В современных условиях развития прогресса образование приобретает определяющую роль, и образованный человек понимает и принимает необходимость учиться непрерывно, искать новые механизмы накопления, передачи и усвоения знаний. Поэтому одним из приоритетных направлений развития общества является информатизация образования.
Процесс информатизации образования требует не только новых технических средств, но и новых форм и методов преподавания, нового подхода к процессу обучения.
Еще в XIX веке К.Д. Ушинский писал, что главная цель учителя « …не передача фактов, посредством их изложения (ученику), но свободное развитие (его) сознания в определенном направлении…». В наше время эти слова становятся самой актуальной целью образования. Школа будущего, на наш взгляд, школа, ядро которой – союз «учитель-ученик», где учитель не просто излагает факты, а вводит ученика в увлекательный мир, где ему предстоит самостоятельно искать, добывать, анализировать, представлять и передавать другим информацию. Вот почему невозможно представить школу будущего вне зоны использования информационно – коммуникационных технологий. Мультимедиа и гипермедиа становятся важнейшей частью общеобразовательной среды.
Сегодня на уроках иностранного языка применение этих средств идет в основном в рамках внеурочной системы. Причины понятны: нехватка технических средств, учителей, освоивших компьютер, учебного времени и, самое главное - недостаток образовательных программных продуктов, т.е. электронных учебников. Именно с этой проблемой мы сталкиваемся чаще всего.
Любой язык – сложная, развивающаяся система с постоянно меняющимися произношением, грамматикой, написанием слов, структурой. Вот почему учебники по иностранному языку устаревают гораздо быстрее, чем по другим предметам. По сравнению с обычным, электронный учебник имеет ряд преимуществ:
- презентационная составляющая, содержащая основную информационную часть курса, упражнения и тесты, позволяющие контролировать прочность усвоения знаний;
- справочная система по работе с элементами управления работой учебника;
- дополнительная видеоинформация, возможность включения видеоклипов, анимации, аудио и музыкального сопровождения;
- возможность постоянного обновления, редактирования и копирования информации.
Анализируя все обнаруженные нами в Интернете и на прилавках магазинов электронные учебники по французскому языку, мы пришли к следующим выводам:
- в Интернете - большая их часть – это отсканированные книжные тексты, пользоваться которыми весьма неудобно;
- в магазинах встречается качественный программный продукт, но из-за своей стоимости его нельзя назвать общедоступным.
Очевидно, что задачу оснащения школы обучающими программами предстоит решить поколению сегодняшних школьников. Почему бы не начать подготовку к реализации этой программы прямо сейчас?
Мы попытались это сделать в рамках проекта «Создание электронного приложения к курсу грамматики французского языка» вместе с учениками 11 класса информационно-технологического профиля.
Почему мы обратились к грамматическому аспекту? Изучение грамматики трудно назвать увлекательным процессом. Это требует от учащихся кропотливой работы, заучивания наизусть, монотонного выполнения большого количества упражнений, подбор которых в учебниках не всегда соответствует конкретной образовательной ситуации.
Можно ли сделать процесс освоения грамматической стороной речи интересным, продуктивным и творческим, используя возможности информационных технологий?
Поиск учащимися ответа на этот вопрос и стал основой проекта «Создание электронного приложения к курсу грамматики французского языка». Конечным продуктом проекта стали мультимедийные презентации <Приложение1>, посвященные различным явлениям французской грамматики, положившие начало школьной медиатеки. Как значимые для нас, мы хотели бы отметить и другие результаты проекта:
- Проект осуществлялся в атмосфере творческого подъема, успешности, взаимопомощи и осознанности. Каждый ученик в любой отрезок времени знал, что и для чего он делает, на каком этапе работы находится, при этом, оставаясь свободным в выборе формы и содержания в условиях заявленной им темы. Участники проекта охотно обменивались информацией, делились творческими и техническими находками.
- Роль учителя не была доминирующей - консультант и организатор процесса, не подавляющий своим превосходством в знаниях (иногда и учителю было чему поучиться), что способствовало проявлению творческой активности, инициативности и самостоятельности мышления учащихся.
- Межпредметная интеграция (французский язык + информатика) позволила учащимся освоить новые возможности сбора информации (в том числе с помощью поисковых систем Интернета на французском языке) и ее оформления для последующей передачи.
- Резонанс в среде старшеклассников - ученики других классов выразили свое желание участвовать в проекте, поступили предложения создать электронную «начинку» к курсу страноведения.
Предлагаемая нами форма использования информационных технологий на уроке иностранного языка позволяет обеспечить дифференциацию обучения с учетом способностей учащихся, их уровня обученности, склонностей и дает возможность каждому из них выполнять задание в удобном для него темпе. Творческая инициатива и самостоятельность ограничиваются лишь коллективно разработанными требованиями к содержанию и форме проектной работы. Продолжительность проекта также не ограничивается учебными часами, его форма, атмосфера ответственности стимулируют учащихся к серьезной самостоятельной работе во внеурочное время.
Приведенная ниже схема-описание проекта и его этапов - универсальна и применима, на наш взгляд, не только на уроках французского языка. При внесении изменений, касающихся специфики конкретной учебной дисциплины, она может стать основой для создания мультимедийных приложений к курсу любого школьного предмета.
А главный итог этой работы - это то, о чем когда-то говорил К.Д.Ушинский – «свободное развитие сознания», дающее возможность самому обучающемуся создать учебный комплекс, уникальная возможность не только стать партнером учителя, но и самому побыть в его роли, движение от стереотипа противопоставления к союзу «ученик- учитель».
Проект «Создание электронного приложения к курсу грамматики французского языка»
- по доминирующему виду деятельности – творческо-информационный
- по предметно-содержательной области – межпредметный (французский язык, информатика, технология)
- по характеру координации – проект с открытой координацией
- по характеру контактов – внутренний
- по количеству участников – групповой
- по продолжительности – средней продолжительности (20 часов)
- конечный результат – сборник мультимедийных презентаций различных явлений французской грамматики
- этапы реализации проекта:
1. Планирование учителем проекта.
Постановка задач
- систематизация ранее полученных языковых, речевых, социолингвистических и социокультурных знаний и навыков
- расширение и углубление всех видов коммуникативной компетенции;
- развитие межпредметной интеграции (французский язык, информатика, технология)
- развитие умений в самообразовании посредством французского языка
- активизация познавательной и творческой деятельности учащихся в процессе решения реальной задачи (ученик не пассивный потребитель мультимедийного продукта, а его создатель)
- сплочение участников проекта посредством проектной деятельности и групповой работы
- воспитание чувства ответственности за общее дело
Определение стратегии
- прогнозирование потенциальных сложностей и помощи, которую можно оказать ученикам, не предлагая готовых решений
- планирование серии уроков
2. Выдвижение идеи учителем и её обсуждение в классе
Постановка проблемного вопроса:
- Можно ли сделать процесс освоения грамматической стороной речи интересным, продуктивным, творческим, используя возможности информационных технологий?
Предложение учителем формы конечного продукта (мультимедийной презентации)
- Учитель демонстрирует учащимся образец мультимедийной презентации (на любую тему), обращая их внимание на доступность программы PowerPoint и неограниченные возможности для творчества, которые она предоставляет (сочетание графики, цвета, анимации, звука)
Определение возможности практического применения конечного продукта проекта
- использование на уроках французского языка, для дополнительных внеурочных занятий, в том числе и на домашнем компьютере, возможность распечатки теории и тестов для работы в классе и дома, публикация на школьном сайте
3. Обсуждение содержания проекта
Разработка требований к содержанию проекта
- конечный мультимедийный продукт должен объединить несколько индивидуальных проектов, посвященных разным грамматическим темам
- информативная часть должна быть сжата, структурирована и представлена в виде законченных фрагментов с ограниченным числом новых понятий
- в качестве иллюстраций к объяснению конкретного грамматического явления возможно использование всего, что позволяет увидеть его объемно, прочувствовать его значение и значимость как явления речи: рисунков, фотографий, аудио и видеосопровождения, цитат, фрагментов литературных произведений, портретов их авторов, таблицы
- система проверки знаний должна представлять собой тесты и упражнения с ключами
Выбор тем индивидуальных проектов.
4. Планирование структуры презентации.
Разработка требований к структуре презентации
- Каждый индивидуальный проект должен состоять минимум из 10 слайдов, включающих обложку, аннотацию, оглавление, краткое изложение учебного материала, иллюстративную часть, систему проверки знаний, функцию поиска текстовых фрагментов, необходимые ссылки на сайты в Интернете, список источников информации
5. Сбор и накопление информации.
- Поиск необходимой информации в Интернете (сайты на русском и французском языке) и в печатных источниках
6. Анализ и обработка собранной информации.
- Работа с текстом: выделение главного, анализ, синтез и сжатие информации
- Освоение грамматической терминологии
- Перевод текстов с русского на французский и с французского на русский языки
- Составление упражнений и тестов
- Оформление ключей к практической части
7. Оформление результатов.
- Знакомство с программой PowerPoint, с правилами грамотного оформления презентации
- Разработка критериев оценки презентации, в соответствии с которыми учащиеся оформляют свою работу <Приложение 2>.
8. Демонстрация и защита работ.
- Самопрезентация
- Дискуссия
9. Анализ итогов проекта
- Оценка и самооценка деятельности учащихся,
- Анализ выполненной работы, подведение итогов
- Обобщение материалов