Использование информационных технологий на уроках французского языка

Разделы: Иностранные языки


В современных условиях развития прогресса образование приобретает определяющую роль, и образованный человек понимает и принимает необходимость учиться непрерывно, искать новые механизмы накопления, передачи и усвоения знаний. Поэтому одним из приоритетных направлений развития общества является информатизация образования.

Процесс информатизации образования требует не только новых технических средств, но и новых форм и методов преподавания, нового подхода к процессу обучения.

Еще в XIX веке К.Д. Ушинский писал, что главная цель учителя « …не передача фактов, посредством их изложения (ученику), но свободное развитие (его) сознания в определенном направлении…». В наше время эти слова становятся самой актуальной целью образования. Школа будущего, на наш взгляд, школа, ядро которой – союз «учитель-ученик», где учитель не просто излагает факты, а вводит ученика в увлекательный мир, где ему предстоит самостоятельно искать, добывать, анализировать, представлять и передавать другим информацию. Вот почему невозможно представить школу будущего вне зоны использования информационно – коммуникационных технологий. Мультимедиа и гипермедиа становятся важнейшей частью общеобразовательной среды.

Сегодня на уроках иностранного языка применение этих средств идет в основном в рамках внеурочной системы. Причины понятны: нехватка технических средств, учителей, освоивших компьютер, учебного времени и, самое главное - недостаток образовательных программных продуктов, т.е. электронных учебников. Именно с этой проблемой мы сталкиваемся чаще всего.

Любой язык – сложная, развивающаяся система с постоянно меняющимися произношением, грамматикой, написанием слов, структурой. Вот почему учебники по иностранному языку устаревают гораздо быстрее, чем по другим предметам. По сравнению с обычным, электронный учебник имеет ряд преимуществ:

  • презентационная составляющая, содержащая основную информационную часть курса, упражнения и тесты, позволяющие контролировать прочность усвоения знаний;
  • справочная система по работе с элементами управления работой учебника;
  • дополнительная видеоинформация, возможность включения видеоклипов, анимации, аудио и музыкального сопровождения;
  • возможность постоянного обновления, редактирования и копирования информации.

Анализируя все обнаруженные нами в Интернете и на прилавках магазинов электронные учебники по французскому языку, мы пришли к следующим выводам:

  • в Интернете - большая их часть – это отсканированные книжные тексты, пользоваться которыми весьма неудобно;
  • в магазинах встречается качественный программный продукт, но из-за своей стоимости его нельзя назвать общедоступным.

Очевидно, что задачу оснащения школы обучающими программами предстоит решить поколению сегодняшних школьников. Почему бы не начать подготовку к реализации этой программы прямо сейчас?

Мы попытались это сделать в рамках проекта «Создание электронного приложения к курсу грамматики французского языка» вместе с учениками 11 класса информационно-технологического профиля.

Почему мы обратились к грамматическому аспекту? Изучение грамматики трудно назвать увлекательным процессом. Это требует от учащихся кропотливой работы, заучивания наизусть, монотонного выполнения большого количества упражнений, подбор которых в учебниках не всегда соответствует конкретной образовательной ситуации.

Можно ли сделать процесс освоения грамматической стороной речи интересным, продуктивным и творческим, используя возможности информационных технологий?

Поиск учащимися ответа на этот вопрос и стал основой проекта «Создание электронного приложения к курсу грамматики французского языка». Конечным продуктом проекта стали мультимедийные презентации <Приложение1>, посвященные различным явлениям французской грамматики, положившие начало школьной медиатеки. Как значимые для нас, мы хотели бы отметить и другие результаты проекта:

  • Проект осуществлялся в атмосфере творческого подъема, успешности, взаимопомощи и осознанности. Каждый ученик в любой отрезок времени знал, что и для чего он делает, на каком этапе работы находится, при этом, оставаясь свободным в выборе формы и содержания в условиях заявленной им темы. Участники проекта охотно обменивались информацией, делились творческими и техническими находками.
  • Роль учителя не была доминирующей - консультант и организатор процесса, не подавляющий своим превосходством в знаниях (иногда и учителю было чему поучиться), что способствовало проявлению творческой активности, инициативности и самостоятельности мышления учащихся.
  • Межпредметная интеграция (французский язык + информатика) позволила учащимся освоить новые возможности сбора информации (в том числе с помощью поисковых систем Интернета на французском языке) и ее оформления для последующей передачи.
  • Резонанс в среде старшеклассников - ученики других классов выразили свое желание участвовать в проекте, поступили предложения создать электронную «начинку» к курсу страноведения.

Предлагаемая нами форма использования информационных технологий на уроке иностранного языка позволяет обеспечить дифференциацию обучения с учетом способностей учащихся, их уровня обученности, склонностей и дает возможность каждому из них выполнять задание в удобном для него темпе. Творческая инициатива и самостоятельность ограничиваются лишь коллективно разработанными требованиями к содержанию и форме проектной работы. Продолжительность проекта также не ограничивается учебными часами, его форма, атмосфера ответственности стимулируют учащихся к серьезной самостоятельной работе во внеурочное время.

Приведенная ниже схема-описание проекта и его этапов - универсальна и применима, на наш взгляд, не только на уроках французского языка. При внесении изменений, касающихся специфики конкретной учебной дисциплины, она может стать основой для создания мультимедийных приложений к курсу любого школьного предмета.

А главный итог этой работы - это то, о чем когда-то говорил К.Д.Ушинский – «свободное развитие сознания», дающее возможность самому обучающемуся создать учебный комплекс, уникальная возможность не только стать партнером учителя, но и самому побыть в его роли, движение от стереотипа противопоставления к союзу «ученик- учитель».

Проект «Создание электронного приложения к курсу грамматики французского языка»

  • по доминирующему виду деятельности – творческо-информационный
  • по предметно-содержательной области – межпредметный (французский язык, информатика, технология)
  • по характеру координации – проект с открытой координацией
  • по характеру контактов – внутренний
  • по количеству участников – групповой
  • по продолжительности – средней продолжительности (20 часов)
  • конечный результат – сборник мультимедийных презентаций различных явлений французской грамматики
  • этапы реализации проекта:

1. Планирование учителем проекта.

Постановка задач

  • систематизация ранее полученных языковых, речевых, социолингвистических и социокультурных знаний и навыков
  • расширение и углубление всех видов коммуникативной компетенции;
  • развитие межпредметной интеграции (французский язык, информатика, технология)
  • развитие умений в самообразовании посредством французского языка
  • активизация познавательной и творческой деятельности учащихся в процессе решения реальной задачи (ученик не пассивный потребитель мультимедийного продукта, а его создатель)
  • сплочение участников проекта посредством проектной деятельности и групповой работы
  • воспитание чувства ответственности за общее дело

Определение стратегии

  • прогнозирование потенциальных сложностей и помощи, которую можно оказать ученикам, не предлагая готовых решений
  • планирование серии уроков

2. Выдвижение идеи учителем и её обсуждение в классе

Постановка проблемного вопроса:

  • Можно ли сделать процесс освоения грамматической стороной речи интересным, продуктивным, творческим, используя возможности информационных технологий?

Предложение учителем формы конечного продукта (мультимедийной презентации)

  • Учитель демонстрирует учащимся образец мультимедийной презентации (на любую тему), обращая их внимание на доступность программы PowerPoint и неограниченные возможности для творчества, которые она предоставляет (сочетание графики, цвета, анимации, звука)

Определение возможности практического применения конечного продукта проекта

  • использование на уроках французского языка, для дополнительных внеурочных занятий, в том числе и на домашнем компьютере, возможность распечатки теории и тестов для работы в классе и дома, публикация на школьном сайте

3. Обсуждение содержания проекта

Разработка требований к содержанию проекта

  • конечный мультимедийный продукт должен объединить несколько индивидуальных проектов, посвященных разным грамматическим темам
  • информативная часть должна быть сжата, структурирована и представлена в виде законченных фрагментов с ограниченным числом новых понятий
  • в качестве иллюстраций к объяснению конкретного грамматического явления возможно использование всего, что позволяет увидеть его объемно, прочувствовать его значение и значимость как явления речи: рисунков, фотографий, аудио и видеосопровождения, цитат, фрагментов литературных произведений, портретов их авторов, таблицы
  • система проверки знаний должна представлять собой тесты и упражнения с ключами

Выбор тем индивидуальных проектов.

4. Планирование структуры презентации.

Разработка требований к структуре презентации

  • Каждый индивидуальный проект должен состоять минимум из 10 слайдов, включающих обложку, аннотацию, оглавление, краткое изложение учебного материала, иллюстративную часть, систему проверки знаний, функцию поиска текстовых фрагментов, необходимые ссылки на сайты в Интернете, список источников информации

5. Сбор и накопление информации.

  • Поиск необходимой информации в Интернете (сайты на русском и французском языке) и в печатных источниках

6. Анализ и обработка собранной информации.

  • Работа с текстом: выделение главного, анализ, синтез и сжатие информации
  • Освоение грамматической терминологии
  • Перевод текстов с русского на французский и с французского на русский языки
  • Составление упражнений и тестов
  • Оформление ключей к практической части

7. Оформление результатов.

  • Знакомство с программой PowerPoint, с правилами грамотного оформления презентации
  • Разработка критериев оценки презентации, в соответствии с которыми учащиеся оформляют свою работу <Приложение 2>.

8. Демонстрация и защита работ.

  • Самопрезентация
  • Дискуссия

9. Анализ итогов проекта

  • Оценка и самооценка деятельности учащихся,
  • Анализ выполненной работы, подведение итогов
  • Обобщение материалов

Приложение 3