Программа элективного курса для предпрофильной подготовки учащихся по информатике и ИКТ в 9-м классе по теме: "Решение математических задач с помощью компьютера"

Разделы: Информатика


Пояснительная записка

Программа элективного курса предназначена для предпрофильной подготовки учащихся по информатике и ИКТ.

В основе программы данного элективного курса лежит установка на формирование у учащихся способностей к аналитическому, формально-логическому мышлению, расширение и углубление знаний, умений и навыков в решении математических задач с помощью компьютера, решение алгоритмической проблемы и создание «портфеля» программистских приемов у учеников.

К теоретической базе курса относится знание общих принципов решения математических задач с помощью компьютера, понимание того, что значит поставить задачу и построить компьютерную модель, знание основных способов алгоритмизации.

К практической базе курса относятся умения по составленной компьютерной модели решения математической задачи: написать программу на языке программирования и провести компьютерный эксперимент.

В соответствии с этим занятия по данному элективному курсу делятся на теоретическую и практическую части.

Содержание курса рассчитано на 17 ч, второе полугодие 9-го класса.

Заключительным этапом элективного курса может стать итоговая конференция, на которой будут обсуждаться творческие проекты учащихся.

Цель программы

Расширение и углубление знаний учащихся в составлении алгоритмов решения математических задач и формирование умений, навыков в переводе составленных алгоритмов решения на язык программирования.

Задачи программы

  1. Познакомить учащихся со специфическими программистские приемами при разборе конкретных программ, которые ученики могут взять на вооружение и применять при решении других задач.
  2. Реализовать задачи предпрофильной подготовки для создания условий учащимся осознанно провести выбор будущей профессии.
  3. Содействовать развитию учебной мотивации, творческих способностей и познавательного интереса учащихся.

Содержание программы

1. Суммирование произвольного ряда чисел, арифметической и геометрической прогрессий. (3 ч.)

Правила ТБ. Алгоритмы суммирования произвольного ряда чисел, членов арифметической и геометрической прогрессий и их применение при решении других задач. Перевод алгоритмов на язык программирования.

2. Вычисление значений многочлена. (2ч.)

Алгоритм вычисления значений многочлена и его применение при решении задач. Перевод алгоритма на язык программирования.

3. Нахождение сумм в массивах. (3 ч.)

Способы нахождения сумм в одномерных и двумерных массивах и их перевод на язык программирования.

4. Нахождение НОД и НОК. Основные операции с обыкновенными дробями. (3 ч.)

Алгоритмы нахождения НОК и НОД, их применение для выполнения операций с обыкновенными дробями. Перевод алгоритмов на язык программирования.

5. Нахождение делителей натурального числа. (2 ч.)

Алгоритм нахождения делителей натурального числа. Перевод алгоритма на язык программирования.

6. Совершенные и дружественные числа. (2ч.)

Понятия совершенных и дружественных чисел. Алгоритмы проверки, является ли число совершенным или дружественным. Перевод алгоритмов на язык программирования.

7. Творческие проекты учащихся. (1ч.)

Создание и отладка программ на одном из языков программирования для решения выбранной математической задачи.

8. Подведение итогов. Защита проектов. (1 ч.)

Учебно-тематический план

занятия

Тема

Теория

Практика

Программные средства

1. Правила ТБ. Алгоритмы суммирования произвольного ряда чисел, членов арифметической и геометрической прогрессий.

1

-

-

2. Перевод алгоритмов суммирования на язык программирования.

-

1

QBasic или Турбо-Паскаль.

3. Применение алгоритмов суммирования при решении математических задач.

-

1

QBasic или Турбо-Паскаль.

4. Алгоритм вычисления значений многочлена и его применение при решении задач.

1

-

-

5. Перевод алгоритма вычисления значений многочлена на язык программирования.

-

1

QBasic или Турбо-Паскаль.
6. Способы нахождения сумм в одномерных и двумерных массивах.

1

-

-

7. Перевод алгоритмов суммирования в одномерных массивах на язык программирования.

-

1

QBasic или Турбо-Паскаль.
8. Перевод алгоритмов суммирования в двумерных массивах на язык программирования.

-

1

QBasic или Турбо-Паскаль.
9. Алгоритмы нахождения НОК и НОД.

1

-

-

10. Перевод алгоритмов нахождения НОК и НОД на язык программирования.

-

1

QBasic или Турбо-Паскаль.
11. Применение алгоритмов нахождения НОК и НОД для выполнения операций с обыкновенными дробями.

-

1

QBasic или Турбо-Паскаль.
12. Алгоритм нахождения делителей натурального числа.

1

-

-

13. Перевод алгоритма нахождения делителей натурального числа на язык программирования.

-

1

QBasic или Турбо- Паскаль.
14. Понятия совершенных и дружественных чисел. Алгоритмы проверки, является ли число совершенным или дружественным.

1

-

-

15. Перевод алгоритмов проверки «совершенства и «дружественности чисел» на язык программирования.

-

1

QBasic или Турбо-Паскаль.
16. Разработка творческих проектов учащимися.

-

1

QBasic или Турбо-Паскаль.
17. Подведение итогов. Защита проектов учащимися.

-

1

QBasic или Турбо-Паскаль.

Методические рекомендации

Предлагаемые задачи:

  1. Составьте программу нахождения суммы отрицательных чисел, предшествующих первому положительному.
  2. Составьте программу для вычисления суммы: (2N-1)*…3*1+…+5*3*1+3*1+1.
  3. Дана последовательность 3, 7, 11, 15, … Составьте программу нахождения N членов этой последовательности.
  4. Дана последовательность 3, 6, 12, 24, … Составьте программу нахождения М членов этой последовательности.
  5. Составьте программу для вычисления значений многочлена вида: N!+(N-1)!+(N-2)!+…+2!+1!.
  6. Составьте программу для вычисления значений многочлена вида: AN/XN+AN-1/XN-1+…+A1/X+A0.
  7. Найдите среднее арифметическое всех положительных элементов одномерного массива и произведение отрицательных элементов.
  8. Подсчитайте сумму положительных элементов, стоящих на четных местах, и произведение отрицательных элементов, стоящих на нечетных местах.
  9. Дана арифметическая прогрессия, все элементы которой, кроме одного, помещены в одномерный массив. Определите недостающий элемент и вставьте его на свое место, раздвинув элементы массива.
  10. Подсчитайте сумму каждой колонки А (6,8) и напечатайте ее под колонкой, выделяя цветом.
  11. Найдите сумму элементов двумерного массива, стоящих в указанной колонке.
  12. Дан массив А (5,5). Каждый элемент массива уменьшите на среднее арифметическое всех элементов массива.
  13. Составьте программу сокращения дробей (А/В).
  14. Составьте программу сравнения двух обыкновенных дробей по величине.
  15. Составьте программу суммирования (вычитания) двух дробей.
  16. Составьте программу нахождения всех делителей натурального числа – и простых, и составных.
  17. Составьте программу разложения данного натурального числа на простые множители.
  18. Составьте программу, проверяющую, является ли данное натуральное число совершенным.
  19. Составьте программу, проверяющую, являются ли данные два числа дружественными.
  20. Составьте программу вычисления чисел Фибоначчи, начиная с сотого числа.
  21. Составьте программу вычисления 98*96*94*…*6*4*2.
  22. Даны три натуральных числа. Найдите НОД наибольшего и наименьшего из этих чисел.
  23. Найдите 100 простых чисел.
  24. Составьте программу формирования совершенных чисел.

Литература для учителя:

  1. Абрамов С. А., Гнездилов Г. Г. И др. Задачи по программированию. – М.: Наука, 1998.
  2. Семакин И. Г., Хеннер Е. К. Задачник-практикум в 2 т. Том 1. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2003.
  3. Чернов А. А. Практикум по программированию. – Волгоград: Учитель, 2005.
  4. Вострикова З. П. и др. Программирование на языке «Бейсик» для персональных ЭВМ. – М.: Машиностроение, 1993.
  5. Семашко Г. Л., Салтыков А. И. Программирование на языке Паскаль. – М.: Наука, 1993.
  6. Абрамов С. А., Зима Е. В. Начала программирования на языке Паскаль. – М.: Наука, 1987.
  7. Семакин И. Г. Информатика. Базовый курс. 7-9 классы. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2003.
  8. Информатика в школе: Приложение к журналу «Информатика и образование». – М.: Образование и Информатика, 2004 - №5, стр. 48 - 49, 2004 - №4, стр. 60 - 93.

Литература для учащихся:

  1. Семакин И. Г. Информатика. Базовый курс. 7-9 классы. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2003.
  2. Семакин И. Г., Хеннер Е. К. Задачник-практикум в 2 т. Том 1. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2003.
  3. Вострикова З. П. и др. Программирование на языке «Бейсик» для персональных ЭВМ. – М.: Машиностроение, 1993.
  4. Семашко Г. Л., Салтыков А. И. Программирование на языке Паскаль. – М.: Наука, 1993.