Рабочая программа элективного курса по математике для обучающихся 10–11-х классов по теме: "Задачи с параметрами"

Разделы: Математика


Пояснительная записка

Введение новой формы итоговой аттестации за курс средней школы – Единого Государственного Экзамена и широкое использование приёмными комиссиями ВУЗов задач с параметрами в своих экзаменационных материалах ставит перед школой новую задачу – готовить учащихся к решению упражнений данного вида.

Изучение этой темы, ставя перед учениками новые проблемы, стимулирует развитие их математической культуры и навыков аналитического мышления, хорошей техники исследования.

Вместе с тем, в школьном курсе математики эта тема практически не представлена. Восполнить этот пробел возможно за счёт изучения данного элективного курса.

Особенность этого курс состоит в том, что в процессе занятий учащиеся повторяют ранее изученное, повышают уровень логической подготовки, по-новому видят, анализируют линейные и квадратные многочлены. Его программа рассчитана на учащихся 10-11 классов. По мере изучения программного материала усложняются и рассматриваемые в данном курсе вопросы: тригонометрические уравнения и неравенства, содержащие параметр; показательная и логарифмическая функции, соответствующие им параметрические задачи.

Данная программа построена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта по математике.

Курс рассчитан на 68 часов лекционно-практических занятий в 10-11-х классах.

 Тематическое планирование

№ п-п Тема часы Сроки
  Вводное занятие – знакомство с параметром 1  
  Линейные уравнения и неравенства, содержащие параметр. (c/р). 2  
  Обзор основных свойств квадратного трёхчлена: дискриминант и его корни, теорема Виета и обратная к ней; разложение квадратного трёхчлена на множители, квадратичные неравенства и методы их решения. 2  
  Решение параметрических задач на квадратный трёхчлен и задач, сводящихся к ним. (с/р, к/р№1) 4  
  Расположение корней квадратного трёхчлена относительно заданного множества чисел. 2  
  Решение уравнений и неравенств с параметрами, в которых выражаются заданные условия. 2  
  Решение рациональных уравнений и неравенств (с/р). 4  
  Решение рациональных неравенств методом интервалов и графически (с/р). 3  
  Иррациональные уравнения и неравенства с параметрами (с/р, к/р№2). 4  
  Тригонометрические уравнения – обзор формул для корней простейших уравнений, классификация тригонометрических уравнений и методов их решения. 2  
  Решение тригонометрических уравнений с параметрами (с/р). 6  
  Уравнения и неравенства с параметром, содержащие знак модуля (с/р, к/р №3). 4  
  Нахождение числа решений уравнения с параметром графическим способом (с/р). 3  
  Системы линейных уравнений с параметрами, способы их решения. 2  
  Параметрические задачи на касательную к кривой (с/р). 3  
  Вычисление наибольшего и наименьшего значений функции в задачах с параметрами (с/р). 4  
  Использование монотонности и экстремальных свойств функций тригонометрических, логарифмических и показательных в задачах с параметрами. 3  
  Необходимые и достаточные условия в задачах с параметрами. 2  
  Логарифмические и показательные уравнения и неравенства, содержащие параметры (с/р,к/р №4). 6  
  Задачи с параметрами на Едином Государственном Экзамене, олимпиадах (с/р). 4  
  Решение задач по всему курсу. 2  
  Итоговая контрольная работа. 2  
  Итоговое занятие. 1

Заключение

В результате изучения данного курса обучающиеся должны:

иметь представление:

1. О линейных уравнениях и неравенствах с параметрами;

2. О квадратных уравнениях и неравенствах с параметрами:;

3. О показательных, логарифмических, рациональных уравнениях и неравенствах с параметрами;

4. О тригонометрических уравнениях и неравенствах с параметрами;

5. О выражениях с модулями и параметрами.

знать:

  1. Аналитические методы решения уравнений и неравенств с параметрами;
  2. Графические методы решения;
  3. Необходимые и достаточные условия в задачах с параметрами.

уметь:

  1. Решать линейные, квадратные, рациональные, иррациональные, тригонометрические, логарифмические и показательные уравнения и неравенства с параметрами;
  2. Пользоваться аналитическими и графическими методами решения заданий с параметрами.

владеть:

  1. Алгоритмами решения уравнений и неравенств с параметрами;
  2. Полным параметрическим анализом многочленов;
  3. Полным параметрическим анализом соотношений с модулем;
  4. Методами условного параметрического анализа.

Список литературы

  1. Андреев А.Н. Варианты письменных экзаменационных заданий по математике (для классов с углубленным изучением математики), Кемерово, 1995 г.
  2. Горнштейн П.И., Полонский В.Б., Якир М.С. Задачи с параметрами.- М.: Илекса, Харьков: Гимназия, 2005 г.,-328 с.
  3. Джиоев Н.Д. Нахождение графическим способом числа решений уравнения с параметром. - Математика в школе. – 1996-№2-с.54-57.
  4. Дорофеев Г.В. О задачах с параметрами, предлагаемых на вступительных экзаменах в ВУЗы. – Математика в школе.-1983 г.-№4- с.36-40.
  5. Жафяров А.Ж. Профильное обучение математике старшеклассников.- Учебно-дидактический комплекс.- Новосибирск: Сиб.Универ.Издательство, 2003,с.138-152.
  6. Кочарова К.С.Об уравнениях с параметром и модуле.- Математика в школе.-1995-№2-с.2-4.
  7. Семёнов В.И. Некоторые методические и методологические аспекты углубленного изучения математики 9-11 классы: Учебное пособие-Кемерово: Обл.ИУУ, 1998-с.58-83.
  8. Ястрибинетский Г.А. Задачи с параметрами. Москва: Просвещение,1986-105с.