Цели:
- формировать умение читать словами, осознанно, выразительно;
- формировать интерес к слову, его значению;
- способствовать развитию познавательного интереса;
- воспитывать в детях чувства любви к дому, маме, родине;
- поговорить о том, что ощущают дети, когда едут на отдых за пределы России.
Оборудование.
У учителя:
а. - Учебники (А.В.Лагутин “Россия – родина моя”, “Русская азбука” Горецкий)
б. - Кроссворд “Родина”
в. - музыка к песням “Здравствуй, Родина моя”, “Моя Россия”.
г. - Портрет К.Д. Ушинского
д. - Картины “Мать с младенцем”, “Ковер - самолет”
е. - В/ф.”Садко”
У учеников – учебники, кроссворды, карандаши.
I. Подготовительный этап.
Учитель. Сегодня на уроке мы продолжим удивительное путешествие по стране знаний, новых открытий.
II. Разгадывание кроссворда.
Учитель. Я предлагаю вам разгадать кроссворд и узнать слово, которое подскажет нам тему нашего урока. Вы согласны?
Дети. Да!
Вслух дети читают задания и разгадывают их.
Зелена, а не луг,
Белена, а не снег,
Кудрява, а не человек. (Березка)Издалека долго
Течет река (Волга)В летний зной хорошо напиться из него водицы (Родник)
Самые маленькие в семье (Дети)
Что выше леса,
Краше солнца,
Без огня горит? (Солнце)
Самое дорогое и первое слово, которое вы произнесли. (Мама)
Учитель. Какое слово вы разгадали?
Дети. Родина.
III. Исполнение детьми песни “Здравствуй, Родина моя!” и беседа по содержанию.
Утром солнышко встает
Всех на улицу зовет.
Выхожу из дома я –
Здравствуй, улица моя!Я пою, и в вышине
Подпевают птицы мне.
Травы шепчут мне в пути:
“Ты скорей, дружок, расти”.Отвечаю травам я,
Отвечаю ветрам я,
Отвечаю солнцу я:
“Здравствуй, Родина моя!”
Учитель. Какое настроение подарила вам эта песня?
Дети. Настроение радости, счастья, веселья.
Учитель. Почему возникло такое настроение?
Дети. Потому что мы радуемся всему, что окружает нас: птицам, друзьям, ветру, солнцу.
Учитель. А что вы ответили травам, ветру, солнцу?
Дети. Мы ответили “Здравствуй, Родина моя!”
Учитель. Так что же такое Родина?
Дети. Родина – это наш дом, наши друзья, родители, солнышко, природа.
Родина – это то место где мы родились и живем.
Учитель. А как называется наша Родина?
Дети. Наша Родина называется Россия.
IV. Объявление темы.
Учитель. Но всегда ли наша Родина называлась Россия? Может быть, мы все вместе попробуем ответить на этот вопрос. Вы согласны?
Дети. Да, мы согласны.
Учитель. А поможет нам в этом русский педагог и писатель К.Д. Ушинский.
На доске:
1. Портрет К.Д. Ушинского.
2. “Наше отечество” – тема урока.
Учитель. Какой рассказ мы будем читать?
Дети. Мы будем читать рассказ К.Д. Ушинского “Наше отечество”.
Учитель. Как вы понимаете слово “отечество”?
Дети. Когда поизносишь это слово, то слышится слово “отец”. Значит здесь жили все наши предки.
Учитель. Назовите свое отчество. Зачем оно нужно человеку?
Дети. Чтобы знать, чьи мы дети, кто наши отцы, деды.
V. Работа с учебником А.В. Лагутина “Россия – Родина моя” стр.5. (Дополнительная литература).
Дети читают отрывок из рассказа “Отечество, Родина, Россия” и убеждаются в том, что они правильно объяснили смысл слова Отечество.
VI. Работа с учебником “Русская азбука” стр.213 “Наше отечество”.
Рассматривание иллюстрации на стр.213.
Учитель. Кто изображен на картинке?
Дети. На картинке изображен человек, который что-то записывает. Это летописец.
Словарная работа. (Слова записаны на доске).
летописец
испокон веку
(Если дети затрудняются, то учитель сам объясняет смысл данных слов).
2. Чтение рассказа “Наше отечество” учителем.
3. Беседа по содержанию.
- Что нового вы узнали из рассказа?
- Почему Ушинский назвал свой рассказ “Наше отечество”?
4. Чтение рассказа учениками.
(Учитель объясняет, что читать надо выразительно, обращать внимание на знаки препинания, стараться читать целыми словами).
5. Беседа.
- Как раньше называли Россию?
- Почему ее называли “Отечество”?
- Почему Россию мы зовем Родиной?
- Почему Россию мы зовем матерью?
6. Выборочное чтение.
Учитель. Докажите словами текста, что Россию можно назвать и Отечеством, и Родиной, и матерью. Как ласково Ушинский назвал Отечество, Родину?
(Дети находят ответы в рассказе и читают вслух).
Физкультминутка. (Выполняются упражнения под музыку Ю.Антонова “На улице Каштановой”).
VII. Беседа по картине “Мать с младенцем” (рис.1)
Учитель. Кто изображен на картине?
Дети. На картине изображена мама с младенцем.
Учитель. Кого вы представили на месте этой мамы?
Дети. Я вижу свою маму.
Учитель. Какие чувства у вас возникли?
Дети. Возникли чувства нежности, радости, доброты. Мама ведь у нас как солнышко.
Учитель. Мамы похожи друг на друга или они все разные?
Дети. Все мамы похожи чем-то, но и все разные.
Учитель. Может быть, обменяться мамами, выбрать получше, покрасивее, подобрее?
Дети. Нет. Каждому дорога своя мама.
Учитель. Какие черты присущи всем мамам?
Дети. Любовь, доброта, нежность. Мама нас кормит, заботится, оберегает, защищает.
Учитель. А есть ли на Земле другие государства?
Дети. Да, есть другие страны.
Учитель. Где вы уже побывали, в каких странах?
Дети. В Германии, Финляндии, Швейцарии, Египте, Турции.
Учитель. Хотелось ли вам возвратиться домой?
Дети. Очень хотелось.
Учитель. Что вы чувствовали, когда выходили из самолета, поезда, когда ехали домой?
Дети. Мы слышали родную речь, видели лица своих друзей, родных, родную природу, знакомые улицы.
Учитель. А как это все называется.
Дети. Это наша Россия, наша Родина.
Вывод: Одна у нас родина, одна мать.
Учитель. Найдите подтверждение словам в рассказе.
(Дети читают заключительную речь).
Учитель. Если одна у нас родина, как и мама, то как к ней надо относиться?
Дети. Ее надо любить, беречь, охранять.
VIII. Путешествие на ковре-самолете. (На доске картина “Просторы Родины”, в небе ковер-самолет) (рис.2)
Учитель. А теперь закройте глаза. (Играет спокойная музыка, дети открывают глаза и видят картину ”Россия”).
Садитесь поудобнее, мы отправляемся в путешествие, чтобы увидеть своими глазами нашу родину.
Расскажите, где мы пролетаем и что видим.
(Дети рассказывают, что видят моря, горы, леса, в полях работают люди………).
Вывод. Наша Родина огромная, красивая, много лесов, рек, гор, полей, озер, но самое большое богатство – люди, которые здесь живут и работают.
(Во время путешествия дети читают стихи.)
М.Исаковский
“Поезжай за моря – океаны”
Поезжай за моря – океаны, Надо всею землей пролети, Есть на свете различные страны, Но такой, как у нас, не найти |
Глубоки наши светлые воды, Широка и привольна земля, И гремят, не смолкая заводы И шумят, расцветая поля….. |
С. Дрожжин
“Привет”
Привет тебе, мой край родной, С твоими темными лесами, С твоей великою рекой И неоглядными полями! |
Привет тебе, народ родимый, Герой труда неутомимый, Среди зимы и в летний зной! Привет тебе, мой край родной! |
(В это время учитель открывает доску)
Выставка рисунков “Я рисую Родину” (рис.3).
Учитель. Вот такой вы видите свою родину. Но кого же здесь не хватает?
Дети. Не хватает нас, наших друзей, родных.
IX. Песня “Моя Россия”.
(Во время исполнения 3-го куплета песни учитель размещает между рисунками детей их фотографии. На фото дети кормят птиц зимой, развешивают кормушки, играют, лепят снежную бабу….)
Моя Россия
Слова Н. Соловьевой Г.Струве
У моей России длинные косички,
У моей России светлые реснички.
У моей России голубые очи,
На меня, Россия,
Ты похожа очень.
Припев.
Солнце светит, ветры дуют,
Ливни льются над Россией,
В небе радуга цветная,
Нет земли красивей.Для меня Россия - белые березы,
Для меня Россия - утренние росы,
Для меня Россия, ты всего дороже,
До чего на маму ты мою похожа.Ты, моя Россия, всех теплом согреешь.
Ты, моя Россия, песни петь умеешь,
Ты, моя Россия, неразлучна с нами,
Ведь Россия наша – это мы с друзьями.
Учитель. Может быть, все-таки попытаемся найти страну лучше нашей?
Дети. Садко побывал везде и то не нашел.
X. Заключительная часть. В/ф “Садко” (фрагмент)
Дети смотрят заключительный фрагмент фильма “Садко”, где он говорит о том, что обошел тридевять земель, на дне морском побывал, а ничего нет краше земли родной! Вот оно наше счастье!
XI. Итог.
Учитель. О чем бы вы хотели рассказать родителям, друзьям после нашего урока?