Цели урока:
- Формировать умение определять род имен существительных в тексте; повторить ранее изученный материал; расширять словарный запас учащихся.
- Развивать речь учащихся, орфографическую зоркость, умение обобщать и делать выводы.
- Воспитывать любовь к природе.
Оборудование: опорные таблицы “Имя существительное”, “Род имен существительных”, картина “У кормушки”, сигнальные карточки (красный – зеленый), карточки с разноуровневым заданием.
1 вариант | 2 вариант |
Расположите данные предложения в
таком порядке, чтобы получился текст. Каждое утро мальчик насыпал в кормушку зерно. Серёжа смастерил кормушку для птиц. Со всех сторон слетались воробьи и синички. Он повесил её на ветку берёзы. |
Из слов каждой группы составьте и
запишите предложения. Серёжа, для, кормушку, птиц, смастерил Он, на, берёзы, её, повесил, ветку В, каждое, зерно, мальчик, утро, насыпал, кормушку Со, слетались, всех, синички, сторон, воробьи, и |
Ход урока
1. Организационный момент.
У. – Сегодня на уроке мы повторим ранее изученный материал, поговорим о таком прекрасном времени года, как зима.
- На этом уроке вы побываете корректорами, фантазерами и писателями.
- А начнем наш урок с занимательного задания.
2. Словарная работа.
У. Отгадайте слова. Отгадки запишите в столбик. (1 ученик работает у доски)
- Сильный ветер со снегом. (Метель).
- Это слово является антонимом к слову “грусть”. (Веселье”).
- Движение, поток воздуха. (Ветер).
- Это слово является корнем слова “похолодало”. (Холод).
У. Прочитайте слова, которые вы записали.
- Какой частью речи являются эти слова? Докажите.
- Какие части речи вы еще знаете? Приведите примеры, образуя родственные слова от данных имен существительных.
- Сделайте звуко - буквенный анализ слова “метель”, указав над ним количество букв и звуков.
Проверка.
Д. В слове метель - 6 букв и 5 звуков, т. к. мягкий знак звука не обозначает.
У. – Что общего в этих словах?
Д. Безударная гласная в корне слова.
У. - Какое слово среди данных будет “лишним”? Почему?
Д. “Лишним” будет слово ветер, потому что в нем непроверяемая безударная гласная в корне. Это словарное слово.
У. – Как проверить безударную гласную в корне слова?
Д. Надо подобрать проверочное слово так, чтобы эта безударная гласная стала ударной.
У. Устно докажите написание безударных гласных в этих словах.
Д. В слове метель безударная гласная в первом слоге. Проверочное слово – мёл. Ударная ё, значит, в слове метель напишем безударную е.
У. На какие группы можно разбить данные имена существительные?
Д. Данные имена существительные можно разбить на три группы по родам.
У. – Как определить род имени существительного?
У. Рядом, в скобках укажите род этих имен существительных.
Проверка.
3. Работа по теме урока.
а) Тема.
У. Сформулируйте тему урока.
У. Сегодня на уроке мы продолжим учиться определять род имен существительных.
- Давайте вспомним наш “секрет” различия рода имен существительных.
Д. (хором):
Женский род запомню я
И скажу: “Она – моя”.
И запомню род мужской
И опять скажу: “Он – мой”.
Средний род: “Оно – моё”.
Это правило моё!
б) Подбор синонимов.
У. – Подберите синонимы к данным словам. Запишите их справа от записанных слов. Рядом укажите род.
Д. (1 ученик работает у доски)
Метель – вьюга, пурга
Веселье – радость, праздник
Ветер – пурга, буран
Холод – мороз
Проверка с помощью сигнальных карточек.
в) Работа над предложением.
У. Составьте предложения с одним из этих слов.
Запишем предложение. (лучшее из предложенных детьми).
Например: Сильный мороз сковал ледком лужу на лесной дорожке.
- орфограммы;
- главные члены предложения;
- части речи;
- род имен существительных.
г) Выборочное списывание.
У. - Какой темой можно объединить эти слова?
Д. Эти слова объединены темой “зима”.
У. - Назовите признаки зимы.
У. Зима – красивое время года.
- Как называют ее поэты, писатели?
Д. Поэты и писатели называют зиму волшебницей, художницей
У. Прочитайте текст, записанный на доске.
На доске:
Наступило морозное утро. В комнате на стекле появились удивительные узоры. Вот заблестела пушистая веточка, и распустился сказочный цветок. А это волшебное озеро. По нему плывет маленький лебедёнок. Красив снежный узор! |
У. – О каком чуде в нем говорится?
- Что вы увидели?
- Кто из вас видел и рассматривал морозные узоры?
- Как можно озаглавить этот текст?
Д. Узоры на стекле. Морозные узоры.
У. Выпишите из текста имена существительные в форме единственного числа, распределив их в три столбика по родам.
3 уч - ся работают у доски.
Проверка.
Дополнительные вопросы для учащихся, работающих у доски:
М. р. – Назови мягкие согласные в слове цветок?
- Какие согласные всегда мягкие?
Ж. р. - С помощью какой части слова образовано слово “веточка”?
- Что такое суффикс?
Ср. р. – В какой форме стоит существительное “на стекле”? (в косвенной форме).
- Как определить род имени существительного в косвенной форме?
4. Физкультминутка.
5. Работа по развитию речи. Самостоятельная работа.
У. Зима – чудесная и веселая пора для вас, мальчишек и девчонок, потому что можно вдоволь покататься на санках, лыжах и коньках, поиграть в снежки. Но не всем зима приносит радость и веселье. Для некоторых это время серьезных испытаний.
У. – Как вы думаете, кому приходится трудно зимой?
Д. Птицам и зверям.
У. – Почему?
У. – Кто может помочь бедняжкам? Как? (Картина “У кормушки”)
Задание на карточках.
У. Прочитайте задание на карточках.
У. Что вам нужно сделать?
Д. Нам нужно из слов каждой группы составить предложения и записать получившийся текст.
Д. Нам нужно поставить предложения в таком порядке, чтобы получился текст.
У. – Что такое текст?
Д. Текст – это группа предложений, которые связаны между собой по смыслу. Текст выражает законченную мысль.
У. - Какие правила написания текста вы знаете?
У. Запишите полученный текст. Озаглавьте его. Продолжите текст одним – двумя предложениями. Найдите имена существительные в форме единственного числа, укажите их род.
Проверка.
У. – Прочитайте текст, который у вас получился?
- Как вы его озаглавили?
- Назовите имена существительные м. р. ? Докажите.
- Назовите имена существительные ж. р. ? Докажите.
- Назовите имена существительные ср. р. ? Докажите.
У. Конечно, ребята, мы должны прийти на помощь нашим меньшим братьям. Иначе нам весну придется встречать без их звонких песен.
6. Итог урока. Рефлексия.
У. Наш урок подошел к концу.
- Что понравилось вам на уроке?
- Кто доволен своей работой на уроке?
7. Домашнее задание.