рис.1
Выполнить с натуры чертеж предмета, содержащий две проекции (рис. 2):
рис. 2
Задания проверяются и оцениваются после их выполнения.
Пока два ученика работают у доски, остальные отвечают на вопросы:
- Всегда ли достаточно на чертеже одной проекции предмета? Чем вызвана необходимость изображения в двух проекциях?
- Как называются проекции предмета, полученные на двух плоскостях проекций? Как они располагаются относительно друг друга?
Учащиеся выполняют задания по учебнику (стр. 41) [1]. Ответы записывают в рабочую тетрадь.
III. Внимание учащихся привлекается к чертежу на доске (рис. 3).
рис. 3
Им предлагается в наборе деталей найти изображенную на чертеже деталь. Ребята затрудняются с ответом, так как к данному чертежу они находят две разные детали. Из этого следует, что не всегда по двум проекциям можно определить пространственную форму предмета. Чтобы получить чертеж, по которому можно установить форму, иногда пользуются не двумя, а тремя и более плоскостями проекций.
Весь процесс проецирования еще раз поясняется с помощью демонстрационной модели. Здесь же дается понятие о видах и об их расположении на чертеже.
Для графической работы учащимся предлагается модель, а ее наглядное изображение показано на доске (рис. 4)
рис. 4
В начале работы особое внимание надо уделить на композиционное размещение чертежа, так как учащиеся часто сдвигают изображение в левую сторону и не оставляют места для нанесения размеров. Ученики начинают строить чертеж с габаритных прямоугольников и ведут построение элементов модели сразу на трех видах.
Чертеж на доске выполняется, не спеша, сопровождается анализом формы модели. Все время указывается на проекционную связь элементов чертежа.
IV. При закреплении материала учащиеся дифференцированно выполняют задания на изменение направления проецирования и на изменение пространственного положения предмета: “Руководствуясь аксонометрической проекцией детали, постройте ее фронтальную проекцию, учитывая направление проецирования, указанное стрелкой (рис. 5а), фронтальную и горизонтальную проекции (рис. 5б), фронтальную, горизонтальную и профильную проекции (рис. 5в)”.
рис. 5
V. Домашнее задание: пр. 4.2, стр. 37-40 “Проецирование на несколько плоскостей проекций”.
Список литературы
1. Ботвинников А.Д., Виноградов В.Н., Вышнепольский И.С. Черчение: Учеб. Для 7-8 кл. общеобразоват. учреждений.-М.: Просвещение, 1999.