Тема урока: "Охрана растений". Окружающий мир. 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Задачи:

  1. Обобщить и расширить знания об использовании неживой природы, причинах ее загрязнения, о значении растений в природе.
  2. На конкретных примерах показать влияние человека на растительный мир Арчекаса.
  3. Воспитывать бережное отношение к растениям, подготовить обучающихся к осмыслению необходимости сохранять и приумножать природные богатства нашего края.

Ход урока. 

1. Проверка домашнего задания.

Тест.

  • Помидору, чтобы выросат сочным нужна хорошая ………
    а) почва
    б) вода
    в) воздух
  • Слой почвы толщиной 18 см. вода может смыть в лесу за 50 тыс. лет, а там где нет растений, всего за 15 лет. Как можно защитить почву?
    а) хорошо поливать
    б) посадить растения
    в) внести много удобрений
  • Через нос проходит в грудь,
    И обратно держит путь.
    Он невидимый, и все же
    Без него мы жить не можем.
    а) пыль
    б) дым
    в) воздух
  • Как можно помочь сохранить чистый воздух?
    а) посадить растения
    б) использовать животных вместо машин
  • Не умыться, не напиться,
    Листику не распуститься,
    Без нее прожить не могут
    Птица, зверь и человек.
    И поэтому всегда,
    Всем везде нужна …….
    а) вода
    б) пища
    в) одежда

2. Сообщение темы урока.

Тема нашего урока: Охрана растений.

Девиз урока: «Берегите девочки и мальчики синь озер и лесную красу».

3. Формирование новых знаний.

1. Беседа.

- Какое значение имеет лес в природе и в жизни человека?

(по ответам детей составляется схема.)

ЛЕС ___________ дом для растений, животных
____________ защитник воздуха, водоемов, почвы
____________ место отдыха человека
____________ источник ягод, грибов, лекарственных растений
____________ источник древесины

- Могли бы животные и люди жить на земле без растений?

(ответы детей )

- Какие же выводы из этого можно сделать?

Заказник Арчекас.

  • У природы человек берет все, что ему необходимо. Вот почему к ней надо относиться бережно. Для этого созданы специальные места, где можно наблюдать за растениями.

- Как называются такие места? (заказник )

  • Заказник - место, находящиеся под запретом, чтобы сохранить редких животных, растения. Арчекас – заказник. Там на небольшой площади можно встретить и тундровую растительность с карликовыми березками, растительность степей с ее шелковистым ковылем, лесостепные места и болота. Для того чтобы сохранить этот уникальный уголок в 1991 году Арчекас был объявлен заказником.

- Найдите на карте Кемеровской области заказник Арчекас.

Редкие и исчезающие растения.

- Какие редкие и исчезающие растения нашего края вы знаете?
- Кто видел эти растения?
- Где вы их видели?

  • С каждым годом под влиянием деятельности человека все больше растений исчезает с лица земли. Поэтому встала необходимость составить списки животных и растений, которых осталось очень мало. Так в Красную книгу попало растение, растущее у нас на Арчекасе. Это башмачок настоящий. Раньше встречался на всей территории России, но места обитания постепенно сокращаются из-за вырубки лесов.
  • Растут у нас и растения, которые нуждаются в охране. Любка двулистная, ее еще называют ночной фиалкой, т.к. вечером аромат растений становится сильней. Из-за массовых сборов букетов ее становится мало.
  • Кубышка – цветы плавают на поверхности воды. Растет в стоячих водах. Стала редкостью.

- Ребята, как вы думаете, что сказали бы растения вам, если бы умели говорить? (ответы детей )

Вывод:

- Массовый сбор цветов для букетов приводит к тому, что численность красивых цветов резко сокращается.

- Срывая цветы, мы не даем созреть семенам и лишаем растение возможности размножаться. Старые экземпляры рано или поздно отомрут, а смены им не будет.

- Опасно и другое. Мало кто рвет цветы аккуратно. Нередко, срывая цветок, растение выдергивают с корнем.

- Собирая букеты, мы топчем много растений, обламываем стебли, давим почки. Некоторые растения не выносят даже слабого вытаптывания и быстро погибают.

2. Работа по учебнику.

Прочитайте, какие еще виды дикорастущих растений становятся редкими?

Лекарственные растения.

1. Беседа.

  • Если мы посмотрим на карту Мариинского района, то увидим, что растительный мир очень богат.
  • Какие деревья и кустарники растут у нас, мы узнаем, если ответим на вопросы.

2. Игра "знай нас"

- Ягоды на этом дереве могут висеть всю зиму, и чем крепче прихватит их мороз, тем слаще они будут.
- Ствол этого дерева прохладен даже на солнцепеке. Такое может быть только у одного дерева в мире: ведь это единственное дерево с белой корой, которая не нагревается на солнце. (береза )
- Ветки этого кустарника покрыты острыми и твердыми колючками. (боярышник)
- Весной это дерево стоит нарядное, будто все в белой пене. И запах его цветов чувствуется издалека. (черемуха )
- Голубая поляна? Разве такое бывает? Она вся покрыта низкими кустарниками, а на них висят голубые плоды. (голубика )
- Этот кустарник ближайший родственник садовой красавицы, царицы цветов розы. (шиповник )

- Что объединяет эти деревья и кустарники? (они лекарственные )

3. Работа по учебнику.

- О каких лекарственных растениях вы узнали из учебника?

4. Работа в тетрадях.

- Запишите лекарственные растения, которые встречаются в нашей местности.

Итог урока:

- Что ты можешь сделать для охраны растений?

- О чем должны помнить ребята, находясь в лесу, в поле, у реки?