Цели урока
Задачи:
Обучающие:
- Проверить в игровой форме теоретические знания и практические навыки и умения по теме “Задачи на проценты ” с привлечением максимального числа задач разного уровня сложности.
- Активизировать мыслительную деятельность учащихся посредством участия каждого из них в игре.
Развивающие:
- Формирование умений сравнивать, находить ошибки при решении задач;
- Развитие внимания, повышение способности к сосредоточению;
- Развитие у учащихся самостоятельности в нахождении правильного выбора.
- Развитие внимания, математического мышления, находчивости, сообразительности, памяти.
- Расширение кругозора.
Воспитательные:
- Содействовать формированию мировоззренческих понятий;
- Воспитание уважительного отношения друг к другу и умение коллективно работать, Формирование у учащихся познавательного интереса к математике.
- Воспитывать у учащихся стремление к непрерывному совершенствованию своих знаний.
- Самооценка своих знаний в сравнении со знаниями одноклассников.
Оборудование: графопроектор, таблички с названием команд, сводная итоговая таблица, карточки с номерами 1, 2, 3; конверты с заданиями, слайды, призы (по возможности).
Этапы урока.
I. Ознакомление с темой урока, постановка его целей. – 3 мин.
II. Систематизация знаний и умений по пройденному материалу. - 35 мин.
1. Разминка. | - 5 мин. |
2. Гонка за лидером. | - 7 мин. |
3. Игра “Третий лишний”. | - 3 мин. |
4. Физическая пауза. | - 3 мин. |
5. Выбор варианта. | - 7 мин. |
6. Реклама. | - 5 мин. |
7. Работа с клиентами. | - 5 мин. |
III. Подведение итогов по таблице. – 2 мин.
Этапы урока построены по степени сложности от простого к сложному. Этапы игры чередуют устные задания с письменными решениями. Удачно вставлена физпауза в середине урока связанная непосредственно с темой урока, где надо правильно выбрать теловращения либо это хлопок руками над головой либо это поклон либо приседание.
Использование ТСО и наглядности.
На таких уроках, как урок-игра, урок-обобщение обязательно должна присутствовать наглядность и различного рода средства технического обслуживания. На первом этапе “Разминка” у капитанов команд в руках сигнальные карточки либо с № команд либо с названиями команд, что позволяет быстро учителю среагировать на готовый ответ.
На втором этапе “Гонка за лидером” после ответа всей команды на карточках-заданиях с помощью заготовленного кодопозитива можно проверить правильность ответа на графопроекторе. Это позволит сэкономить время и дети будут знать свои ошибки.
Также очень удобно использовать графопроектор на третьем этапе Игра “Третий лишний”. Все задания учащиеся не должны видеть сразу, а только раздельно и по очереди. На этом этапе игры очень помогают быстро сосчитать результат сигнальные карточки с №1, №2, №3, которые находятся у каждого ученика. Эти сигнальные карточки нужны на этапе “Реклама”, когда нужно определить и показать один из трех типов задач на проценты.
Можно быстро, затратив мало времени, проверить решения и ответы на этапах “Выбор варианта” и “Работа с клиентами” с помощью графопроектора. И на завершающем этапе все результаты заносятся в таблицу. Эту таблицу можно заготовить на доске или же заранее на ватмане.
ХОД УРОКА
I. Ознакомление с темой урока, постановка его целей.
Представление участников игры:
- Коммерческий банк "Рассвет",
- Строительный трест "Изба",
- Речное пароходство “Лена”,
- Лесопромышленный холдинг “Тайга”.
Участников игры ожидает:
- реклама,
- разминка,
- игра “Третий лишний”,
- выбор варианта,
- работа с клиентами,
- гонка за лидером.
Результаты заносятся в таблицу. После завершения подводятся итоги.
II. Систематизация знаний и умений по пройденному материалу.
1. Разминка.
Первой отвечает та команда, капитан которой поднял первым название своей команды после совместно принятого решения.
1. Я задумала 2 числа. Нашла 1% каждого из них. Полученные числа оказались равны. Может ли такое быть?
2. Теперь вы задумайте дробь . Умножьте ее на 100. Найдите 1% полученного числа. Какое число вы задумали? Почему?
3. Число 210 увеличили на 100%. Сколько стало?
4. Число 120 увеличили на 50%. Сколько стало?
5. Сколько было, если после увеличения на 100% стало 120.
6. Сколько было , если после увеличения на 50% стало 150.
7. Сколько было, если после уменьшения на 10% стало 100.
8. Какой % составляет 18 от 100?
2. Гонка за лидером.
Работники банков, трестов и пароходства должны быть очень внимательны. В случае отсутствия этого качества им грозят большие неприятности.
Команда получает конверт с заданием и вместе отвечают.
Задание: Ответьте на вопрос. Верны ли утверждения?
Если верное, то поставьте знак “+”, если неверное то поставьте знак “-“ напротив утверждения.
Утверждение. | Знаки “+” или “-” |
1. Чтобы выразить число в % , надо его умножить на 100. | |
2. Число 12 это 120%. | |
3. Чтобы выразить проценты десятичной дробью, нужно число, стоящее перед знаком % умножить на 100. | |
4. 320% соответствует десятичная дробь 3,2. | |
5. Три четверти это 25%. | |
6. Увеличить в 2 раза – это значит увеличить на 100%. | |
7. Чтобы найти число по его проценту, надо это число разделить на соответствующую дробь. | |
8. Чтобы найти процент от числа, надо это число разделить на соответствующую дробь. | |
9. Чтобы узнать, сколько % одно число составляет от другого, надо первое число умножить на 100 и разделить на общее число. | |
10. 10 от 120 составляет 50%. |
3. Игра “Третий лишний”.
Какое из трех чисел лишнее? Указать карточкой с номерами 1; 2; 3. Количество балов равно количеству правильных ответов.
А) 0,24 ; 2 ; 1056. | Ответ: 2 |
Б) 16,03 ; 0,203 ; . | Ответ: 3 |
В) ;. | Ответ: 1. |
4. Физическая пауза.
Если равенство верное – хлопок над головой, если неверное – поклон (1 столбик) или приседание (2столбик).
0,87=87% | (+) | 57%=0,57 | (+) |
1,7=17% | (-) | 8%=80 | (-) |
2=20% | (-) | 240%=2,4 | (+) |
3,01=301% | (+) | 30%=0,3 | (+) |
1,1=110% | (+) | 482%=48,2 | (-) |
0,08=0,8% | (-) | 3%=300 | (-). |
5. Выбор варианта.
У вашего предприятия есть 2 варианта использования денег. Какой из вариантов вы выберете с выгодой для вашего предприятия.
Команды получают задания в конвертах и решают задачи.
У вашего предприятия есть 2 варианта использования денег.
1. Положить в банк на год 30 тысяч рублей под 8% годовых.
2. Положить в банк на год 40 тысяч рублей под 7% годовых.
Каким вариантом вы воспользуетесь?
Ответ: 2 вариант.
6. Реклама.
На этом этапе вы рекламируете свое предприятие хорошими правильными ответами.
По этим ответам все будут знать, какие специалисты работают на вашем предприятии.
Высоко квалифицированные или нет?
Задание: Определите тип задачи.
1. На клумбе посадили 36 луковиц тюльпанов, это 48% всех купленных луковиц. Сколько всего луковиц купили? ( 2 тип.)
2. Рабочий по плану должен изготовить 250 деталей, но он перевыполнил план на 12%.
Сколько деталей он сделал? (1 тип)
3. При обработке 80 т риса получили 60 т крупы. Найдите процент выхода крупы при обработке риса. (3 тип)
4. В классе 40 учащихся из них на 4 и 5 учатся 18 человек . Чему равен процент качества? (3 тип).
5. Рыбак поймал 14 лещей, что составляет 28% всего улова. Сколько всего рыб поймал рыбак? (2 тип)
6. Масса медвежонка составляет 15% массы белого медведя. Найдите массу медвежонка если белый медведь весит 120 кг. (1 тип).
7. Молоко содержит 6% сливок. Сколько потребуется молока, чтобы получить 12 кг сливок? (2 тип).
7. Работа с клиентами.
Команда получает конверт с заданием и вместе решают и отвечают.
1. В вашем торговом доме цены на фотоаппараты в течении месяца упали на 20%. Какую сумму вы должны взять с клиента, если в начале месяца они стоили 450 руб.
Решение: 450-(450*0,2)=360 руб
2. К вам в банк положили 70 тысяч рублей на 10% годовых. Какую сумму денег вы должны отдать через полгода?
Решение: 70000+(70000*0,1)/2=73500 руб.
III. Подведение итогов по таблице.
Этапы | Разминка | Гонка за лидером | Игра “3 лишний” | Выбор варианта | Реклама | Работа с клиентами | Итого |
“Рассвет” | |||||||
“Изба” | |||||||
“Лена” | |||||||
“Тайга” |
Возможные варианты.
1. Если в конце урока останется время, то можно предложить ребятам ответить на шуточные вопросы:
Голова Чиполино. (Луковица)
Сумма шальных мыслей Газманова. (Эскадрон)
Делимая часть неубитого медведя. (Шкура)
Просто добавь воды. (Инвайт)
Кошачий месяц. (Март)
Костяная часть Бабы-Яги. (Нога)
По телу бегают, а поймать нельзя. (Мурашки)
Плакучее дерево. (Ива)
Знаменитый мушкетёр, мечтающий стать бароном. (Портос)
Игра в бочонки. (Лото)
Звук издаваемый модой. (Писк)
Избушка для индейца. (Вигвам)
Козёл в детстве. (Козлёнок)
Мудрое время суток. (Утро)
Первая в жизни рубашка. (Распашонка)
Жена в день свадьбы. (Невеста)
Мать мужа. (Свекровь)
Сестра сына моей жены. (Дочь)
Игра с рыбой. (Домино)
Липовая обувь. (Лапти)
Она умирает последней. (Надежда)
Очень большое пирожное. (Торт)
Муж моей бабушки. (Дедушка)
Яйца с молоком в одной сковородке. (Омлет)
2. Если дети очень быстро справляются с работой, можно вставить исторический этап. Рассказать о происхождении слова “процент”, где впервые его начали использовать, что знак % произошел, как предполагают, благодаря опечатке, что обозначает слово “промилле” и его знак 0/00 .