Типовые признаки проекта:
- Доминирующая в проекте деятельность: практико-ориентированная (конечный продукт – схемы планирования воспитательно-образовательной работы ДОУ).
- Предметно-содержательная область: монопроект (в рамках одной области знаний – по педагогике).
- Характер координации проекта: с открытой, явной координацией.
- Характер контактов: среди участников 41 группы дошкольного отделения педагогического колледжа.
- Количество участников проекта: 21
- Продолжительность выполнения проекта: краткосрочный.
Идея: использование метода проектов при изучении темы планирования воспитательно-образовательной работы в ДОУ и разработка оптимальных схем планирования воспитательно-образовательной работы как конечного продукта.
Противоречие: несоответствие между требованиями к планированию и существующими схемами планирования.
Проблема: отсутствие оптимальной схемы планирования воспитательно-образовательной работы ДОУ.
Объект: планирование воспитательно-образовательной работы в ДОУ
Предмет: план-схема календарного (ежедневного) планирования воспитательно-образовательной работы ДОУ
Гипотеза: полагаем, что разработка оптимальной план-схемы календарного (ежедневного) планирования воспитательно-образовательной работы ДОУ позволит педагогам и студентам методически грамотно планировать разнообразную деятельность детей дошкольного возраста в любой возрастной группе.
Цель: исследовать проблему планирования воспитательно-образовательной работы в ДОУ.
Задачи:
- познакомиться с основными формами планирования, требованиями и условиями календарного планирования воспитательно-образовательной работы в ДОУ;
- научиться прогнозировать последствия методически неграмотного планирования;
- проанализировать используемые план-схемы планирования воспитательно-образовательной работы в ДОУ;
- научиться разрабатывать оптимальные план-схемы планирования воспитательно-образовательной работы в ДОУ.
Методы:
- метод проектов;
- метод сотрудничества.
Организационная форма: работа учащихся в малых группах по методике сотрудничества.
Этапы работы (6 уроков)
I этап
1-2 урок
Цели урока:
- определить тему проекта, его идеи, противоречия, проблему, объект и предмет, типовые признаки;
- формулирование гипотезы, определение способов поиска источников информации;
- раскрыть содержательную сторону проекта.
Методы:
- инструктивный;
- диалогический;
- индуктивный и дедуктивный.
Средства обучения на уроке:
- схемы планирования, используемые педагогами ДОУ;
- классная доска;
- требования к планированию;
- условия планирования;
- правила работы в микрогруппе;
- таблица оценивания деятельности собственной микрогруппы;
- учебники;
- методические пособия.
Структура урока:
I. Организационный этап.
II. Определение темы проекта, его идеи, противоречия, проблемы, объекта и предмета, типовые признаки; формулирование гипотез.
III.Определение способов поиска источников информации, подбор наиболее
оптимальной, соответствующей проблеме исследования.
IV. Распределение студентов на микрогруппы.
V. Распределение ролей участников в микрогруппах:
Лидер - организует коммуникации внутри группы, следит за регламентом, распределением ролей, анализирует и оценивает деятельность каждого участника микрогруппы в соответствии с заданной ролью.
Докладчик – выступает с докладом по проекту.
Визуализаторы – оформляют проект.
Эксперты по оцениванию проектов – оценивают и анализируют работу микрогрупп.
VI. Работа в микрогруппах над содержательной стороной проекта с различными источниками информации по исследуемой проблеме - рекомендованы учебники: С.А. Козловой, Т.А. Куликовой Дошкольная педагогика, Дошкольная педагогика / под ред. В.И. Ядэшко, методические пособия – Е.А. Алябьева Тематические дни и недели в детском саду. Планирование и конспекты – М., 2005; Н.В. Микляева Программа развития и образовательная программа ДОУ: технология составления, концепция - М., 2005.; планы воспитательно-образовательной работы, составленные и используемые воспитателями ДОУ, статьи журналов «Дошкольное воспитание», «Ребенок в детском саду».
VII. Оценивание результатов I этапа (рефлексия)
VIII. Подведение итогов урока.
II этап
3-4 урок
Цель урока: разработать оптимальные план-схемы для календарного планирования воспитательно-образовательной работы в ДОУ.
Методы:
- инструктивный;
- анализ обработки полученных результатов;
- эвристический;
- диалогический;
- стимулирование познавательного интереса.
Средства обучения на уроке:
- схемы планирования, используемые педагогами ДОУ;
- требования к планированию;
- условия планирования;
- таблица оценивания деятельности собственной микрогруппы
Структура урока:
I. Организационный этап
II. Разработка микрогруппами план-схем для календарного планирования
воспитательно-образовательной работы в ДОУ.
III. Оценивание результатов II этапа (рефлексия)
IV. Подведение итогов урока.
III этап
5-6 урок
Цель урока: оформить и представить разработанные план-схемы для календарного планирования воспитательно-образовательной работы в ДОУ.
Методы:
- эвристический;
- инструктивный;
- диалогический.
Средства обучения на уроке:
- схемы планирования, используемые педагогами ДОУ;
- схемы планирования, выполненные учащимися;
- классная доска;
- материалы для оформления план-схем (ватманы канцелярские принадлежности);
- требования к планированию;
- условия планирования;
- правила работы в микрогруппе;
- таблица оценивания деятельности собственной микрогруппы;
- таблица оценивания проекта.
Структура урока:
I. Организационный этап.
II. Актуализация знаний.
III. Мотивация к применению знаний в конкретных ситуациях.
IV. Подготовка проектов к презентации.
V. Презентация проектов.
VI. Оценивание результатов проекта (рефлексия).
VII. Подведение итогов урока.
Система действий преподавателя и студентов на итоговом уроке
Этапы урока |
Длительность |
Деятельность преподавателя |
Деятельность студентов |
I. Организацио-нный |
3 мин. |
Приветствие Сообщение темы и плана урока: 1. Актуальность проблемы планирования воспитательно-образовательной работы ДОУ. 2. Подготовка проектов к презентации. 3. Презентация проектов – защита разработанных план-схем планирования. |
Приветствие Ознакомление с планом деятельности |
II. Актуализация знаний |
10 мин |
Организация беседы по основным
изученным вопросам темы: §1 Значение планирования воспитательно-образовательной работы в ДОУ. §2 Требования к планированию. §3 Условия планирования §4 Прогнозирование последствий методически неграмотного планирования. |
Ответы на поставленные вопросы |
III. Мотивация к применению знаний в конкретных ситуациях |
3 мин |
Акцентирование внимания на проблеме исследования и постановке задач: решение проблемы как применение единой оптимальной схемы планирования воспитательно-образовательной работы ДОУ, позволит на преддипломной педагогической практике ежедневно методически грамотно планировать разнообразную деятельность детей дошкольного возраста в любой возрастной группе. | Участие в беседе |
IV. Напоминание правил работы в микрогруппе |
1 мин. |
Напоминание участникам микрогрупп правил совместной работы. | Чтение правила работы в микрогруппе |
V. Подготовка проектов к презентации |
30 мин. |
Консультирование, координирование и стимулирование деятельности участников микрогрупп | Участие в подготовке проекта к защите в соответствии с ролью. |
VI. Ознакомление с критериями оценивания презентаций |
1 мин. |
Ознакомление участников микрогрупп с критериями оценивания презентаций | Ознакомление с критериями оценивания презентаций |
VII. Презентация проектов по подгруппам | 25 мин (для каждой микрогуппы - 5 мин на презентацию и 3 мин на вопросы оппонентов) |
Организация экспертизы | Защита разработанных в микрогруппах план-схемы воспитательно-образовательной работы в ДОУ |
VIII. Рефлексия | 10 мин. |
Подведение итогов, оценивание деятельности участников микрогрупп с учетом их оценок. | Осуществление рефлексии процесса, себя в нем с учетом оценки других. |
В процессе деятельности студентами были разработаны и представлены следующие план-схемы для календарного планирования воспитательно-образовательной работы в ДОУ