Конспект открытого занятия по ознакомлению с художественной литературой по теме: "Малые фольклорные формы"

Разделы: Работа с дошкольниками


Цель:

  • научить детей понимать содержание и значение пословиц, связывать их значение с содержанием короткого рассказа, инсценировки;
  • научить произносить чистоговорки;
  • познакомить детей с загадками-сравнениями;
  • повторить знакомые считалки, помочь заучить текст народной игры “Плетень”.

Материал: картинки к пословицам; листы бумаги,карандаши, зеркала, шапочки к игре, атрибуты к инсценировкам, буквы А, О, И, У.

Ход занятия

1. Организационный момент.

2. Артикуляционная разминка “Путешествие язычка”.

Народ придумал скороговорок и чистоговорок,которые учат детей говорить правильно,чисто, внятно и четко.

Воспитатель показывает буквы А, О, И, У и предлагает детям вспомнить чистоговорку:

И-и-и-и ты на небо посмотри,
У-у-у-у и увидим мы луну.
А-а-а-а рядом яркая звезда,
О-о-о-о как до неба далеко.

Воспитатель проводит игру “Сломанный телевизор” (дети работают с зеркалом, произнося чистоговорку без звука).

Воспитатель произносит скороговорку “Чики –чики –чикалочка”

Дети повторяют ее сначала медленно, затем в ускоренном темпе, потом отстукивая ритм ложками.

3. Воспитатель проводит беседу.

– Дети, вы знаете много сказок, которые сочинил народ, в сказках заключена народная мудрость .Они учат быть трудолюбивыми и добрыми, в сказках зло всегда наказывается .Народной мудрости нас учат также и пословицы .Пословицы – это меткое слово, это поучения, как надо поступать и как не надо .Сейчас мы посмотрим небольшие инсценировки и подберем к ним уже знакомые поговорки.

1-ая сценка: “Поспешишь – людей насмешишь”.

2-ая сценка: “Как аукнется, так и откликнется”.

“Человек без друзей, как дерево без корней”

Воспитатель рассказывает историю (На доске картинки: бабушка, два мальчика, сломанный автобус, одноухий заяц, чистая машина):

– В скверике гуляла старушка. Рядом играли дети. Остановилась старушка, посмотрела на игрушки, потом на детей и сразу догадалась, что хозяин разбитого автобуса и зайца – вон тот неряха, а хозяин чистенькой машины – мальчик в синем свитере. “Эх, – вздохнула старушка – какие сами такие и сани!”

Почему так сказала старушка?

Как догадалась, чьи были игрушки?

4. Физкультурная минутка.

5. Знакомство с загадками-сравнениями.

Воспитатель спрашивает у детей,чем отличается загадка от пословиц, сказок, скороговорок . И дети делают вывод, о том, что загадки надо отгадывать, т.к в них предмет не называется и нужно самому догадаться о ком или о чем идет речь .Воспитатель предлагает детям загадать знакомые загадки своим товарищам .

Воспитатель загадывает детям несколько загадок.

“Зеленый,но не огурчик
Прыгает, но не кузнечик”
“Серый,но не мышка,
Страшный, но не медведь”

Воспитатель объясняет, по каким признакам происходит сравнение в загадке:

– по цвету
– по действию
– по размеру

Воспитатель предлагает нарисовать любого животного и сочинить загадку-сравнение.

6. Игра

Русская народная игра “Селезень” (повторение считалок, расшифровка старинных русских слов).

7. Итог занятия.