Задачи:
- Обобщить и расширить знания об использовании неживой природы, причинах ее загрязнения, о значении растений в природе.
- На конкретных примерах показать влияние человека на растительный мир Арчекаса.
- Воспитывать бережное отношение к растениям, подготовить обучающихся к осмыслению необходимости сохранять и приумножать природные богатства нашего края.
Ход урока.
1. Проверка домашнего задания.
Тест.
- Помидору, чтобы выросат сочным нужна хорошая
………
а) почва
б) вода
в) воздух - Слой почвы толщиной 18 см. вода может смыть в лесу
за 50 тыс. лет, а там где нет растений, всего за 15
лет. Как можно защитить почву?
а) хорошо поливать
б) посадить растения
в) внести много удобрений - Через нос проходит в грудь,
И обратно держит путь.
Он невидимый, и все же
Без него мы жить не можем.
а) пыль
б) дым
в) воздух - Как можно помочь сохранить чистый воздух?
а) посадить растения
б) использовать животных вместо машин - Не умыться, не напиться,
Листику не распуститься,
Без нее прожить не могут
Птица, зверь и человек.
И поэтому всегда,
Всем везде нужна …….
а) вода
б) пища
в) одежда
2. Сообщение темы урока.
Тема нашего урока: Охрана растений.
Девиз урока: «Берегите девочки и мальчики синь озер и лесную красу».
3. Формирование новых знаний.
1. Беседа.
- Какое значение имеет лес в природе и в жизни человека?
(по ответам детей составляется схема.)
ЛЕС | ___________ дом для растений, животных |
____________ защитник воздуха, водоемов, почвы | |
____________ место отдыха человека | |
____________ источник ягод, грибов, лекарственных растений | |
____________ источник древесины |
- Могли бы животные и люди жить на земле без растений?
(ответы детей )
- Какие же выводы из этого можно сделать?
Заказник Арчекас.
- У природы человек берет все, что ему необходимо. Вот почему к ней надо относиться бережно. Для этого созданы специальные места, где можно наблюдать за растениями.
- Как называются такие места? (заказник )
- Заказник - место, находящиеся под запретом, чтобы сохранить редких животных, растения. Арчекас – заказник. Там на небольшой площади можно встретить и тундровую растительность с карликовыми березками, растительность степей с ее шелковистым ковылем, лесостепные места и болота. Для того чтобы сохранить этот уникальный уголок в 1991 году Арчекас был объявлен заказником.
- Найдите на карте Кемеровской области заказник Арчекас.
Редкие и исчезающие растения.
- Какие редкие и исчезающие растения нашего края вы знаете?
- Кто видел эти растения?
- Где вы их видели?
- С каждым годом под влиянием деятельности человека все больше растений исчезает с лица земли. Поэтому встала необходимость составить списки животных и растений, которых осталось очень мало. Так в Красную книгу попало растение, растущее у нас на Арчекасе. Это башмачок настоящий. Раньше встречался на всей территории России, но места обитания постепенно сокращаются из-за вырубки лесов.
- Растут у нас и растения, которые нуждаются в охране. Любка двулистная, ее еще называют ночной фиалкой, т.к. вечером аромат растений становится сильней. Из-за массовых сборов букетов ее становится мало.
- Кубышка – цветы плавают на поверхности воды. Растет в стоячих водах. Стала редкостью.
- Ребята, как вы думаете, что сказали бы растения вам, если бы умели говорить? (ответы детей )
Вывод:
- Массовый сбор цветов для букетов приводит к тому, что численность красивых цветов резко сокращается.
- Срывая цветы, мы не даем созреть семенам и лишаем растение возможности размножаться. Старые экземпляры рано или поздно отомрут, а смены им не будет.
- Опасно и другое. Мало кто рвет цветы аккуратно. Нередко, срывая цветок, растение выдергивают с корнем.
- Собирая букеты, мы топчем много растений, обламываем стебли, давим почки. Некоторые растения не выносят даже слабого вытаптывания и быстро погибают.
2. Работа по учебнику.
Прочитайте, какие еще виды дикорастущих растений становятся редкими?
Лекарственные растения.
1. Беседа.
- Если мы посмотрим на карту Мариинского района, то увидим, что растительный мир очень богат.
- Какие деревья и кустарники растут у нас, мы узнаем, если ответим на вопросы.
2. Игра "знай нас"
- Ягоды на этом дереве могут висеть всю зиму, и чем крепче прихватит их мороз, тем слаще они будут.
- Ствол этого дерева прохладен даже на солнцепеке. Такое может быть только у одного дерева в мире: ведь это единственное дерево с белой корой, которая не нагревается на солнце. (береза )
- Ветки этого кустарника покрыты острыми и твердыми колючками. (боярышник)
- Весной это дерево стоит нарядное, будто все в белой пене. И запах его цветов чувствуется издалека. (черемуха )
- Голубая поляна? Разве такое бывает? Она вся покрыта низкими кустарниками, а на них висят голубые плоды. (голубика )
- Этот кустарник ближайший родственник садовой красавицы, царицы цветов розы. (шиповник )
- Что объединяет эти деревья и кустарники? (они лекарственные )
3. Работа по учебнику.
- О каких лекарственных растениях вы узнали из учебника?
4. Работа в тетрадях.
- Запишите лекарственные растения, которые встречаются в нашей местности.
Итог урока:
- Что ты можешь сделать для охраны растений?
- О чем должны помнить ребята, находясь в лесу, в поле, у реки?