Необходимость технологии – это объективное требование, и поэтому, как правило, каждый учитель со временем её вырабатывает. И здесь можно пойти двумя путями:
- создать собственную технологию;
- перенять то, что открыто другими.
Оптимальным для нашей гимназии представился второй путь, только в этом случае необходимо было трансформировать теоретические положения и обобщения в практическую деятельность и адаптировать уже имеющиеся материалы на условия конкретной школы. Т.о. у нас родилась технология “полного усвоения” и проектная технология, которая охватывает учащихся с этого учебного года с 4 по 8 класс.
Проектный метод впервые был сформулирован и подробно описан американским педагогом Уильямом Килпатриком в первой четверти XX века. Килпатрик был приверженцем философских концепций Джона Дьюи, который исходил из того, что роль детства не ограничивается подготовкой к будущей взрослой жизни. Детство само по себе – полноценный период человеческого бытия. А это означает, что образование должно давать не только знания, которые понадобятся в будущем взрослому, но также знания, умения и навыки, способные уже сегодня помочь ребёнку в решении его насущных жизненных проблем. Иными словами, школа – это не место подготовки будущих взрослых, а место, где ребёнок живёт и учится жить в сложном окружающем мире, работать и общаться с другими людьми, и, в том числе, приобретать необходимые знания. Чтобы добиться этого, обучение должно ориентироваться на интересы и потребности учеников и основываться на личном опыте ребёнка.
Проект – это буквально “нечто брошенное, пущенное вперед”. В последнее время это слово прочно вошло в нашу жизнь, и ассоциируется чаще всего со смелыми и оригинальными начинаниями в области интеллектуальной или практической деятельности человека, символизируя новизну и нестандартность подхода в решении задач.
Важнейшим признаком метода проектов, отражающим его сущность, является самостоятельная деятельность учащихся. Они выступают активными участниками процесса обучения, а не пассивными статистами.
Задача педагога заключается в том, чтобы в процессе выполнения проектов реализовывалась представленная логическая цепочка (Приложение №1)
Существующие два типа проектов реализованы в нашей школе. Мы начинали с социальных проектов, и вот уже несколько лет гимназия работает с учебными проектами, т.е. проектами, которые базируются на учебном предмете. Это не всегда проекты – дела, как это при социальных, чаще они носят учебный характер или являются проектами так называемых “мнимых дел”.
Начиная работу с использованием метода проектов, первое, что сделали учителя математики нашей гимназии, – это выявили те положения теории, которые необходимо знать для правильной организации работы. Необходимые теоретические сведения собраны в книжках-дайджестах по материалам печати, выпущенных в нашей гимназии. Мой рассказ об использовании проектного метода нашими учителями математики будет перекликаться с основными теоретическими аспектами проблемного метода.
Основные требования к использованию метода проектов можно определить тремя вопросами:
- зачем?
- для чего (кого)?
- как?
Первое требование – это наличие либо субъективно, либо социально значимой для ученика проблемы. Очень важный момент, что при использовании метода проектов проблема не предлагается ученикам в готовом виде, как это часто бывает в проблемных методах, а с помощью различных приемов, средств наглядности учащиеся подводятся к самостоятельной формулировке проблемы и гипотез её решения. Формулировка проблемы – это и есть ответ на вопрос “зачем?”.
Второе требование: необходима практическая, теоретическая или познавательная значимость предполагаемых результатов. Т.е. ученик должен осознавать, где и как он может применить полученные знания, какой продукт проекта будет его логическим завершением.
Соотношение проблемы и практической реализации её решения и делает метод проектов столь привлекательным для системы образования.
Третья важная характеристика метода проектов – его самостоятельность, которая определяется с одной стороны, имеющейся возможностью проявить свои способности, самостоятельно выбрать пути решения задачи, с другой стороны, личностной мотивацией выполнения проекта.
Учебные проекты осуществляются в несколько этапов, соответствующих основным этапам любой трудовой деятельности, их реализация имеет циклический характер.
Можно выделить четыре основных этапа реализации учебного проекта, пока поговорим о первом этапе – это:
1. Ценностно – ориентационный или этап начинания и планирования, на котором происходит осознание школьниками мотивов и целей выполнения проекта, формируется представления о личностной значимости и практической важности этого проекта.
На этом этапе важный момент работы – это темы проектов. Выбор тематики проектов в разных ситуациях может быть различным. У нас в гимназии мы решили предложить учащимся ряд тем, с учетом учебной ситуации, способностей учащихся, их интересов.
Например, для учащихся 5 – х классов мы предложили следующие темы:
- Различные подходы для решения задач на движение.
- История натуральных чисел.
- Определение свойств треугольника с помощью измерительных приборов.
- Числа великаны и числа карлики.
- История дробных чисел.
- Занимательная математика.
- Приемы быстрого счета.
- Системы счисления.
Как вы видите, тематика проектов касается какого-нибудь теоретического вопроса школьной программы. Это предлагается с целью углубить знания отдельных учеников по этому вопросу, дифференцировать процесс обучения. Так как темы проектов предлагаются учащимся в начале учебного года, когда не весь теоретический материал знаком ученикам, поэтому, первое, что мы делаем при встрече с учащимися, выбравшими проект по математике – это обзор каждой предлагаемой темы.
Но тематика проектов может быть предложена и самими учениками.
И опять мы возвращаемся к этапам реализации проекта.
2. Конструктивный или этап принятия решения и выполнения проекта.
По доминирующему виду проектной деятельности определяют типологию проектов.
- исследовательские проекты. Такие проекты полностью подчинены логике исследования и имеют структуру, приближенную или полностью совпадающую с подлинным научным исследованием.
- творческие проекты. Примерами продуктов таких проектов может быть газета, макет комнаты (тема проекта “Мир многогранников”), сценка “изобретение шахмат” (тема проекта “Геометрическая прогрессия”).
- игровые проекты
- информационные. Этот тип проектов изначально направлен на сбор информации, её анализе и обобщении фактов. Такие проекты могут интегрироваться в исследовательские и становиться их частью. Этот тип проектов пользуется уважением у наших учащихся.
- практико – ориентированные. Этот проект отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности его участников. Примером продукта такого проекта является книжка “Занимательная математика”.
Продукт проекта – это одна из конечных целей работы над проектом. Каким он может быть?
3. Вернёмся к этапам работы над проектом.
4. Оценочно – рефлексивный.
Презентативный (защита проектов). Два раза в год в школе проводится день защиты проектов, которые мы называем “зимней и весенней сессией” защиты. Этот день праздничный. Ученики разбиваются по предметным группам, эти группы разноуровневые. Но часто в одной аудитории защищают проекты не по одному предмету, а по двум или трем. Всё это даёт возможность учащимся увидеть защиту других и самооценить себя. Защита двух проектов в год приравнивается к итоговой аттестации.
Темы выполненных проектов по математике за 2005-2006 учебный год
Класс | Тема |
6 класс | Великие математики древности о делимости чисел |
Проценты | |
Проценты в математике и жизни | |
Золотая пропорция | |
Признаки делимости | |
5 класс | Задачи на движение (автор Гончаров Дмитрий) (См. Приложение №2) |
Геометрические фигуры | |
Использование единиц измерения в старину на Руси | |
Системы счисления | |
Числа карлики и великаны | |
7 класс | Признаки равенства треугольников |
Линейная функция и ее график | |
8 класс | Всё о треугольниках |
Теорема Пифагора | |
Мир четырёхугольников | |
Преобразование графиков функций | |
Квадратные уравнения |
За годы работы с проектами мы увидели преимущества этой системы:
- снижение тревожности учащихся;
- проекты позволяют быть успешными во время аттестации;
- высокая мотивация;
- связь полученных знаний с реальной жизнью;
- развитие научной пытливости;
- лучшая закреплённость знаний.
Метод проектов разрушает школьную рутину.