Цели:
- Закреплять знание таблицы умножения и деления на 2 и 3.
- Упражнять в решении задач на умножение и деление, в составлении обратных задач.
- Развивать внимание, логическое мышление.
- Воспитывать любовь к родному поселку, развивать познавательный интерес к изучению истории создания поселка Прогресс.
Оборудование:
- Альбом из краеведческого музея школы.
- Карточки с цифрами и буквами к № 1 и к № 2.
- Напечатанная историческая справка к № 3.
- Таблица к № 4.
- Музыка для физминутки.
- Чертеж и историческая справка к № 7.
- Циферблат к № 8.
Ход урока
I. Оргмомент. Запись числа.
II. Объявление темы урока.
Разгадаем слово. Оно зашифровано в таблицах. Найдем неизвестные компоненты. Их значения соответствуют буквам. Расставим их по порядку.
|
|
Г – 9 | Р – 2 | П – 18 | |
О – 7 | Е – 21 | С – 3 | (Получится - Прогресс) |
- Какое значение имеет это слово?
1. Стремительное развитие, движение вперед.
2. Название нашего поселка.
- Сегодня на уроке вы узнаете много нового, интересного о нашем поселке.
III. – Знаете ли вы, когда был создан наш поселок?
- Откроем дату, выполнив такое задание: прочитайте выражения по-разному, найдите их значения.
24 + 56 =
80 1 90 – 82 =
8 9 42 * 2 =
84 2 60 : 2 =
30 7
- Итак, 20 апреля 1927 года прибыли на эти амурские просторы, где когда-то были леса, мари, болота, сопки и целинные земли, первые 12 семей.
IV. А что это были за люди, откуда они приехали и зачем, вы узнаете, если справитесь с уравнениями. Работа в учебнике стр. 42 № 17. Работаем устно.
- Запишем решение двух уравнений. Первое – самостоятельно, второе – с комментированием у доски.
(Первые справившиеся с уравнением дети получают карточку – историческую справку).
20 апреля 1927 года 12 семей переселенцев из Белоруссии приехали осваивать целинные амурские земли. Они выбрали красивое место, где сейчас находится наш поселок, и поставили палатки, в которых жили первое время.
- Конечно, у них встал вопрос, как назвать свое селение. Были разные предложения. Одни предлагали именовать “Таежником”, другие – “Муравьем”, третьи – “Медведем”. Каких только названий не предлагали. Выбрали название “Прогресс”, которое предложила Домна Демьяновна Рубанова директор Кивдинской школы. Она присутствовала на том собрании.
V. – Кто был первым председателем колхоза “Прогресс”, мы узнаем, когда решим задачу № 5 (1), стр. 40.
Если ответ будет 12 кг, то тогда Михаил Анисимович Тишкин,
Если 8 кг, то Георгий Андреевич Худолеев,
Если 4 кг, то Максим Артемьевич Третьяков.
Решение у доски:
Масса 1 предмета | Количество предметов | Масса всех предметов |
2 кг | 6 п. | ? |
2 * 6 = 12 (кг)
VI. Сведения о первом жителе поселка – Григории Андреевиче Худолееве, получите, когда решите задачу № 8, стр. 41.
Масса 1 рюкзака | Количество рюкзаков | Масса всех рюкзаков |
? | 3 р. | 21 кг |
21 : 3 = 7 (кг)
- Обработку почвы вели на лошадях, засевая поля пшеницей. Затем из ее муки выпекали вкусный душистый хлеб, такой, какой не ели в Белоруссии. Там привыкли к хлебу ржаному, который выпекали с добавлением картофельной муки.
Настоящим прогрессом было у основателей нашего поселка, когда они взяли в кредит трактор. Георгий Андреевич Худолеев прошел в Благовещенске курсы трактористов, и он же пригнал трактор из Завитинска. И стар, и млад, ходили следом за трактором и удивлялись, как эта техника ничего не ела, а пахала так быстро и много.
За 3 года Георгий Андреевич Худолеев вспахал всего 60 гектаров земли, вспахивая каждый год одинаковую площадь земли. Сколько гектаров он вспахивал за каждый год.
- Урожаи тогда получали богатые. Обмолачивали хлеб молотилкой, которую тоже взяли в кредит.
VII. Физминутка. Звучит музыка.
Вновь в Прогресс приходит осень Золотит листвой дворы. Сколько таких походов Совершила с той поры. Только в памяти первопроходцев Непролазные чащи и топь, |
Но они не устали бороться, Строить жизнь средь болот и тайги. Горстка смелых людей начинала, Собирала всю волю в кулак. Не на шутку борьба бушевала, Так Прогресс сделал первый свой шаг… |
VIII. – Как имя Максима Артемьевича Третьякова вписалось в историю нашего поселка, вы узнаете, когда выполните цепочку заданий, историческая справка лежит в конверте.
Стр. 40. задание на полях. – Какая фигура лишняя?
СТР. 42 № 20 (1). – Сколько в чертеже треугольников?
(10 треугольников)
- Найдите периметр треугольника, у которого все стороны равны 4 см.
Открываем конверт. В ней историческая справка.
В 1933 году по инициативе председателя Михаила Анисимовича Тишкина в доме Максима Артемьевича Третьякова в Прогрессе была открыта четырехлетняя школа.
Учителя в ней были Прохор Кузьмич Худолеев и Елена Михайловна Тишкина, дочь председателя сельсовета.
IX. Эстафета.
Перед вами циферблат. Каждому его числу соответствует буква.
1 час – буква Н, 2 часа – буква И (Й), 3 часа – буква Л, 4 часа – буква С, 5 часов – буква В,
6 часов – буква Р, 7 часов – буква К, 8 часов – буква О, 9 часов – буква Б, 10 часов – буква Ю, 11 часов – буква З, 12 часов – буква А.
Решим примеры, запишем буквы, которые соответствуют ответам.
11 * 1= | 18 : 9= | 27 : 9= | 12 : 3= | 21 : 3= |
5 : 5= | 60 : 6= | 15 : 3= | 12 : 2= | |
6 * 2= | 3 * 3= | 24 : 3= | 3 * 4= | |
14 : 7= | 16 : 8= | 8 : 4= | 10 : 5= |
Получится фраза: “Знай и люби свой край”!
X. Итог урока.
- Наш поселок, в котором, может, некоторые из вас родились, в котором вы живете является вашей маленькой Родиной. Родину надо беречь, любить, изучать.
- В каком году поселились первые жители нашего поселка? (1927)
- Назовите первых жителей нашего поселка.
Д/з стр. 43 – задание на смекалку – по выбору.