Урок русского языка по теме: "Мягкий знак в конце существительных после шипящих"

Разделы: Начальная школа


Тема: Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих.

Цели:

  • сформировать понятие о правописании мягкого знака на конце существительных после шипящих;
  • развивать навыки орфографического письма;
  • повторить ранее изученное о существительном;
  • расширять кругозор о птицах;
  • воспитывать самостоятельность, активность, эстетические чувства.

Оборудование: опорные схемы, сигнальные блокноты, индивидуальные карточки, отрывки стихотворений, словарное слово – коростель, иллюстрация с изображением птицы, энциклопедия “Книга природы”.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Каллиграфическая минутка.

вмв – увлву –
чёрный, жёлтый, зелень

– найди “лишнее” слово, объясни, почему оно лишнее.

III. Актуализация знаний.

1) Повторение имени существительного с классом:

– часть речи;
– вопросы, что обозначает;
– как изменяется.

В это время 6 учащихся работают на карточках с заданиями разного уровня сложности по теме “Имя существительное”:

– определить склонение существительных;
– выбрать существительные Ж.Р., определить склонение;
– определить род имен существительных; и т.д.

2) работа с сигнальными блокнотами по определению рода существительных

Луч, речь, сторож, ключ, плащ, мышь, помощь.

– на какие звуки оканчиваются эти слова (переход к теме урока)

IV. Тема урока.

1) Наблюдение над словами по упр. 450 (2 строчка), запись слов в два столбика по родам:

– чем похожи данные слова (оканчиваются на шипящий);
– чем отличаются (род, мягкий знак на конце).

2) Сказка о мягком знаке после шипящих.

Жили-были М.р., Ж.р., Ср.р. Однажды Ср.р. услышал спор. Спорили М.р. и Ж.р. Они никак не могли поделить Ь знак среди шипящих согласных звуков Ж, Ш, Щ, Ч. И тогда Ср.р. предложил разрешить спор. Он сказал: “Мужчины – рыцари! Уступите Ь знак Ж.р.”

Спор окончился мирно. Рыцари уступили Ж.р. Ь знак. С тех пор в именах существительных Ж.р. единственного числа на конце после шипящих пишется Ь знак, а у мужского рода – Ь знак отсутствует.

3) Вывод по опорной схеме:

4) Физкультурная пауза.

5) Повторение по опорной схеме правила.

6) Закрепление, выполнение упр.451 по вариантам.

7) Проверка задания, объяснение домашнего задания упр.454.

8) Работа над строками из стихотворения И.Никитина “Утро” (устно).

Дремлет чуткий камыш.
Тишь – безлюдье вокруг
Чуть приметна тропинка росистая…

  • Найти существительные с шипящим на конце.
  • Можно ли узнать род существительного, не подставляя местоимения.
  • На что показывает Ь знак на конце после шипящих.

9) Словарная работа.

Чтение отрывка стих С. Есенина “Ночь”

Тихо дремлет река,
Тёмный бор не щумит.
Соловей не поёт,
И дергач не кричит.

Работа над словом дергач – коростель (показ рисунка птицы и краткое сообщение о ней из энциклопедии “Книга природы”)

Это маленькая коричневая птица, которая живет и гнездится в траве. Голос ее можно слышать довольно часто, особенно под вечер и в пасмурную погоду. Звучит он, как скрипучее “дёрг-дёрг”, поэтому его часто называют дергач. Он не любит летать, при опасности он убегает. Эти птицы уничтожают большое количество вредных насекомых.

(Более подробно о этой птице вы можете узнать из данной “Книги природы”).

10) Закрепление по теме, списывание стихотворения в тетрадь с подчеркиванием существительных с шипящим на конце, с последующей проверкой.

11) Обобщение:

– что нового узнали на уроке?
– работа с сигнальными блокнотами Ь знак:

(шалаш, чиж, мышь, ёрш, грач, вещь, плащ, молодёжь).

V. Итог урока.

Домашнее задание: правило, упр.454.