Работая над совершенствованием учебно-воспитательного процесса и в целях привития учащимся интереса к изучению окружающего нас мира и химии, как одной из важнейших, естественных наук, я решил попробовать новый способ тестирования. Где, как не на химии, можно тестировать учащихся, используя в качестве наглядных пособий коллекции, реактивы, модели, приборы и т. д. Назвав это “Объект-тестированием”, я провел его среди учащихся 9-х классов в 2004 и 2005 гг., приглашая детей и из других школ тоже.
Для проведения тестирования на каждый стол в кабинете выставляется соответствующее оборудование и кладется лист с вопросом и набором ответов. Таким образом, предлагается 15-20 вопросов из разных тем пройденного курса. Желательно иметь несколько вариантов вопросов и при необходимости заменять их.
Участнику выдается специально заготовленный лист для занесения ответов. Учащийся переходит от стола к столу в определенной последовательности и, заканчивая работу, оказывается у выхода из кабинета, сдает свой лист с ответами на проверку и покидает кабинет. Проверить работу можно и сразу, в присутствии самого тестирующегося, так как дети, как правило, с нетерпением ждут результатов. Одновременно в кабинете могут работать сразу несколько учащихся, и по мере продвижения их от задания к заданию приглашаются следующие. Можно направить детей и “противотоком” (учителям химии это понятно). Если в кабинете работают одновременно не более 5-6 учеников, то процесс практически не приходится регулировать, все идет спокойно, по деловому, дети не сидят на месте долго, а переходят от объекта к объекту. В пригласительных билетах желательно указывать индивидуальное время, тогда у входа в кабинет не будут скапливаться ожидающие.
Такое тестирование можно провести во внеурочное время, приурочить к какой-то дате, предметной неделе и т. д. Тестируются только желающие, опыт показывает, что недостатка в них нет. У большинства девятиклассников такое тестирование занимает не более 20-25 минут, дети не утомляются и проявляют большой интерес. По результатам тестирования можно выставлять положительные отметки в классный журнал, а также использовать и другие способы поощрения детей успешно справившихся с этой работой. Надо ли этому мероприятию придавать соревновательный характер, решает учитель. Использование объект-тестирования позволяет учащимся:
- Лишний раз зафиксировать внимание на образцах веществ, моделях, приборах, что позволит закрепить имеющиеся знания и получить новую информацию об окружающем нас мире;
- Проверить и применить свои знания химии, законов физики, использовать приёмы математики…
- Находиться в движении, переходя от теста к тесту, от объекта к объекту, что тоже немаловажно.
Надеюсь, что моя идея заинтересует учителей, а такое тестирование станет еще одной из форм работы по предмету. Предлагаю вниманию коллег несколько вопросов и иллюстрации к ним.
Примеры вопросов к “Объект-тесту”
1.Определите последовательность, в которой (рис. 1) расположены образцы простых веществ – неметаллов.
- Бром, уголь, фосфор, сера, йод;
- Уголь, сера, фосфор, бром, йод;
- Йод, сера, фосфор уголь, бром;
- Сера, бром, йод, фосфор, уголь.
2. В данной коллекции образцы: мела, алюминия, воды и серы (рис. 2) Количество вещества каждого образца – 1 моль. Определите сумму масс (в г.) этих образцов.
1) 200;
2) 55;
3) 177;
4) 303.
3. Укажите последовательность, в которой расположены схемы реакций по типам (рис. 3).
- а) Разложение, б) соединение, в) обмен, г) замещение.
- а) Замещение, б) разложение, б) обмен, г) соединение.
- а) Обмен, б) разложение, в) соединение, г) замещение
- а) Разложение, б) обмен, в) замещение, г) соединение.
4. Какой объем (в л.) воздуха (н. у.) содержится в данном кубе (рис. 4) если длина его ребра 28,2 см?
1) 22,4;
2) 20;
3) 44,8;
4) 10.
5. Определите последовательность, в которой расставлены модели кристаллических решеток (рис.5).
- Ионная, атомная, металлическая, молекулярная;
- Ионная, металлическая, молекулярная, атомная,
- Металлическая, атомная, ионная, молекулярная,
- Атомная, ионная, металлическая, молекулярная.
6. Какой из этих приборов (рис.6) пригоден для получения и собирания кислорода?
1) Прибор А;
2) Прибор Б;
3) Прибор В;
4) Приборы А и Б.