Оргдеятельностная игра как средство социализации школьника

Разделы: Экономика


“Такая точная дисциплина,
как экономика, не должна
быть ни скучной, ни трудной.”
(П. Самуэльсон)

Сложное экономическое положение, новые рыночные отношения поставили перед школой задачу в сравнительно короткий срок воспитать и вооружить ученика такими знаниями, чтобы он мог занять достойное место в обществе и приносить ему максимальную пользу. Одним из важнейших направлений решения этой проблемы является социализация личности средствами оргдеятельностной игры, т. е. разработка и внедрение таких форм и методов обучения которые предусматривали бы целенаправленное развитие мыслительных способностей учащихся, развитие у них интереса к учебной работе, самостоятельности и творчества.

Воспитание у наших выпускников самостоятельности, инициативы, активности - требование наших дней.

Повышение активности учащихся достигается совокупностью методов организации и управления учебно-познавательной деятельностью, которые принято называть активными. Активные формы и методы обучения способствуют формированию у учащихся информационной базы, творческого мышления, практических навыков.

Игра - один из видов активной деятельности. Она в равной степени способствует как приобретению знаний, активизируя этот процесс, так и развитию многих качеств личности.

С помощью игр можно узнать важные характеристики поведения ребенка, его отношение к власти, деньгам, чувство страха, степень возможности идти на риск и другие черты характера личности учащегося, необходимые ему в жизни, в различных видах деятельности. Очень четко проявляются организаторские способности каждого. Свойственный деловой игре азарт, возможности идти на риск без опасений реального ущерба позволяют участникам раскрепоститься, полнее проявить себя. Проводя в 10 классе игру-аукцион: “Мир рыночной экономики” была удивлена тем как раскрылся ребенок, который по складу своего характера замкнут, немногословен, тихоня. А здесь он проявился как личность, которая обладает организаторскими способностями, азартен, способен идти на риск, но в то же время предприимчив и обладает здравомыслием и расчетом.

У учебной игры такая же структура, как и в учебной деятельности, т. е. она включает в себя цель, средства, процесс игры и результат.

Например: деловая игра “Рыночная цена”.

Цель игры: ознакомиться с механизмом формирования свободных рыночных цен на примере купли-продажи нескольких видов разных товаров; сформировать коммуникативные навыки, умение ориентироваться в быстро меняющейся рыночной конъюнктуре.

Средства - дидактический материал.

Сам процесс игры - содержание.

Результат - используя количественные данные, полученные в игре, растолковать, как действовал в игре механизм рыночного ценообразования, почему сложились именно такие цены.

Помимо воспитательной, игра преследует одновременно две цели - игровую и учебную. С одной стороны, это средство моделирования окружающей действительности, а с другой - методический прием обучения.

Творческая атмосфера, свобода от шаблона, возникающие в игре, способствуют высвобождению творческих резервов психики школьника, нейтрализуют чувство тревоги, создают ощущение спокойствия, облегчают межличностное общение.

В процессе игры мир детства соединяется с миром науки. В играх различные знания и сведения ученик получает свободно. Поэтому часто то, что на уроке казалось трудным, даже недостижимом для учащегося, во время игры легко усваивается.

Во время прохождения темы: “Рынок ценных бумаг” очень трудно воспринимался материал о биржевых сделках. При проведении деловой игры: “Фондовая биржа” как закрепление темы стало понятно, что учащиеся лучше разобрались с процессом функционирования фондовой биржи, со спецификой сделок купли-продажи ценных бумаг (акций), с особенностями посреднической деятельности брокеров. Когда каждый из учащихся побыл в роли покупателя, дилера. Ребята получили удовольствие от самого процесса, от исполняемых ими ролей. Интерес и удовольствия, я считаю, важные психологические эффекты игры.

Участие в игре, даже самой простой, имеют много общих элементов с работой ученого. В том и другом случае сначала привлекает поставленная загадка, трудность, которую нужно преодолеть, затем радость открытия, чувство удовлетворения от преодоления препятствия. Именно поэтому всех людей независимо от возраста привлекает игра.

К организации игр для учащихся нужно предъявлять определенные требования:

  1. Игра должна основываться на свободном творчестве и самодеятельности учащихся.
  2. Игра должна быть доступной, цель игры достижимой, а оформление разнообразным.
  3. Обязательный элемент каждой игры - ее эмоциональность.
  4. В играх обязателен момент соревнования. Это всегда приводит к усилению самоконтроля учащихся и, главное, к активизации познавательной деятельности учащихся.

В таких играх завоевание победы, выигрыш очень сильный мотив, побуждающий ученика к деятельности. Необычная игровая ситуация с элементами проблемности, присущая занимательной задаче, интересна детям.

Например: игра “Остров Робинзона Крузо”, как закрепление темы: “Типы экономических систем”, дается проблемная ситуация. Составляется план по выживанию на острове. И в итоге вопрос: “Какой тип экономической системы был у вас на острове?”. Проблемные ситуации вовлекает ученика в активный мыслительный процесс. Организация совместного поиска учитель и ученик - выступают в роли партнеров, соучастниками общего дела.

В этом случае принципиально меняется роль ученика на уроке, он становится активным участником познания, развивается как личность. Деловые игры ведут к установлению творческого сотрудничества учителя с учащимися. Творческое отношение к игре переносится затем учащимися на другие сферы деятельности.

Применение оргдеятельностной игры на уроках экономики формирует у выпускников четкое представление о содержании основных социально-экономических ролей в обществе и механизмах развития тех экономических процессов, которые затрагивают каждого гражданина. Все это призвано помочь молодым людям осознанно, с учетом особенностей характера принять решение о выборе жизненного пути. И большую роль в том, что выпускники выбирают специальности, связанные с экономикой, играют деловые, ролевые и другие игры.

Данные за 5 лет показывают, что профессию экономиста и бухгалтера выбрали 20 выпускников школы, о чем свидетельствует диаграмма:

- количество выпускников, поступившие на экономические факультеты и отделения

- общее количество выпускников

Закончить хочу словами В. Ф. Шаталова: “А таких возможностей, которые раскрывает перед наблюдательным педагогом игра в плане оценки творческих задатков учащихся, их находчивости, изобретательности, не может дать никакой, даже самый лучший в методическом плане урок”.

Занятие кружка “Экономика в сказке”.

(5-6 классы)

Тема: “Путешествие в страну “Капиталия”

Цель и задачи занятия:

  1. Формирование у учащихся первоначального представления об окружающей их социально-экономической среде.
  2. Развитие экономического мышления.
  3. Воспитывать нравственно-эстетические ценности человека в условиях рыночной экономики.

Ход занятия

На доске написать надпись “Путешествие в страну...”

Ведущая: Ребята, а вы хотели бы узнать, в какую сказочную страну мы сегодня с вами отправимся в путешествие? (Дети выражают согласие).

Хорошо. Для этого мы немного поиграем. На доске вы видите набор букв, сотрите все буквы, которые встречаются три раза.

K М О С Ш У
Ф А Х В М Р
П У Ш Ц Ч Е
С И Е Х Д Б
У М Т Ю О Ц
Ш Ц Р А Ф Х
Д В Б Ч Л Ч
Е Д С И Ф Ю
О В Б Ю Р Я

(Последний ученик, который угадал название страны, записывает его на доске).

Ведущая: Ребята, сегодня мы на нашем занятии кружка совершим увлекательное путешествие в сказочную страну “Капиталия”. Это у нас первое путешествие в эту страну. И “Капиталией” тоже правит. Кто? Правильно. Царица Экономика со своими верными помощниками: гномом Экономом и Волшебным Компьютером. Они сегодня будут помогать нам в нашем путешествии. Разрешите мне их представить. (Представляет детей, называя их имена и фамилии).

Царица Экономика: Посмотрите, пожалуйста, внимательно на доску и ответьте, от какого слова происходит название моей страны? Верно, от слова “капитал”. А что такое капитал? Кто нам может подсказать? Ну, конечно же, Волшебный Компьютер.

Волшебный Компьютер: Ка-пи-тал - это день-ги, ко-то-рые ис-поль-зу-ют-ся для ка-ко-го-то де-ла, для то-го что-бы по-лу-чить но-вые день-ги.

Ведущая: Запомнили, ребята? А вы хотите получить деньги, заработать капитал для открытия своего дела? (Называет ребят и говорит: “Лена, например, откроет свою швейную мастерскую” и т.д.).

На сегодняшнем занятии у вас будет такая возможность. Мы с вами и наши гости могут заработать деньги.

Правильные ответы будут оцениваться в “Степах”. Что это за деньги? Мы сейчас узнаем у нашего Компьютера.

Волшебный Компьютер: Степ - это де-неж-ная еди- ни-ца Степ-нов-ской сред-ней шко-лы.

Ведущая: А сейчас гном Эконом познакомит вас с ними.

Гном Эконом: “Один Степ” - это “черепаха” и т.д.

Ведущая: Царица Экономика будет оценивать ответы ребят и наших уважаемых гостей, а гном Эконом будет выплачивать. Видите, какой у него кошель с деньгами. А так как страна “Капиталия” это мир денег, то мы совершим путешествие в мир денег. Узнаем, какими были первые деньги, как они выглядели?

Царица Экономика: Самыми первыми били товарные деньги. Это то же самое, что и бартер. Что такое бартер? (Если ребята не отвечают, говорит Волшебный Компьютер).

Волшебный Компьютер: Бар-тер - это об-мен од-но-го то-ва-ра на дру-гой без де-нег.

Ведущая: То есть, меняем один товар на другой. А что такое товар? (Если нет ответа, помогает Волшебный Компьютер).

Волшебный Компьютер: То-вар - это то, что из-го-тов-ля-ет-ся и пред-наз-на-ча-ет-ся для про-да-жи.

Царица Экономика: А сейчас мы с вами поиграем в игру и узнаем, удобен ли был такой обмен или нет? (На столах приготовлены листочки бумаги и фломастеры).

На листочке бумаги напишите название любого товары, который вы продаете и поднимите листочки вверх, чтобы всем было видно. (Ребята пишут на листочке бумаги название товара и поднимают вверх, показывая всем).

Ведущая: Молодцы! Все с заданием справились.

Ребята, сегодня на наше занятие приехали к нам иноземные гости со своим товаром. Давайте попробуем поменяться? (Вызывает одного или двух человек из ребят, приглашает кого-нибудь из гостей и предлагает поменяться товаром друг с другом).

Ведущая: Ну, и как, получается? Нет. Не удобно, правда? Вот и люди поняли - гораздо удобнее при обмене сравнивать товары не друг с другом, а с каким-то одним товаром. В роли такого товара выступали соль, ракушки, медные браслеты, лошади, ткань и даже черепа.

Первый ученик: Например, в Исландии вместо денег была сушеная рыба. Если бы это было сейчас, то мы увидели бы вот такую витрину:

За ручку – 1 рыбина, за книгу – 3 рыбины, за портфель – 5 рыбин.

Ведущая: Интересно, правда? А вот в Древнюю Русь само слова “деньги” пришло с Востока. Названия старинных монет непривычны для нашего слуха: куны, ногаты, резаны, белки. Второй ученик: Куны - высоко ценились, это шкурки куницы. Ногаты - (мелкая единица), часть шкурки животного, лапка. Белки - шкурки белки.

Резаны - обрезки серебряных монет. Если торговля шла на вес, то они служили как мелкие гирьки.

Ведущая: На смену мехам пришли заграничные монеты (золотые дилары, серебряные диргемы и медные фельсы). Почему заграничные? А потому что на Руси в древности собственной добычи металлов не было. А прородительницей собственных русских денег можно считать гривну.

Царица Экономика: Так назывались длинные полоски серебра, которые носили на шее. Надо что-то купить - снял с шеи - и расплатился. А если подешевле товар попался - не беда, - тут же топором гривну пополам. Такая половина называлась рубль.

Гном Эконом: Я раздам сейчас на парту монету - копейку. Посмотрите внимательно и ответьте: почему копейку назвали копейкой? (Выслушивает ответы и называет свой).

При Иване Третьем в 13 веке на новгородских монетах появилось изображение всадника с копьем - и стали они называться копейками.

Ведущая: Вот, оказывается, откуда пришло к нам название рубль и копейка - из глубокой древности. Мы с вами совершили экскурсию в историю денег. А все так и, что такое деньги?

Волшебный Компьютер: День-ги - это сред-ство об-ме-на.

Ведущая: Запомнили? Сегодня деньги существуют у нас в двух видах: бумажные деньги и металлические монеты. Все вы знаете российские деньги. Назовите. (Ребята называют).

Волшебный Компьютер: Мо-лод-цы!

Ведущая: Так же, как и Россия, каждая страна имеет свои деньги - т.е. свою денежную единицу.

Давайте посмотрим с вами парад денежных единиц. (Происходит парад денежных единиц, т.е. ученик выходит в перед и говорит: “Я - денежная единица США и зовут меня “доллар” и т.д. Царица Экономика показывает монеты разных стран).

Гном Эконом: Я думаю, что вы хорошо запомнили названия денежных единиц разных стран? Сейчас узнаем: на доске написаны - на одной стороне - название денежной единицы, а на другой - страна. Вы должны стрелочкой показать, к какой стране относится денежная единица.

Доллар Киргизия
“Степ” Россия
Зайчики Казахстан
Рубль Белоруссия
Тенге Америка
Сом Степновская средняя школа

Царица Экономика: Ребята и уважаемые гости! Я предлагаю на листке бумаги нарисовать свою денежную единицу. Можно работать одному или группой. (Все работают, затем сдают работы ведущей.).

Гном Эконом: Вы еще не решали мои задачи? Слушайте и считайте!

Помнишь стихотворение “Муха-Цокотуха”? Муха нашла 5 копеек. Самовар стоит 3 копейки. Сколько копеек сдачи должна получить Муха? Какими монетами ей могут сдать
сдачу?

Пакетик заварки (для одной чашки чая) стоит 3 копейки. Муха ожидает в гости: 3 букашки, 2 таракана, 2 жука. Сколько денег ей нужно потратить на заварку, если каждый гость и сама
Муха выпьют по одной чашке чая?

(Пока ребята решают задачи гнома Эконома, ведущая оформляет выставку денежных единиц).

Царица Экономика: Послушайте вопрос: как называется денежная единица России? (Отвечают хором, чем громче, тем лучше).

Ведущая: Я вижу, что вы, ребята, и наши иноземные гости узнали что-то новое на нашем занятии. Значит, все заработали еще и “Степы”, а так как нашим гостям еще и ехать домой, то мы дадим их им на дорогу. Счастливого пути! Приезжайте еще! (Вручают кошельки со “Степами” Царица Экономика и гном Эконом).

Ведущая: Большое спасибо за работу. На следующем занятии мы совершим путешествие в хранилище денег — банк. Узнаем, что такое доход банка, процент, кредит, ссуда.