Пояснительная записка
Программа элективного курса предназначена для предпрофильной подготовки учащихся по информатике и ИКТ.
В основе программы данного элективного курса лежит установка на формирование у учащихся способностей к аналитическому, формально-логическому мышлению, расширение и углубление знаний, умений и навыков в решении математических задач с помощью компьютера, решение алгоритмической проблемы и создание «портфеля» программистских приемов у учеников.
К теоретической базе курса относится знание общих принципов решения математических задач с помощью компьютера, понимание того, что значит поставить задачу и построить компьютерную модель, знание основных способов алгоритмизации.
К практической базе курса относятся умения по составленной компьютерной модели решения математической задачи: написать программу на языке программирования и провести компьютерный эксперимент.
В соответствии с этим занятия по данному элективному курсу делятся на теоретическую и практическую части.
Содержание курса рассчитано на 17 ч, второе полугодие 9-го класса.
Заключительным этапом элективного курса может стать итоговая конференция, на которой будут обсуждаться творческие проекты учащихся.
Цель программы
Расширение и углубление знаний учащихся в составлении алгоритмов решения математических задач и формирование умений, навыков в переводе составленных алгоритмов решения на язык программирования.
Задачи программы
- Познакомить учащихся со специфическими программистские приемами при разборе конкретных программ, которые ученики могут взять на вооружение и применять при решении других задач.
- Реализовать задачи предпрофильной подготовки для создания условий учащимся осознанно провести выбор будущей профессии.
- Содействовать развитию учебной мотивации, творческих способностей и познавательного интереса учащихся.
Содержание программы
1. Суммирование произвольного ряда чисел, арифметической и геометрической прогрессий. (3 ч.)
Правила ТБ. Алгоритмы суммирования произвольного ряда чисел, членов арифметической и геометрической прогрессий и их применение при решении других задач. Перевод алгоритмов на язык программирования.
2. Вычисление значений многочлена. (2ч.)
Алгоритм вычисления значений многочлена и его применение при решении задач. Перевод алгоритма на язык программирования.
3. Нахождение сумм в массивах. (3 ч.)
Способы нахождения сумм в одномерных и двумерных массивах и их перевод на язык программирования.
4. Нахождение НОД и НОК. Основные операции с обыкновенными дробями. (3 ч.)
Алгоритмы нахождения НОК и НОД, их применение для выполнения операций с обыкновенными дробями. Перевод алгоритмов на язык программирования.
5. Нахождение делителей натурального числа. (2 ч.)
Алгоритм нахождения делителей натурального числа. Перевод алгоритма на язык программирования.
6. Совершенные и дружественные числа. (2ч.)
Понятия совершенных и дружественных чисел. Алгоритмы проверки, является ли число совершенным или дружественным. Перевод алгоритмов на язык программирования.
7. Творческие проекты учащихся. (1ч.)
Создание и отладка программ на одном из языков программирования для решения выбранной математической задачи.
8. Подведение итогов. Защита проектов. (1 ч.)
Учебно-тематический план
№ занятия |
Тема |
Теория |
Практика |
Программные средства |
1. | Правила ТБ. Алгоритмы суммирования произвольного ряда чисел, членов арифметической и геометрической прогрессий. | 1 |
- |
- |
2. | Перевод алгоритмов суммирования на язык программирования. | - |
1 |
QBasic или Турбо-Паскаль. |
3. | Применение алгоритмов суммирования при решении математических задач. | - |
1 |
QBasic или Турбо-Паскаль. |
4. | Алгоритм вычисления значений многочлена и его применение при решении задач. | 1 |
- |
- |
5. | Перевод алгоритма вычисления значений многочлена на язык программирования. | - |
1 |
QBasic или Турбо-Паскаль. |
6. | Способы нахождения сумм в одномерных и двумерных массивах. | 1 |
- |
- |
7. | Перевод алгоритмов суммирования в одномерных массивах на язык программирования. | - |
1 |
QBasic или Турбо-Паскаль. |
8. | Перевод алгоритмов суммирования в двумерных массивах на язык программирования. | - |
1 |
QBasic или Турбо-Паскаль. |
9. | Алгоритмы нахождения НОК и НОД. | 1 |
- |
- |
10. | Перевод алгоритмов нахождения НОК и НОД на язык программирования. | - |
1 |
QBasic или Турбо-Паскаль. |
11. | Применение алгоритмов нахождения НОК и НОД для выполнения операций с обыкновенными дробями. | - |
1 |
QBasic или Турбо-Паскаль. |
12. | Алгоритм нахождения делителей натурального числа. | 1 |
- |
- |
13. | Перевод алгоритма нахождения делителей натурального числа на язык программирования. | - |
1 |
QBasic или Турбо- Паскаль. |
14. | Понятия совершенных и дружественных чисел. Алгоритмы проверки, является ли число совершенным или дружественным. | 1 |
- |
- |
15. | Перевод алгоритмов проверки «совершенства и «дружественности чисел» на язык программирования. | - |
1 |
QBasic или Турбо-Паскаль. |
16. | Разработка творческих проектов учащимися. | - |
1 |
QBasic или Турбо-Паскаль. |
17. | Подведение итогов. Защита проектов учащимися. | - |
1 |
QBasic или Турбо-Паскаль. |
Методические рекомендации
Предлагаемые задачи:
- Составьте программу нахождения суммы отрицательных чисел, предшествующих первому положительному.
- Составьте программу для вычисления суммы: (2N-1)*…3*1+…+5*3*1+3*1+1.
- Дана последовательность 3, 7, 11, 15, … Составьте программу нахождения N членов этой последовательности.
- Дана последовательность 3, 6, 12, 24, … Составьте программу нахождения М членов этой последовательности.
- Составьте программу для вычисления значений многочлена вида: N!+(N-1)!+(N-2)!+…+2!+1!.
- Составьте программу для вычисления значений многочлена вида: AN/XN+AN-1/XN-1+…+A1/X+A0.
- Найдите среднее арифметическое всех положительных элементов одномерного массива и произведение отрицательных элементов.
- Подсчитайте сумму положительных элементов, стоящих на четных местах, и произведение отрицательных элементов, стоящих на нечетных местах.
- Дана арифметическая прогрессия, все элементы которой, кроме одного, помещены в одномерный массив. Определите недостающий элемент и вставьте его на свое место, раздвинув элементы массива.
- Подсчитайте сумму каждой колонки А (6,8) и напечатайте ее под колонкой, выделяя цветом.
- Найдите сумму элементов двумерного массива, стоящих в указанной колонке.
- Дан массив А (5,5). Каждый элемент массива уменьшите на среднее арифметическое всех элементов массива.
- Составьте программу сокращения дробей (А/В).
- Составьте программу сравнения двух обыкновенных дробей по величине.
- Составьте программу суммирования (вычитания) двух дробей.
- Составьте программу нахождения всех делителей натурального числа – и простых, и составных.
- Составьте программу разложения данного натурального числа на простые множители.
- Составьте программу, проверяющую, является ли данное натуральное число совершенным.
- Составьте программу, проверяющую, являются ли данные два числа дружественными.
- Составьте программу вычисления чисел Фибоначчи, начиная с сотого числа.
- Составьте программу вычисления 98*96*94*…*6*4*2.
- Даны три натуральных числа. Найдите НОД наибольшего и наименьшего из этих чисел.
- Найдите 100 простых чисел.
- Составьте программу формирования совершенных чисел.
Литература для учителя:
- Абрамов С. А., Гнездилов Г. Г. И др. Задачи по программированию. – М.: Наука, 1998.
- Семакин И. Г., Хеннер Е. К. Задачник-практикум в 2 т. Том 1. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2003.
- Чернов А. А. Практикум по программированию. – Волгоград: Учитель, 2005.
- Вострикова З. П. и др. Программирование на языке «Бейсик» для персональных ЭВМ. – М.: Машиностроение, 1993.
- Семашко Г. Л., Салтыков А. И. Программирование на языке Паскаль. – М.: Наука, 1993.
- Абрамов С. А., Зима Е. В. Начала программирования на языке Паскаль. – М.: Наука, 1987.
- Семакин И. Г. Информатика. Базовый курс. 7-9 классы. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2003.
- Информатика в школе: Приложение к журналу «Информатика и образование». – М.: Образование и Информатика, 2004 - №5, стр. 48 - 49, 2004 - №4, стр. 60 - 93.
Литература для учащихся:
- Семакин И. Г. Информатика. Базовый курс. 7-9 классы. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2003.
- Семакин И. Г., Хеннер Е. К. Задачник-практикум в 2 т. Том 1. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2003.
- Вострикова З. П. и др. Программирование на языке «Бейсик» для персональных ЭВМ. – М.: Машиностроение, 1993.
- Семашко Г. Л., Салтыков А. И. Программирование на языке Паскаль. – М.: Наука, 1993.