Обобщающий урок по теме: "Проценты". 5-й класс

Разделы: Математика

Класс: 5


Цели урока

Задачи:

Обучающие:

  • Проверить в игровой форме теоретические знания и практические навыки и умения по теме “Задачи на проценты ” с привлечением максимального числа задач разного уровня сложности.
  • Активизировать мыслительную деятельность учащихся посредством участия каждого из них в игре.

Развивающие:

  • Формирование умений сравнивать, находить ошибки при решении задач;
  • Развитие внимания, повышение способности к сосредоточению;
  • Развитие у учащихся самостоятельности в нахождении правильного выбора.
  • Развитие внимания, математического мышления, находчивости, сообразительности, памяти.
  • Расширение кругозора.

Воспитательные:

  • Содействовать формированию мировоззренческих понятий;
  • Воспитание уважительного отношения друг к другу и умение коллективно работать, Формирование у учащихся познавательного интереса к математике.
  • Воспитывать у учащихся стремление к непрерывному совершенствованию своих знаний.
  • Самооценка своих знаний в сравнении со знаниями одноклассников.

Оборудование: графопроектор, таблички с названием команд, сводная итоговая таблица, карточки с номерами 1, 2, 3; конверты с заданиями, слайды, призы (по возможности).

Этапы урока.

I. Ознакомление с темой урока, постановка его целей. – 3 мин.

II. Систематизация знаний и умений по пройденному материалу. - 35 мин.

1. Разминка. - 5 мин.
2. Гонка за лидером. - 7 мин.
3. Игра “Третий лишний”. - 3 мин.
4. Физическая пауза. - 3 мин.
5. Выбор варианта. - 7 мин.
6. Реклама. - 5 мин.
7. Работа с клиентами. - 5 мин.

III. Подведение итогов по таблице. – 2 мин.

Этапы урока построены по степени сложности от простого к сложному. Этапы игры чередуют устные задания с письменными решениями. Удачно вставлена физпауза в середине урока связанная непосредственно с темой урока, где надо правильно выбрать теловращения либо это хлопок руками над головой либо это поклон либо приседание.

Использование ТСО и наглядности.

На таких уроках, как урок-игра, урок-обобщение обязательно должна присутствовать наглядность и различного рода средства технического обслуживания. На первом этапе “Разминка” у капитанов команд в руках сигнальные карточки либо с № команд либо с названиями команд, что позволяет быстро учителю среагировать на готовый ответ.

На втором этапе “Гонка за лидером” после ответа всей команды на карточках-заданиях с помощью заготовленного кодопозитива можно проверить правильность ответа на графопроекторе. Это позволит сэкономить время и дети будут знать свои ошибки.

Также очень удобно использовать графопроектор на третьем этапе Игра “Третий лишний”. Все задания учащиеся не должны видеть сразу, а только раздельно и по очереди. На этом этапе игры очень помогают быстро сосчитать результат сигнальные карточки с №1, №2, №3, которые находятся у каждого ученика. Эти сигнальные карточки нужны на этапе “Реклама”, когда нужно определить и показать один из трех типов задач на проценты.

Можно быстро, затратив мало времени, проверить решения и ответы на этапах “Выбор варианта” и “Работа с клиентами” с помощью графопроектора. И на завершающем этапе все результаты заносятся в таблицу. Эту таблицу можно заготовить на доске или же заранее на ватмане.

ХОД УРОКА

I. Ознакомление с темой урока, постановка его целей.

Представление участников игры:

  • Коммерческий банк "Рассвет",
  • Строительный трест "Изба",
  • Речное пароходство “Лена”,
  • Лесопромышленный холдинг “Тайга”.

Участников игры ожидает:

  1. реклама,
  2. разминка,
  3. игра “Третий лишний”,
  4. выбор варианта,
  5. работа с клиентами,
  6. гонка за лидером.

Результаты заносятся в таблицу. После завершения подводятся итоги.

II. Систематизация знаний и умений по пройденному материалу.

1. Разминка.

Первой отвечает та команда, капитан которой поднял первым название своей команды после совместно принятого решения.

1. Я задумала 2 числа. Нашла 1% каждого из них. Полученные числа оказались равны. Может ли такое быть?

2. Теперь вы задумайте дробь . Умножьте ее на 100. Найдите 1% полученного числа. Какое число вы задумали? Почему?

3. Число 210 увеличили на 100%. Сколько стало?

4. Число 120 увеличили на 50%. Сколько стало?

5. Сколько было, если после увеличения на 100% стало 120.

6. Сколько было , если после увеличения на 50% стало 150.

7. Сколько было, если после уменьшения на 10% стало 100.

8. Какой % составляет 18 от 100?

2. Гонка за лидером.

Работники банков, трестов и пароходства должны быть очень внимательны. В случае отсутствия этого качества им грозят большие неприятности.

Команда получает конверт с заданием и вместе отвечают.

Задание: Ответьте на вопрос. Верны ли утверждения?

Если верное, то поставьте знак “+”, если неверное то поставьте знак “-“ напротив утверждения.

Утверждение. Знаки “+” или “-”
1. Чтобы выразить число в % , надо его умножить на 100.  
2. Число 12 это 120%.  
3. Чтобы выразить проценты десятичной дробью, нужно число, стоящее перед знаком % умножить на 100.  
4. 320% соответствует десятичная дробь 3,2.  
5. Три четверти это 25%.  
6. Увеличить в 2 раза – это значит увеличить на 100%.  
7. Чтобы найти число по его проценту, надо это число разделить на соответствующую дробь.  
8. Чтобы найти процент от числа, надо это число разделить на соответствующую дробь.  
9. Чтобы узнать, сколько % одно число составляет от другого, надо первое число умножить на 100 и разделить на общее число.  
10. 10 от 120 составляет 50%.  

3. Игра “Третий лишний”.

Какое из трех чисел лишнее? Указать карточкой с номерами 1; 2; 3. Количество балов равно количеству правильных ответов.

А) 0,24 ; 2 ; 1056. Ответ: 2
Б) 16,03 ; 0,203 ; . Ответ: 3
В) ;. Ответ: 1.

4. Физическая пауза.

Если равенство верное – хлопок над головой, если неверное – поклон (1 столбик) или приседание (2столбик).

0,87=87% (+) 57%=0,57 (+)
1,7=17% (-) 8%=80 (-)
2=20% (-) 240%=2,4 (+)
3,01=301% (+) 30%=0,3 (+)
1,1=110% (+) 482%=48,2 (-)
0,08=0,8% (-) 3%=300 (-).

5. Выбор варианта.

У вашего предприятия есть 2 варианта использования денег. Какой из вариантов вы выберете с выгодой для вашего предприятия.

Команды получают задания в конвертах и решают задачи.

У вашего предприятия есть 2 варианта использования денег.

1. Положить в банк на год 30 тысяч рублей под 8% годовых.

2. Положить в банк на год 40 тысяч рублей под 7% годовых.

Каким вариантом вы воспользуетесь?

Ответ: 2 вариант.

6. Реклама.

На этом этапе вы рекламируете свое предприятие хорошими правильными ответами.

По этим ответам все будут знать, какие специалисты работают на вашем предприятии.

Высоко квалифицированные или нет?

Задание: Определите тип задачи.

1. На клумбе посадили 36 луковиц тюльпанов, это 48% всех купленных луковиц. Сколько всего луковиц купили? ( 2 тип.)

2. Рабочий по плану должен изготовить 250 деталей, но он перевыполнил план на 12%.

Сколько деталей он сделал? (1 тип)

3. При обработке 80 т риса получили 60 т крупы. Найдите процент выхода крупы при обработке риса. (3 тип)

4. В классе 40 учащихся из них на 4 и 5 учатся 18 человек . Чему равен процент качества? (3 тип).

5. Рыбак поймал 14 лещей, что составляет 28% всего улова. Сколько всего рыб поймал рыбак? (2 тип)

6. Масса медвежонка составляет 15% массы белого медведя. Найдите массу медвежонка если белый медведь весит 120 кг. (1 тип).

7. Молоко содержит 6% сливок. Сколько потребуется молока, чтобы получить 12 кг сливок? (2 тип).

7. Работа с клиентами.

Команда получает конверт с заданием и вместе решают и отвечают.

1. В вашем торговом доме цены на фотоаппараты в течении месяца упали на 20%. Какую сумму вы должны взять с клиента, если в начале месяца они стоили 450 руб.

Решение: 450-(450*0,2)=360 руб

2. К вам в банк положили 70 тысяч рублей на 10% годовых. Какую сумму денег вы должны отдать через полгода?

Решение: 70000+(70000*0,1)/2=73500 руб.

III. Подведение итогов по таблице.

Этапы Разминка Гонка за лидером Игра “3 лишний” Выбор варианта Реклама Работа с клиентами Итого
“Рассвет”              
“Изба”              
“Лена”              
“Тайга”              

Возможные варианты.

1. Если в конце урока останется время, то можно предложить ребятам ответить на шуточные вопросы:

Голова Чиполино. (Луковица)

Сумма шальных мыслей Газманова. (Эскадрон)

Делимая часть неубитого медведя. (Шкура)

Просто добавь воды. (Инвайт)

Кошачий месяц. (Март)

Костяная часть Бабы-Яги. (Нога)

По телу бегают, а поймать нельзя. (Мурашки)

Плакучее дерево. (Ива)

Знаменитый мушкетёр, мечтающий стать бароном. (Портос)

Игра в бочонки. (Лото)

Звук издаваемый модой. (Писк)

Избушка для индейца. (Вигвам)

Козёл в детстве. (Козлёнок)

Мудрое время суток. (Утро)

Первая в жизни рубашка. (Распашонка)

Жена в день свадьбы. (Невеста)

Мать мужа. (Свекровь)

Сестра сына моей жены. (Дочь)

Игра с рыбой. (Домино)

Липовая обувь. (Лапти)

Она умирает последней. (Надежда)

Очень большое пирожное. (Торт)

Муж моей бабушки. (Дедушка)

Яйца с молоком в одной сковородке. (Омлет)

2. Если дети очень быстро справляются с работой, можно вставить исторический этап. Рассказать о происхождении слова “процент”, где впервые его начали использовать, что знак % произошел, как предполагают, благодаря опечатке, что обозначает слово “промилле” и его знак 0/00 .