Объект-тестирование

Разделы: Химия


Работая над совершенствованием учебно-воспитательного процесса и в целях привития учащимся интереса к изучению окружающего нас мира и химии, как одной из важнейших, естественных наук, я решил попробовать новый способ тестирования. Где, как не на химии, можно тестировать учащихся, используя в качестве наглядных пособий коллекции, реактивы, модели, приборы и т. д. Назвав это “Объект-тестированием”, я провел его среди учащихся 9-х классов в 2004 и 2005 гг., приглашая детей и из других школ тоже.

Для проведения тестирования на каждый стол в кабинете выставляется соответствующее оборудование и кладется лист с вопросом и набором ответов. Таким образом, предлагается 15-20 вопросов из разных тем пройденного курса. Желательно иметь несколько вариантов вопросов и при необходимости заменять их.

Участнику выдается специально заготовленный лист для занесения ответов. Учащийся переходит от стола к столу в определенной последовательности и, заканчивая работу, оказывается у выхода из кабинета, сдает свой лист с ответами на проверку и покидает кабинет. Проверить работу можно и сразу, в присутствии самого тестирующегося, так как дети, как правило, с нетерпением ждут результатов. Одновременно в кабинете могут работать сразу несколько учащихся, и по мере продвижения их от задания к заданию приглашаются следующие. Можно направить детей и “противотоком” (учителям химии это понятно). Если в кабинете работают одновременно не более 5-6 учеников, то процесс практически не приходится регулировать, все идет спокойно, по деловому, дети не сидят на месте долго, а переходят от объекта к объекту. В пригласительных билетах желательно указывать индивидуальное время, тогда у входа в кабинет не будут скапливаться ожидающие.

Такое тестирование можно провести во внеурочное время, приурочить к какой-то дате, предметной неделе и т. д. Тестируются только желающие, опыт показывает, что недостатка в них нет. У большинства девятиклассников такое тестирование занимает не более 20-25 минут, дети не утомляются и проявляют большой интерес. По результатам тестирования можно выставлять положительные отметки в классный журнал, а также использовать и другие способы поощрения детей успешно справившихся с этой работой. Надо ли этому мероприятию придавать соревновательный характер, решает учитель. Использование объект-тестирования позволяет учащимся:

  1. Лишний раз зафиксировать внимание на образцах веществ, моделях, приборах, что позволит закрепить имеющиеся знания и получить новую информацию об окружающем нас мире;
  2. Проверить и применить свои знания химии, законов физики, использовать приёмы математики…
  3. Находиться в движении, переходя от теста к тесту, от объекта к объекту, что тоже немаловажно.

Надеюсь, что моя идея заинтересует учителей, а такое тестирование станет еще одной из форм работы по предмету. Предлагаю вниманию коллег несколько вопросов и иллюстрации к ним.

Примеры вопросов к “Объект-тесту”

1.Определите последовательность, в которой (рис. 1) расположены образцы простых веществ – неметаллов.

  1. Бром, уголь, фосфор, сера, йод;
  2. Уголь, сера, фосфор, бром, йод;
  3. Йод, сера, фосфор уголь, бром;
  4. Сера, бром, йод, фосфор, уголь.

2. В данной коллекции образцы: мела, алюминия, воды и серы (рис. 2) Количество вещества каждого образца – 1 моль. Определите сумму масс (в г.) этих образцов.

1) 200;
2) 55;
3) 177;
4) 303.

3. Укажите последовательность, в которой расположены схемы реакций по типам (рис. 3).

  1. а) Разложение, б) соединение, в) обмен, г) замещение.
  2. а) Замещение, б) разложение, б) обмен, г) соединение.
  3. а) Обмен, б) разложение, в) соединение, г) замещение
  4. а) Разложение, б) обмен, в) замещение, г) соединение.

4. Какой объем (в л.) воздуха (н. у.) содержится в данном кубе (рис. 4) если длина его ребра 28,2 см?

1) 22,4;
2) 20;
3) 44,8;
4) 10.

5. Определите последовательность, в которой расставлены модели кристаллических решеток (рис.5).

  1. Ионная, атомная, металлическая, молекулярная;
  2. Ионная, металлическая, молекулярная, атомная,
  3. Металлическая, атомная, ионная, молекулярная,
  4. Атомная, ионная, металлическая, молекулярная.

6. Какой из этих приборов (рис.6) пригоден для получения и собирания кислорода?

1) Прибор А;
2) Прибор Б;
3) Прибор В;
4) Приборы А и Б.