.

(они дышат, я засекаю время 15 секунд)

- Запишем это число и умножим его на 4.

- Предлагаю детям встать, сделать быстро 10 приседаний одному ряду, другой ряд боксирует, третий – отжимается от стола.

- А теперь посчитайте вдох и выдох. Что произошло с дыханием? (количество дыхательных движений увеличилось).

- А почему это происходит?

(посчитаем пульс)

Опыты, наблюдения.

- У вас на столе лежат в ванночках трахеи птиц. Подержите ее в руках, покрутите. Что вы почувствовали? (Упругие кольца)

- Возьмите иглу, попробуйте ее уколоть, проткнуть стенки трахеи. Легко ли это сделать? (нет).

- Теперь возьмите лупу, рассмотрите трахею. Что вы увидели?

- У вас кусочек легкого (птицы - животного). Надавите. Что вы увидели? (кровь и т.д.)

- А почему этот орган так назвали? Опустим в воду. Что мы видим? (Плавает, не тонет. Легкое легче воды.)

Практическая работа

  1. Ученик дует через трубку в воду известковую. Она мутнеет. (Это показывает, что мы выдыхаем углекислый газ.)
  2. Выходят два ученика. Один жует хлеб. Легко ли дышать? (нет)

Другой набирает в рот воды.

Легко ли дышать с водой во рту? (нет)

Вопрос: Какие правила гигиены надо соблюдать во время еды?

Нельзя разговаривать во время еды.

Вывод: Когда во рту пища, разговаривать нельзя. Заслонка может вовремя не сработать, пища попадет в трахею, придется долго откашливаться, пока кусочек выйдет наружу.

- А из чего состоит легкое?

Легкое состоит из маленьких пузырьков – альвеол. Если их все развернуть, то их площадь будет в 50 раз больше кожного покрова человека.

Опыт: Бросаю легкое в воду, оно плавает.

Опыт: Учитель берет органы дыхания млекопитающего животного и надувает их через трубочку. (вызывает 2 – 3 учеников).

Вывод: Это доказывает, что легкие упруги, эластичны, способны растягиваться и сокращаться.

Повтор: Строение органов дыхания. На органах по таблице, по стр.34.

Дополнительно: Из носа в трахею, в трахее при входе в легкие – волоски, они задерживают остатки пыли, т.е. фильтруют. Отходы во время кашля выходят назад в виде мокроты.

- А какие кости скелета защищают легкие? Охраняют их от внешних повреждений. (грудная клетка)

- А где легко дышится? (лес, река)

Почему в городе тяжело дышать? А в классе? Что нам надо соблюдать, чтобы нам было легко дышать?

(Проветривать помещения, иметь много цветов в классе, но за ними надо ухаживать. От батарей воздух сохнет, а растения его увлажняют. Необходимо перед сном проветривать помещения, чаще делать влажную уборку.)

Профилактика заболевания легких.

сидя:

1. – поднять левое плечо, опустить
2. – поднять правое плечо, опустить
3. – поднять оба плеча одновременно.

- сидя: плавные повороты в сторону.

- сидя: ноги вытянуть, пальцы тянуть по направлению колена.

(Включить эти упражнения в утреннюю гимнастику).

- Наш урок подошел к концу.

- Подведем итоги.

- Что вы нового узнали на уроке?

- Что полезного для легких?

- Что вредного?

- Из чего они состоят?

- Ваше мнение об уроке?

В мире интересного.

Японские ныряльщики за жемчугом могут нырять на глубину 30 метров и находиться под водой до 4 минут и более.

Бобры – могут задержать дыхание на 15-30 минут.

Киты – до часа. (Это объясняется особым строением органов, приспособлением жить под водой).

Взрослый человек в 1 минуту делает 13 – 14 дыхательных движений, дети чаще (18-20)

Взрослый выдыхает 500 см3, ребенок – 350 см3.

За 1 минуту через легкие проходит в обычных условиях 6-8 литров воздуха, при мышечной работе - до 120 литров воздуха.

В носовой полости за 5 минут погибает 90% всех микробов.

Полицейские в Токио падают на посту без сознания. Так загазован воздух.

Есть автоматы с кислородом. Опустил монетку – дыши.