Тема урока: «Контроль изменения природного зрения учащихся по программе: "Доврачебная система сохранения природного зрения детей"»

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей


В статье показана необходимость применения доврачебной диагностики изменения зрения школьников и выявления патологий развития зрения на ранних стадиях.

Здоровье подрастающего человека - это проблема не только социальная, но и нравственная. Ребенок сам должен уметь быть не только здоровым, но воспитывать в будущем здоровых детей. Приобщение школьника к проблеме сохранения своего здоровья - это прежде всего процесс воспитания. Это создание высокого уровня душевного комфорта, который закладывается с детства на всю жизнь. Для формирования душевного комфорта необходимы знания о законах развития своего организма, его взаимодействии с социальными факторами.

В хорошем здоровье подрастающего поколения заинтересованы все - и родители, и учителя, и врачи, но практика показывает, что прикладываемых усилий недостаточно для его сохранения. Здоровье детей с возрастом ухудшается: их функциональные возможности в ходе учебы снижаются, что затрудняет усвоение учебной программы, ограничивает выбор будущей профессии. В комплекс основных признаков здоровья школьников входит сохранение природного зрения. С этой целью Научно-Производственное Предприятие центр “Реабилитация” разработало компьютерную программу для автоматизированного исследования основных функций зрения (доврачебная скрининг-диагностика).

Программа скрининг-диагностика представляет собой систему тестов, направленных на доврачебное обследование основных функций зрения. Она предназначена для диагностики при массовых и индивидуальных обследованиях взрослых и детей в сокращенном объеме при профессиональном обследовании и для документирования динамики процессов изменения зрения.

Возможности программы позволяют проводить тестирование следующих функций зрения:

  • острота зрения (с учетом дневных условий);
  • бинокулярное зрение с оценкой мышечного равновесия по вертикали и горизонтали;
  • цветовое зрение;
  • центральное поле зрения.

По результатам тестов составляют “Паспорт зрения” на каждого обследуемого. При выявлении отклонения от природного зрения, учащийся направляется к врачу офтальмологу.

Программа скрининг-диагностики в ЦО №1445 работает с января 2002 года.

Каждый учащийся проходил обследование ежегодно. Это позволило вести наблюдение за изменением зрения каждого школьника. За истекший период отклонение от природного зрения составило 7,3%. Характеристика возрастной динамики зрения учащихся свидетельствует о том, что оно ухудшается с возрастом. Проводя анализ результатов, можно отметить, что ученики 1-4 классов не подвержены резкому изменению зрения (если патология зрения уже не присутствовала у ребенка). Изменение зрения у этой группы детей составляет 1,5%.

Постепенное ухудшение зрения наблюдается с 5-8 класса. Изменение зрения у этой группы детей составляет 6%.

Значительные нарушения зрения наблюдаются у учеников с 9-го по 11-ый класс и составляет 12%.

На основании результатов диагностики можно сделать вывод, что зрение постепенно ухудшается с увеличением нагрузок на органы зрения и организм в целом. В младших классах на сохранение зрения существенно влияет режим дня в ГПД (группа продленного дня). Дети полноценно питаются, гуляют, играют в подвижные игры, активно посещают спортивные секции и бассейн. Большую роль играют сбалансированный режим выполнения домашних заданий, посещения консультаций, факультативных занятий и кружков.

В средних классах (5-8 классы) идет интенсивное созревание организма. Оно характеризуется резкими эндокринными сдвигами, изменениями функционального состояния всех органов и систем, интенсивным ростом (увеличением размеров тела) и дифференцированием строения и функций органов и тканей. Повышается возбудимость нервной системы. Нередки сосудистые расстройства, изменение ритма дыхания, повышенная утомляемость, как при умственных, так и при физических нагрузках. Всё это негативно отражается на органах зрения.

В старших классах (9-11 классы) здоровье учащихся еще больше ухудшается. Увеличение фактической учебной нагрузки в школе (до 6-8 часов) и при подготовке домашних заданий (еще 2-4 часа), не устраненные на предыдущих возрастных этапах отклонения здоровья, недостаток знаний по вопросам его сохранения ведут к тому, что понижение зрения диагностируется более чем у 20 % старшеклассников. Поэтому новые подходы к обучению требуют систематизации накопленного материала, в том числе методических пособий по укреплению здоровья подрастающего поколения. Программа “Доврачебная система сохранения природного зрения детей” позволяет определить отклонение от природного зрения ученика на ранних стадиях развития болезни и обратиться к врачу офтальмологу. Что приводит к своевременному предотвращению дальнейшего ухудшения зрения, а в отдельных случаях полному восстановлению функций зрения.

Создание и применение этой программы является огромным шагом к сохранению здоровья школьников.