Цель урока:
овладение учащимися умения выявлять художественные особенности и определять тему творчества писателя
Задачи урока:
образовательные
- закрепление знания книжного аппарата;
- ознакомление с биографией писателя;
- ознакомление с произведениями автора;
развивающие
- развитие памяти, умения анализировать и обобщать, определять качества личности по поступкам;
- развитие устной и письменной речи;
- развитие творческих способностей;
воспитывающие
- воспитание положительных качеств характера на примере сказок;
- воспитание бережного и заботливого отношения к животным, к природе и любви к родине;
- воспитание любви к чтению.
Оборудование:
- мультимедийная установка
Ход урока
I. Сообщение темы урока, работа с книжным аппаратом.
Уч. Ребята, сегодня на уроке внеклассного чтения мы познакомимся с творчеством Д.Н.Мамина-Сибиряка. Давайте рассмотрим обложки книг. Почему они такие разные?
Д. Их оформляли разные художники.
Уч. А где мы можем узнать фамилию художника?
Д. На титульном листе.
Уч. А что можно узнать, рассматривая переплёт книги?
Д. Название книги, автора, предположить, о чём будет книга.
Уч. Что ещё помогает нам узнать содержание книги, не читая её?
Д. Иллюстрации, название.
Уч. Как называется книга, которую вы читали?
Д. “Алёнушкины сказки”
Уч. Что можно сказать о содержании этой книги по названию?
Д. В книге будут собраны сказки.
Уч. Как вы думаете, для кого они были написаны?
Д. Для Алёнушки.
Уч. Давайте предположим, кто такая Алёнушка?
Д. Наверное, его дочка.
Уч. Да, вы правы. Писатель сочинял эти сказки для больной дочери, которую он растил и воспитывал один. Как он относится к ней?
Д. Очень любит, называет ласково.
II. Разговор об авторе.
Уч. Посмотрите на портрет писателя. Подумайте, какой у него был характер?
Д. Добрый, умный, грустный.
Уч. А теперь мы послушаем о жизни Д.Н.Мамина – Сибиряка (звучит сообщение заранее подготовленного ученика).
Возможный вариант рассказа.
Русский писатель Д.Н.Мамин-Сибиряк родился в 1852 году на Урале, в заводском посёлке. Семья жила бедно, в доме на счету была каждая копейка. Но его родители любили людей, и люди тянулись к ним. По вечерам к ним домой заходили старые фабричные мастеровые. Мальчик ждал их с нетерпением. Сними было интересно, они многое могли рассказать из своей жизни, знали столько сказок и преданий, а иногда кто – нибудь затягивал старинную песню и остальные дружно подхватывали её. Родители научили мальчика любить книгу, он зачитывался произведениями Пушкина и Гоголя, Тургенева и Некрасова. Семья выписывала для детей журнал “Детский мир”. В мальчике рано проявилась страсть к литературе. С 16 лет он вёл дневник, куда записывал свои мысли и наблюдения. В детстве и юности Мамин-Сибиряк немало исходил глухих деревень, горных рудников и приисков. Знал все тропинки, ведь лес начинался сразу за домом. Часто бродил по берегам реки Чусовой, любовался цепью гор. Он написал десятки романов и повестей, сотни рассказов и очерков о жизни родного края, Урала. В 1892 году выходит его сборник для детей “Алёнушкины сказки”. Автор признавался: “Это моя любимая книжка – её писала сама любовь, и потому она переживёт всё остальное”.
Уч. Что вы узнали нового о Мамине-Сибиряке?
- Рассматривание слайдов
III. Подготовка к восприятию.
Уч. Давайте представим комнату в деревенской избе. Наступил вечер, девочка легла спать. А чтобы ей сладко спалось, папа рассказывает на ночь сказку.
- Звучит магнитофонная запись, читает папа одной из учениц присказку. На экране - иллюстрация к присказке.
Уч. Что мы с вами сейчас послушали?
Д. Присказку.
Уч. Что такое присказка?
Д. Короткий рассказ, прибаутка перед началом сказки.
Уч. А сколько сказок в сборнике “Алёнушкины сказки”?
Д. 16
IV. Проверка знания содержания.
Уч. Внимательно ли вы читали сказки? Проверить это нам поможет “Блиц – опрос”.
- На экране появляются вопросы и варианты ответов.
Дети работают по карточкам
- По договорённости с детьми те, кто доволен своей работой, закрашивают квадрат оранжевым цветом, не совсем доволен – зелёным, не доволен – синим.
1. “Блиц – опрос”
1) Кем был весёлый Яша?
А. музыкантом
В. рыбаком
С. трубочистом
2) Кто считал себя умнее всех?
А. Индюк
В. Петух
С. Гусак
3) Кого Ворона считала не птицей?
А. Синичку
В. Канарейку
С. Воробья
4) Кто всё время думал, что всё вокруг его?
А. Козявочка
В. Комар
С. Божья коровка
5) Кто восхищался жизнью людей?
А. кот Мурка
В. Муха
С. Таракан
6) Кто хотел, чтобы его выбрали мировым судьёй?
А. Индюк
В. Петух
С. кот Мурка
7. Чьё жильё занял Воробей?
А. Вороны
В. Скворца
С. Грача
8) Кто первым нашёл червячка?
А. Бекасик-песочник
В. Ёрш
С. Воробей
9) Кто выручил Медведя из беды?
А. Муха
В. Ворона
С. Лягушка
10) Где нашли храброго Зайца?
А. под осиной
В. в болоте
С. в ямке под кустиком
11) Кто любил, чтобы её любили?
А. Ложечка
В. Метёлочка
С. кукла Аня
12) Кто спас Серую Шейку?
А. старик
В. Заяц
С. Ворона
- Проверка (работа в парах)
Ответы на экране:
- Учитель подводит итоги “Блиц – опроса”.
2. Центон
Уч. А теперь я прочитаю вам текст, составленный из отрывков из разных сказок. Постарайтесь узнать сказки и назвать их.
- Э, брат, погоди, вот тебя-то я съем! – подумал Волк и начал выглядывать, который Заяц хвастается своей храбростью. / Заяц выскочил из своего логовища покормиться и поиграть с другими зайцами. Мороз был здоровый, и зайцы грелись, поколачивая лапку о лапку. Хотя и холодно, а всё – таки весело.
- Братцы, берегитесь! / Что такое случилось? А над рекой птицы так и вьются: и утки, и гуси, и ласточки, и бекасы, и вороны, и голуби. Все шумят, орут, хохочут – ничего не разберёшь. / - Ах, как хорошо! – шептала она в восторге. – Всё моё: и солнышко, и травка, и вода. Всё моё, а я никому не мешаю жить: летайте, жужжите, веселитесь. Я позволяю …
Уч. Какие сказки вы узнали?
- На экране появляются названия сказок и иллюстрации к ним, сделанные учащимися.
1. “Сказка про храброго Зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост”.
2. “Серая Шейка”.
3. “Сказка про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и весёлого трубочиста Яшу”.
4. “Сказочка про Козявочку”.
Уч. Соотнесите названия сказок и иллюстрации.
- Выполнение задания.
Уч. Молодцы, ребята! Вы показали хорошее знание сказок.
V. Определение некоторых художественных особенностей и одной из тем творчества.
Уч. На уроках внеклассного чтения мы с вами учимся анализировать художественные произведения, находить особенности творчества, присущие данному писателю. В этом нам помогают знакомые игры: “Чьи это слова?”, “Чьи это вещи?”
1. Игра “Чьи это слова?”
- Дети читают реплики героев из разных сказок.
- На экране появляются угаданные герои.
1. – Соскучилась я по тебе, уточка … Выходи сюда; а не хочешь, так я сама к тебе приду. Я не спесива.
Д. Лиса.
2. – Я вру? А кто червяка нашёл? Я вру!...Жирный такой червяк! Я его на берегу выкопал… Сколько трудился …
Д. Воробей Воробеич.
3. – Да что тут говорить! Ежели мне попадётся волк, так я его съем …
Д. Храбрый Заяц.
4. – А я не уйду! Я вас всех передавлю!...
Д. Медведь.
5. – А я, дедушка, не могла улететь вместе с другими. У меня одно крылышко попорчено.
Д. Серая Шейка.
6. – Какая ты глупая… Какие тут зёрнышки? Только и смотри, как бы палкой кто не убил или камнем. Люди очень злы…
Д. Ворона.
7. – Хорошо, хорошо, я всё разберу. Я уж не покривлю душой… Ну, начнём с Молочка.
Д. Кот Мурка.
Уч. Посмотрите, сколько героев сказок вы назвали! А какую особенность творчества мы можем выделить?
Уч. А где мы можем встретить ещё этих животных?
Д. В русских народных сказках.
Уч. Какую же особенность творчества мы можем сформулировать?
Уч. Посмотрите, а как написаны названия животных и почему?
Д. С большой буквы.
Уч. Какую же ещё особенность мы можем назвать?
Уч. В каких ещё жанрах используются животные для описания различных качеств человека?
Д. В баснях.
Уч. А каким характером обладают эти герои? В выполнении этого задания поможет нам написание синквейна.
2. Работа в группах над синквейном.
Возможные варианты работ.
Уч. Какие черты характера имеет каждый из этих героев?
Д. Медведь – недотёпа, Заяц – хвастун, кот Мурка – хитрец, Воробей Воробеич – плут.
Уч. Подумайте, а как автор относится к ним?
Д. С доброй улыбкой.
Уч. А каким героям он сочувствует?
Д. Канарейке, Серой Шейке.
Уч. А над какими героями автор подсмеивается и почему?
Д. Над Индюком – он спесивый, над Козявочкой – она глупая и эгоистичная, а Муха глупая и нелепая.
Уч. Следовательно, мы можем выделить ещё одну особенность творчества. Какую?
Уч. А кто же ещё, кроме животных, участвует в сказках? Ответить на этот вопрос поможет нам игра “Чьи это вещи?”
3. Игра “Чьи это вещи?”
- На экране появляются сначала вещи героя сказки, а потом - сам герой.
кастрюлька и горшочек – хозяйка
краюшка хлеба – трубочист Яша
ружьё – старик – охотник
скворечник – Серёжа и его папа
Уч. Так кто же ещё участвует в сказках?
Д. Люди.
Уч. Как они относятся к животным? Приведите примеры.
Д. Хорошо, хозяйка очень любила кота Мурку, Яша дружил с Воробьём, старик – охотник спас Серую Шейку, Серёжа сделал домик для скворцов.
Уч. Но все ли люди в сказках любят животных?
Д. Мальчишки кидались в Ворону камнями, ставили сетку, чтобы поймать птиц.
Уч. Но, в основном, люди в этих сказках любят животных и помогают им.
4. Физкультминутка.
Уч. А для того, чтобы определить следующую особенность творчества писателя, ребята покажут нам инсценировку. Постарайтесь узнать сказку и сформулировать особенность творчества.
5. Инсценировка отрывка из сказки “Притча о Молочке, овсяной Кашке и сером котишке Мурке”.
- На экране появляются иллюстрации к сказке.
Уч. Узнали ли вы сказку? Назовите её.
Легко ли было инсценировать? Почему?
Д. Легко, так как в ней много диалогов.
Уч. Назовите особенность.
6. Чтение диалогов
Уч. Давайте найдём диалоги, где есть ответы на вопросы:
- Почему Молочко часто убегало?
- Почему Петух кричит?
- Почему Канарейка хотела вылететь из клетки?
- Работа в парах. Проверка.
VI. Проверка глубины понимания.
Уч. Ребята, а давайте подумаем, на самом ли деле “Сказка про храброго Зайца” про храброго зайца?
- Кто умнее: Ёж или Индюк и почему?
- Почему комарам удалось выгнать Медведя из болота? Какая пословица подходит к этой сказке?
VII. Обобщение.
Уч. Давайте продолжим предложение: “Сказка – ложь, …
Д. …да в ней намёк, добрым молодцам – урок.
Уч. Подумайте, а какой урок мы можем извлечь из этих сказок?
- Ответы детей.
Уч. Какую же особенность творчества можно определить?
Уч. Может ли фраза “Сказка – ложь, да в ней намёк…” стать эпиграфом к нашему уроку? Эпиграф – краткая цитата перед произведением или его частью и
характеризующая основную мысль.
- Ответы детей.
Уч. Чему же учат сказки Д.Н.Мамина-Сибиряка?
Д. Дружить, беречь и защищать животных, любить родину.
Уч. Давайте подумаем, о ком и о чём писал Д.Н.Мамин-Сибиряк?
Д. О животных, об их жизни.
Уч. Давайте назовём одну из тем творчества писателя.
Уч. Давайте вспомним все особенности творчества писателя и тему, которые мы выявили на уроке.
- Учащиеся выполняют задание с опорой на схему.
VIII. Осознание собственных эмоций.
Уч. Расскажите, какая сказка вам понравилась и почему?
IX. Итог.
Уч. Сказки Д.Н.Мамина-Сибиряка весёлые и грустные. Вместе с Алёнушкой мы подсмеиваемся над Воробьём Воробеичем и Ершом Ершовичем, жалеем бедную Канарейку, сочувствуем старому Воробью, узнаём о повадках Лисы и тяжёлой жизни Вороны.
“Это счастье писать для детей и чувствовать напряжённое внимание тысяч детских головок, которые напряжённо будут ловить каждое слово и дарить автора своими чистыми детскими улыбками”, - говорил писатель.
Сказки Д.Н.Мамина-Сибиряка можно читать и перечитывать, и каждый раз открывать для себя что – то новое. И я надеюсь, что вы ещё не раз перечитаете эти сказки.
- Оценка работы учащихся на уроке.
X. Домашнее задание.