Урок духовности на тему: "Доброта. Спеши делать добро"

Разделы: Начальная школа


ЦЕЛИ.

  1. Учить детей высказывать свои мысли, правильно строить свою речь.
  2. Прививать чувство доброго отношения к людям.
  3. Развивать способность помогать и сочувствовать людям. Говорить о значении добра для гармонии и счастья.

1. Вступление. Вот семя фасоли. Что надо сделать, чтобы оно выросло и превратилось в растение?

Так и мудрым человек может стать не сразу. Представьте себе, что это семя “мудрости”. Мы его посадим. Вот оно уже в дерево превратилось.

Из чего же состоит мудрость? Что мы должны развивать, какие качества? (дети говорят: ум, благородство, любовь, доброта, и т. д. ) (Учитель на доске пишет эти слова на ветках дерева – рисунок дерева)

2. Поговорим сегодня о ДОБРОТЕ.

Доброта.

Определите:

На слух: На вкус: На цвет:
“Д”- звонкий согл. придает звонкость слову, громкость глухой “т” - мягкость и нежность Что представили, произнося это слово? Выберете сами, раскрасьте им сердечко (на партах вырезанные заготовки сердечек)

3. Давайте дорисуем цветок “доброты” все вместе (дети выходят по одному и читают пословицы на лепестках, прикрепленного на доске цветка с семью лепестками, снова прикрепляют к доске, переворачивают цветом). Пословицы:

А) Делать добро спеши.
Б) Ласковое слово, что весенний денек.
В) Добрый человек скорее дело делает, чем сердитый.
Г) Доброму - все друзья.
Д) Чем сердиться, лучше помириться.
Е) Доброе слово и кошке приятно.
Е) Сделай доброе дело, чтобы сердце пело.

Выбери ту, которая больше всего понравилась. Теплее стало? Ведь в нашем классе поселяется Доброта. Подвиньтесь – Доброта вошла в класс! Посадите ее рядышком!

4. Игра “Добрые мысли, добрые чувства”

Давайте пошлем добрые мысли и чувства всем домашним: папе, маме и т. д.

- мы о них помним, любим их.

(Два ученика читают стихотворение “Доброта”) Н. Тулуповой.

Добрым быть совсем, совсем не просто,
Не зависит доброта от роста,
Не зависит доброта от цвета.
Доброта - не пряник, не конфета,
Только надо, надо добрым быть
И в беде друг друга не забыть.
И завертится Земля быстрей,
Если будем мы с тобой добрей.

Так как в нашем классе поселилась Доброта, давайте молча, только глазами выразим всем присутствующим свои добрые пожелания. Что вы чувствовали, когда посылали друг другу добрые чувства?

5. Помните сказку Л. Н. Толстого “Белка и волк”? (можно вновь прочитать)

(см. “Азбука” Бунеевых)

- Отчего было скучно волку?

- Зол был. А белкам весело, потому что добры они и никому не делают зла.

- А можно ли волку помочь?

- А человеку?

Ласковое слово и кошке приятно! И если говорить друг другу хорошие слова, то и человек лучше станет, добрее.

6. Возьмите друг друга за руки,

почувствуйте тепло рук,

передайте друг другу теплоту и доброту руками,

скажите что-нибудь хорошее, приятное друг другу.

ДОБРОТА ПОСЕЛИЛАСЬ В ВАШИХ ДУШАХ!

7. Что бывает, когда что-то болит?

- А бывает, что душа болит?

- Как можно вылечить нездоровье души?

8. Релаксационная пауза.

У вас в руках волшебный цветок добра. Протяните руки, как будто держите его. В руках тепло, он согревает душу, тело. Вы можете мысленно его рассмотреть: какого он цвета, на что похож? Может он имеет запах? А может от него исходит музыка? (Звучит нежная музыка)

9. На фоне музыки зачитывается отрывок из писаний религии Бахаи

Всякого скорбящего утешь,
Всякому слабому помоги,
Всякого нуждающегося поддержи,
Всякого болящего облегчи,
Всякого смиренного восславь
Всякого омраченного страхом укрой.

10. Далее учитель читает рассказ К. Станишева “Сердобольный подсолнух”

(см. книга для занятий по духовному воспитанию “Природа глазами души” авт. А. Лопатина и М. Скребцова Москва “Сфера” 1999г. )

- Каким был подсолнух?

- Как вы думаете, исполнит ли Ванко просьбу подсолнуха?

- Почему подсолнух, влюбленный в лето, солнце и поле не колебался ни минуты, чтобы пожертвовать всеми своими семечками для маленького воробья Ванко?

- А если каждый человек будет дарить свою доброту людям, что станет с его сердцем? Я дарю вам свое сердце, а к концу 4 класса у меня не останется ничего?

(На доске рисунок СЕРДЦА. По ходу беседы, дети выходят к доске и прикрепляют свои маленькие сердца)

11. А как же тогда? Что же надо сделать, чтобы и мое и ваши сердца наполнялись добротой?

Правильно! Все вместе, дружно! И доброта вернется к нам вдвойне, втройне!

У нас появятся новые силы, здоровье, счастье!

Почувствуйте, как добро входит в вас, оно согревает

Душу, доставляет радость!

12. ИТОГ.

Я хочу, чтоб сегодня и всегда вы чувствовали, как помог вам волшебный цветок добра! Человек должен помнить все доброе, т. к. светлые мысли делают душу радостной, а значит счастливой!

Будь добрым! Умей добрыми глазами увидеть радость или беду другого человека. Добрым сердцем откликнуться на нее и добрыми делами помочь.

СЮРПРИЗ. Учитель читает продолжение стихотворения Н. Тулуповой “Доброта”

Добрым быть совсем, совсем не просто,
Не зависит доброта от роста,
Доброта приносит людям радость
И взамен не требует награды.
Доброта с года не стареет
Доброта от холода согреет,
Если доброта, как солнце, светит,
Радуются взрослые и дети.
Добрым быть совсем, совсем не просто,
Не зависит доброта от роста,
Доброта приносит людям радость
И взамен не требует награды.

Конец урока.