“Такая точная дисциплина,
как экономика, не должна
быть ни скучной, ни трудной.” (П. Самуэльсон)
Сложное экономическое положение, новые рыночные отношения поставили перед школой задачу в сравнительно короткий срок воспитать и вооружить ученика такими знаниями, чтобы он мог занять достойное место в обществе и приносить ему максимальную пользу. Одним из важнейших направлений решения этой проблемы является социализация личности средствами оргдеятельностной игры, т. е. разработка и внедрение таких форм и методов обучения которые предусматривали бы целенаправленное развитие мыслительных способностей учащихся, развитие у них интереса к учебной работе, самостоятельности и творчества.
Воспитание у наших выпускников самостоятельности, инициативы, активности - требование наших дней.
Повышение активности учащихся достигается совокупностью методов организации и управления учебно-познавательной деятельностью, которые принято называть активными. Активные формы и методы обучения способствуют формированию у учащихся информационной базы, творческого мышления, практических навыков.
Игра - один из видов активной деятельности. Она в равной степени способствует как приобретению знаний, активизируя этот процесс, так и развитию многих качеств личности.
С помощью игр можно узнать важные характеристики поведения ребенка, его отношение к власти, деньгам, чувство страха, степень возможности идти на риск и другие черты характера личности учащегося, необходимые ему в жизни, в различных видах деятельности. Очень четко проявляются организаторские способности каждого. Свойственный деловой игре азарт, возможности идти на риск без опасений реального ущерба позволяют участникам раскрепоститься, полнее проявить себя. Проводя в 10 классе игру-аукцион: “Мир рыночной экономики” была удивлена тем как раскрылся ребенок, который по складу своего характера замкнут, немногословен, тихоня. А здесь он проявился как личность, которая обладает организаторскими способностями, азартен, способен идти на риск, но в то же время предприимчив и обладает здравомыслием и расчетом.
У учебной игры такая же структура, как и в учебной деятельности, т. е. она включает в себя цель, средства, процесс игры и результат.
Например: деловая игра “Рыночная цена”.
Цель игры: ознакомиться с механизмом формирования свободных рыночных цен на примере купли-продажи нескольких видов разных товаров; сформировать коммуникативные навыки, умение ориентироваться в быстро меняющейся рыночной конъюнктуре.
Средства - дидактический материал.
Сам процесс игры - содержание.
Результат - используя количественные данные, полученные в игре, растолковать, как действовал в игре механизм рыночного ценообразования, почему сложились именно такие цены.
Помимо воспитательной, игра преследует одновременно две цели - игровую и учебную. С одной стороны, это средство моделирования окружающей действительности, а с другой - методический прием обучения.
Творческая атмосфера, свобода от шаблона, возникающие в игре, способствуют высвобождению творческих резервов психики школьника, нейтрализуют чувство тревоги, создают ощущение спокойствия, облегчают межличностное общение.
В процессе игры мир детства соединяется с миром науки. В играх различные знания и сведения ученик получает свободно. Поэтому часто то, что на уроке казалось трудным, даже недостижимом для учащегося, во время игры легко усваивается.
Во время прохождения темы: “Рынок ценных бумаг” очень трудно воспринимался материал о биржевых сделках. При проведении деловой игры: “Фондовая биржа” как закрепление темы стало понятно, что учащиеся лучше разобрались с процессом функционирования фондовой биржи, со спецификой сделок купли-продажи ценных бумаг (акций), с особенностями посреднической деятельности брокеров. Когда каждый из учащихся побыл в роли покупателя, дилера. Ребята получили удовольствие от самого процесса, от исполняемых ими ролей. Интерес и удовольствия, я считаю, важные психологические эффекты игры.
Участие в игре, даже самой простой, имеют много общих элементов с работой ученого. В том и другом случае сначала привлекает поставленная загадка, трудность, которую нужно преодолеть, затем радость открытия, чувство удовлетворения от преодоления препятствия. Именно поэтому всех людей независимо от возраста привлекает игра.
К организации игр для учащихся нужно предъявлять определенные требования:
- Игра должна основываться на свободном творчестве и самодеятельности учащихся.
- Игра должна быть доступной, цель игры достижимой, а оформление разнообразным.
- Обязательный элемент каждой игры - ее эмоциональность.
- В играх обязателен момент соревнования. Это всегда приводит к усилению самоконтроля учащихся и, главное, к активизации познавательной деятельности учащихся.
В таких играх завоевание победы, выигрыш очень сильный мотив, побуждающий ученика к деятельности. Необычная игровая ситуация с элементами проблемности, присущая занимательной задаче, интересна детям.
Например: игра “Остров Робинзона Крузо”, как закрепление темы: “Типы экономических систем”, дается проблемная ситуация. Составляется план по выживанию на острове. И в итоге вопрос: “Какой тип экономической системы был у вас на острове?”. Проблемные ситуации вовлекает ученика в активный мыслительный процесс. Организация совместного поиска учитель и ученик - выступают в роли партнеров, соучастниками общего дела.
В этом случае принципиально меняется роль ученика на уроке, он становится активным участником познания, развивается как личность. Деловые игры ведут к установлению творческого сотрудничества учителя с учащимися. Творческое отношение к игре переносится затем учащимися на другие сферы деятельности.
Применение оргдеятельностной игры на уроках экономики формирует у выпускников четкое представление о содержании основных социально-экономических ролей в обществе и механизмах развития тех экономических процессов, которые затрагивают каждого гражданина. Все это призвано помочь молодым людям осознанно, с учетом особенностей характера принять решение о выборе жизненного пути. И большую роль в том, что выпускники выбирают специальности, связанные с экономикой, играют деловые, ролевые и другие игры.
Данные за 5 лет показывают, что профессию экономиста и бухгалтера выбрали 20 выпускников школы, о чем свидетельствует диаграмма:
- количество выпускников, поступившие на экономические факультеты и отделения
- общее количество выпускников
Закончить хочу словами В. Ф. Шаталова: “А таких возможностей, которые раскрывает перед наблюдательным педагогом игра в плане оценки творческих задатков учащихся, их находчивости, изобретательности, не может дать никакой, даже самый лучший в методическом плане урок”.
Занятие кружка “Экономика в сказке”.
(5-6 классы)
Тема: “Путешествие в страну “Капиталия”
Цель и задачи занятия:
- Формирование у учащихся первоначального представления об окружающей их социально-экономической среде.
- Развитие экономического мышления.
- Воспитывать нравственно-эстетические ценности человека в условиях рыночной экономики.
Ход занятия
На доске написать надпись “Путешествие в страну...”
Ведущая: Ребята, а вы хотели бы узнать, в какую сказочную страну мы сегодня с вами отправимся в путешествие? (Дети выражают согласие).
Хорошо. Для этого мы немного поиграем. На доске вы видите набор букв, сотрите все буквы, которые встречаются три раза.
K | М | О | С | Ш | У |
Ф | А | Х | В | М | Р |
П | У | Ш | Ц | Ч | Е |
С | И | Е | Х | Д | Б |
У | М | Т | Ю | О | Ц |
Ш | Ц | Р | А | Ф | Х |
Д | В | Б | Ч | Л | Ч |
Е | Д | С | И | Ф | Ю |
О | В | Б | Ю | Р | Я |
(Последний ученик, который угадал название страны, записывает его на доске).
Ведущая: Ребята, сегодня мы на нашем занятии кружка совершим увлекательное путешествие в сказочную страну “Капиталия”. Это у нас первое путешествие в эту страну. И “Капиталией” тоже правит. Кто? Правильно. Царица Экономика со своими верными помощниками: гномом Экономом и Волшебным Компьютером. Они сегодня будут помогать нам в нашем путешествии. Разрешите мне их представить. (Представляет детей, называя их имена и фамилии).
Царица Экономика: Посмотрите, пожалуйста, внимательно на доску и ответьте, от какого слова происходит название моей страны? Верно, от слова “капитал”. А что такое капитал? Кто нам может подсказать? Ну, конечно же, Волшебный Компьютер.
Волшебный Компьютер: Ка-пи-тал - это день-ги, ко-то-рые ис-поль-зу-ют-ся для ка-ко-го-то де-ла, для то-го что-бы по-лу-чить но-вые день-ги.
Ведущая: Запомнили, ребята? А вы хотите получить деньги, заработать капитал для открытия своего дела? (Называет ребят и говорит: “Лена, например, откроет свою швейную мастерскую” и т.д.).
На сегодняшнем занятии у вас будет такая возможность. Мы с вами и наши гости могут заработать деньги.
Правильные ответы будут оцениваться в “Степах”. Что это за деньги? Мы сейчас узнаем у нашего Компьютера.
Волшебный Компьютер: Степ - это де-неж-ная еди- ни-ца Степ-нов-ской сред-ней шко-лы.
Ведущая: А сейчас гном Эконом познакомит вас с ними.
Гном Эконом: “Один Степ” - это “черепаха” и т.д.
Ведущая: Царица Экономика будет оценивать ответы ребят и наших уважаемых гостей, а гном Эконом будет выплачивать. Видите, какой у него кошель с деньгами. А так как страна “Капиталия” это мир денег, то мы совершим путешествие в мир денег. Узнаем, какими были первые деньги, как они выглядели?
Царица Экономика: Самыми первыми били товарные деньги. Это то же самое, что и бартер. Что такое бартер? (Если ребята не отвечают, говорит Волшебный Компьютер).
Волшебный Компьютер: Бар-тер - это об-мен од-но-го то-ва-ра на дру-гой без де-нег.
Ведущая: То есть, меняем один товар на другой. А что такое товар? (Если нет ответа, помогает Волшебный Компьютер).
Волшебный Компьютер: То-вар - это то, что из-го-тов-ля-ет-ся и пред-наз-на-ча-ет-ся для про-да-жи.
Царица Экономика: А сейчас мы с вами поиграем в игру и узнаем, удобен ли был такой обмен или нет? (На столах приготовлены листочки бумаги и фломастеры).
На листочке бумаги напишите название любого товары, который вы продаете и поднимите листочки вверх, чтобы всем было видно. (Ребята пишут на листочке бумаги название товара и поднимают вверх, показывая всем).
Ведущая: Молодцы! Все с заданием справились.
Ребята, сегодня на наше занятие приехали к нам иноземные гости со своим товаром. Давайте попробуем поменяться? (Вызывает одного или двух человек из ребят, приглашает кого-нибудь из гостей и предлагает поменяться товаром друг с другом).
Ведущая: Ну, и как, получается? Нет. Не удобно, правда? Вот и люди поняли - гораздо удобнее при обмене сравнивать товары не друг с другом, а с каким-то одним товаром. В роли такого товара выступали соль, ракушки, медные браслеты, лошади, ткань и даже черепа.
Первый ученик: Например, в Исландии вместо денег была сушеная рыба. Если бы это было сейчас, то мы увидели бы вот такую витрину:
За ручку – 1 рыбина, за книгу – 3 рыбины, за портфель – 5 рыбин.
Ведущая: Интересно, правда? А вот в Древнюю Русь само слова “деньги” пришло с Востока. Названия старинных монет непривычны для нашего слуха: куны, ногаты, резаны, белки. Второй ученик: Куны - высоко ценились, это шкурки куницы. Ногаты - (мелкая единица), часть шкурки животного, лапка. Белки - шкурки белки.
Резаны - обрезки серебряных монет. Если торговля шла на вес, то они служили как мелкие гирьки.
Ведущая: На смену мехам пришли заграничные монеты (золотые дилары, серебряные диргемы и медные фельсы). Почему заграничные? А потому что на Руси в древности собственной добычи металлов не было. А прородительницей собственных русских денег можно считать гривну.
Царица Экономика: Так назывались длинные полоски серебра, которые носили на шее. Надо что-то купить - снял с шеи - и расплатился. А если подешевле товар попался - не беда, - тут же топором гривну пополам. Такая половина называлась рубль.
Гном Эконом: Я раздам сейчас на парту монету - копейку. Посмотрите внимательно и ответьте: почему копейку назвали копейкой? (Выслушивает ответы и называет свой).
При Иване Третьем в 13 веке на новгородских монетах появилось изображение всадника с копьем - и стали они называться копейками.
Ведущая: Вот, оказывается, откуда пришло к нам название рубль и копейка - из глубокой древности. Мы с вами совершили экскурсию в историю денег. А все так и, что такое деньги?
Волшебный Компьютер: День-ги - это сред-ство об-ме-на.
Ведущая: Запомнили? Сегодня деньги существуют у нас в двух видах: бумажные деньги и металлические монеты. Все вы знаете российские деньги. Назовите. (Ребята называют).
Волшебный Компьютер: Мо-лод-цы!
Ведущая: Так же, как и Россия, каждая страна имеет свои деньги - т.е. свою денежную единицу.
Давайте посмотрим с вами парад денежных единиц. (Происходит парад денежных единиц, т.е. ученик выходит в перед и говорит: “Я - денежная единица США и зовут меня “доллар” и т.д. Царица Экономика показывает монеты разных стран).
Гном Эконом: Я думаю, что вы хорошо запомнили названия денежных единиц разных стран? Сейчас узнаем: на доске написаны - на одной стороне - название денежной единицы, а на другой - страна. Вы должны стрелочкой показать, к какой стране относится денежная единица.
Доллар | Киргизия |
“Степ” | Россия |
Зайчики | Казахстан |
Рубль | Белоруссия |
Тенге | Америка |
Сом | Степновская средняя школа |
Царица Экономика: Ребята и уважаемые гости! Я предлагаю на листке бумаги нарисовать свою денежную единицу. Можно работать одному или группой. (Все работают, затем сдают работы ведущей.).
Гном Эконом: Вы еще не решали мои задачи? Слушайте и считайте!
Помнишь стихотворение “Муха-Цокотуха”? Муха
нашла 5 копеек. Самовар стоит 3 копейки. Сколько
копеек сдачи должна получить Муха? Какими
монетами ей могут сдать
сдачу?
Пакетик заварки (для одной чашки чая) стоит 3
копейки. Муха ожидает в гости: 3 букашки, 2
таракана, 2 жука. Сколько денег ей нужно потратить
на заварку, если каждый гость и сама
Муха выпьют по одной чашке чая?
(Пока ребята решают задачи гнома Эконома, ведущая оформляет выставку денежных единиц).
Царица Экономика: Послушайте вопрос: как называется денежная единица России? (Отвечают хором, чем громче, тем лучше).
Ведущая: Я вижу, что вы, ребята, и наши иноземные гости узнали что-то новое на нашем занятии. Значит, все заработали еще и “Степы”, а так как нашим гостям еще и ехать домой, то мы дадим их им на дорогу. Счастливого пути! Приезжайте еще! (Вручают кошельки со “Степами” Царица Экономика и гном Эконом).
Ведущая: Большое спасибо за работу. На следующем занятии мы совершим путешествие в хранилище денег — банк. Узнаем, что такое доход банка, процент, кредит, ссуда.