Задачи урока:
- Дать понятие о значении дыхания как процесса, необходимого для жизни; познакомить детей со строением органов дыхания, дать первоначальное представление об их работе; подчеркнуть значение чистого воздуха для органов дыхания и организма в целом и на этой основе рассмотреть гигиенические правила дыхания.
- Работать над развитием речи, учить думать, сопоставлять, сравнивать.
Оборудование: Модель скелета человека, его торс (муляж) модель легких, натуральные легкие млекопитающего животного (коровы), ванна с водой, известковая вода, трубочки, капроновые трубочки, секундомер, сантиметр (мягкий), вода и хлеб (кусочки).
Раздаточный материал: отрезки трахеи птиц (свежие), ванночки, легкие (кусочки), лупы, иголки, баночка с водой, пинцеты.
На доске.
“Познай себя. Органы дыхания.”
анатомия | трахеи - трахеит |
физиология | бронхи – бронхит |
гигиена | легкие – воспаление легких |
медицина | прикорневая пневмония |
Ход урока
1. Проверка готовности к уроку.
- Как вы себя чувствуете?
- От чего зависит настроение человека и его здоровье?
- Отметим погоду.
- В пасмурную погоду кто себя плохо чувствует?
(гипертоники и у кого больное сердце)
- Зачем вы сегодня собрались?
(познать себя)
- Для чего это не обходимо?
- Что вы уже узнали на предыдущих уроках о строении своего организма?
(скелет, мышцы, кожа, череп, кровь, сердце)
- Какое значение имеет кожа для человека?
(надежно предохраняет внутренние органы от повреждений, принимает толчки и удары, царапины и ожоги. Кожа помогает нам дышать.)
- Вопрос. А зачем человек дышит?
Что необходимо для развития нашего организма (питательные вещества и кислород)
Учитель: Как только человек родился – он начинает дышать. Раздался первый крик новорожденного – врачи говорят: “Будет жить!” Это его первый вздох. С первым криком воздух устремляется в дыхательные пути, расправляет и наполняет легкие.
- А сколько секунд мы можем не дышать?
Практическая работа. Дети зажимают нос, учитель вслух считает. Тот, кто не может дальше находиться без воздуха, начинает дышать.
- Запишите число, когда вы снова задышали.
- Итак, сколько секунд вы можете находиться без воздуха?
- А куда поступает воздух первоначально?
(дышим через рот и нос).
- Что вы узнали о своем носике?
(идут рассказы детей свободные)
- Какие очистительные машины находятся в носу? Что вы придумали?
(показ рисунков, рассказ детей)
- А куда же воздух поступает из носа (рта)?
Рассказ учителя.
…Воздух поступил в нос, здесь он очистился от пыли, согрелся, увлажнился, и пошел в трахею. Из трахеи по бронхам поступает воздух в легкие, (легких два)
Здесь кровь забирает кислород, а отдает углекислый газ. Углекислый газ при выдохе выходит наружу. Происходит это быстро и человек часто на это не обращает внимания.
Словарная работа:
трахеи - трахеит
бронхи – бронхит
легкие – воспаление легких
альвеолы – легочные пузырьки
Рисунок1.
Практическая работа
- Посчитаем, сколько вдохов и выдохов человек в спокойном состоянии делает за одну минуту.
(они дышат, я засекаю время 15 секунд)
- Запишем это число и умножим его на 4.
- Предлагаю детям встать, сделать быстро 10 приседаний одному ряду, другой ряд боксирует, третий – отжимается от стола.
- А теперь посчитайте вдох и выдох. Что произошло с дыханием? (количество дыхательных движений увеличилось).
- А почему это происходит?
(посчитаем пульс)
Опыты, наблюдения.
- У вас на столе лежат в ванночках трахеи птиц. Подержите ее в руках, покрутите. Что вы почувствовали? (Упругие кольца)
- Возьмите иглу, попробуйте ее уколоть, проткнуть стенки трахеи. Легко ли это сделать? (нет).
- Теперь возьмите лупу, рассмотрите трахею. Что вы увидели?
- У вас кусочек легкого (птицы - животного). Надавите. Что вы увидели? (кровь и т.д.)
- А почему этот орган так назвали? Опустим в воду. Что мы видим? (Плавает, не тонет. Легкое легче воды.)
Практическая работа
- Ученик дует через трубку в воду известковую. Она мутнеет. (Это показывает, что мы выдыхаем углекислый газ.)
- Выходят два ученика. Один жует хлеб. Легко ли дышать? (нет)
Другой набирает в рот воды.
Легко ли дышать с водой во рту? (нет)
Вопрос: Какие правила гигиены надо соблюдать во время еды?
Нельзя разговаривать во время еды.
Вывод: Когда во рту пища, разговаривать нельзя. Заслонка может вовремя не сработать, пища попадет в трахею, придется долго откашливаться, пока кусочек выйдет наружу.
- А из чего состоит легкое?
Легкое состоит из маленьких пузырьков – альвеол. Если их все развернуть, то их площадь будет в 50 раз больше кожного покрова человека.
Опыт: Бросаю легкое в воду, оно плавает.
Опыт: Учитель берет органы дыхания млекопитающего животного и надувает их через трубочку. (вызывает 2 – 3 учеников).
Вывод: Это доказывает, что легкие упруги, эластичны, способны растягиваться и сокращаться.
Повтор: Строение органов дыхания. На органах по таблице, по стр.34.
Дополнительно: Из носа в трахею, в трахее при входе в легкие – волоски, они задерживают остатки пыли, т.е. фильтруют. Отходы во время кашля выходят назад в виде мокроты.
- А какие кости скелета защищают легкие? Охраняют их от внешних повреждений. (грудная клетка)
- А где легко дышится? (лес, река)
Почему в городе тяжело дышать? А в классе? Что нам надо соблюдать, чтобы нам было легко дышать?
(Проветривать помещения, иметь много цветов в классе, но за ними надо ухаживать. От батарей воздух сохнет, а растения его увлажняют. Необходимо перед сном проветривать помещения, чаще делать влажную уборку.)
Профилактика заболевания легких.
сидя:
1. – поднять левое плечо, опустить
2. – поднять правое плечо, опустить
3. – поднять оба плеча одновременно.
- сидя: плавные повороты в сторону.
- сидя: ноги вытянуть, пальцы тянуть по направлению колена.
(Включить эти упражнения в утреннюю гимнастику).
- Наш урок подошел к концу.
- Подведем итоги.
- Что вы нового узнали на уроке?
- Что полезного для легких?
- Что вредного?
- Из чего они состоят?
- Ваше мнение об уроке?
В мире интересного.
Японские ныряльщики за жемчугом могут нырять на глубину 30 метров и находиться под водой до 4 минут и более.
Бобры – могут задержать дыхание на 15-30 минут.
Киты – до часа. (Это объясняется особым строением органов, приспособлением жить под водой).
Взрослый человек в 1 минуту делает 13 – 14 дыхательных движений, дети чаще (18-20)
Взрослый выдыхает 500 см3, ребенок – 350 см3.
За 1 минуту через легкие проходит в обычных условиях 6-8 литров воздуха, при мышечной работе - до 120 литров воздуха.
В носовой полости за 5 минут погибает 90% всех микробов.
Полицейские в Токио падают на посту без сознания. Так загазован воздух.
Есть автоматы с кислородом. Опустил монетку – дыши.