Задачи:
- Способствовать развитию умения различать И. п. и В. п.
- Формировать умение различать Р. п. и В. п. по предлогам и окончанию.
- Развивать умения правильно писать безударные окончания, орфографическую зоркость.
- Воспитывать взаимопомощь, интерес к предмету, прилежание.
Ход урока
I. Организационная работа.
Умение разборчиво писать - первое правило вежливости.
- Как вы понимаете смысл высказывания?
II. Словарно-орфографическая работа.
- Замени, одним словом. Запишите. Обозначьте склонение.
1. Инструмент для копания земли с длинной рукояткой и широким плоским отточённым концом. (Лопата)
2. Надпись на письме, посылке с указанием получателя и его местожительства. (Адрес)
3. Человек, совершающий поездку на каком-либо виде транспорта. (Пассажир)
4. Крупный населённый пункт, в котором обычно есть фабрики и заводы. (Город)
5. Разговор; обмен мнениями. (Беседа)
6. Чувство грусти состояние душевной горечи. (Печаль)
- Докажите, что вы правильно определили склонение? Сделайте вывод
- На какие группы можно разделить данные слова?
Сегодня у слова издалека день рождение. Оно пригласило в гости своих родственников. Давайте подумаем, кто к нему может прийти?
Работа со словарём.
Издалека - с далёкого расстояния, из отдалённого места.
- Запишите однокоренные слова.
Даль, дальний, дальше.
- Составьте предложение со словарным словом.
III. Запись предложения под диктовку.
Издалека охотники заметили около куста зайчика.
(разбор по членам предложения)
Как отличить И. п. от В. п. ? а Р. п. от В. п. Вы согласны?
IV. Постановка учебной задачи.
- Сегодня вы будете учиться различать В. п. и Р. п. падежи имён существительных.
V. Сравнение Р. п. и В. падежей. (Учащиеся работают с таблицей)
- У существительных, какого склонения проще всего отличить Р. п. от В. п. ?
- Почему?
- Приведите свой пример существительных 1-го и 2-го склонения, отвечающих на вопрос кто?
- Поставьте эти слова в Р. п. и В. п. Р. п. нет кого? … В. п. вижу кого?. . .
VI. Самостоятельная работа.
- Просклоняйте существительные:
Но прежде отгадайте загадки:
- Гладишь - ласкается,
Дразнишь – кусается (Собака )
- Белый на белом написал, где бегал.
Рыжая прочтёт, белого найдёт (Заяц)
- Под полом таится, кошки боится (Мышь)
1р Собака | 2р Заяц | 3р Мышь | (У доски) |
- Взаимопроверка
Вывод. Как различить Р. п. и В. падежи?
1 скл. | 2 скл. | 3 скл. | |
Р. п. | и | а | и |
В. п. | у | а | ь |
VII. Физкультминутка
1. Какое может получиться старинное оружие, если на участке в 100 м2 устроить танцевальное движение? Ар +балет. = Арбалет
2. Что образуется на мачте судна при попадании сильно нагретого влажного воздуха на предмет для полезных советов? Пар +ус= Парус.
VIII. Распознание падежей существительных 2 склонения путём замены существительными 1 скл.
а). Работа со сведением на с 93
б). Упраж. 206
1. Прочитайте текст. Какова основная мысль текста? Какие пословицы о дружбе вы можете подобрать к данному тексту?
Письмо с комментированием.
3. Морфологический разбор.
- (Несла) (что?) ветку
1. Н. ф. ветка.
2. Ж. р. 1 скл. Ед. ч. В. п.
3. Вт. ч. (дополнение)
4. Вывод. Как различать Р. и В. падежи?
IX. Закрепление.
Составьте словосочетание по схемам. Докажите.
По (1 скл. , ж. р. , Д. п. ) к ( 1 скл. , ж. р. Р. п. )
На (2 скл. , ср. р, В. п. ) к ( 1 скл. , ж. р. Д. п. )
IX. Итог.
- Чему научились сегодня на уроке?
- Оценивание.
- Рефлексия
X. Д/з.