Коррекция психоэмоционального напряжения у детей дошкольного возраста методом игровой терапии

Разделы: Работа с дошкольниками


Данная проблема актуальна для детей моей группы, т.к. было замечено – что у некоторых детей отмечались отклонения в эмоционально-волевой сфере в виде отвлекаемости, неусидчивости, элементов агрессии, тревожности. Мною была определена

Цель:

Понизить уровень психоэмоционального напряжения посредством метода игровой терапии.

Значимость работы, заключается в том, что в ней представлены:

  • Планирование психокоррекционных занятий с детьми старшего дошкольного возраста по нормализации психоэмоционального напряжения;
  • Занятия на снятие состояния эмоционального дискомфорта, развитие социальных эмоций;
  • Коррекция тревожности,
  • Формирование социального доверия;

Под эмоциями понимается переживание собственного состояния. Все эмоции можно распределить на две большие группы, т.е. приятные и неприятные. Эмоции играют важную роль в жизни детей. Они помогают ребенку приспособиться к той или иной ситуации. Эмоции ребенка - это “послание” окружающим его взрослым о его состоянии.

Дети 3-5 лет уже в состоянии распознавать свое внутреннее эмоциональное состояние, эмоциональное состояние сверстников и выразить свое отношение к ним, т.е. ребенок дошкольник отлично понимает, что его друг расстроен, обижен или испуган. Благодаря этому эмоции участвуют в формировании социальных взаимодействий и привязанностей.

Детские эмоции влияют и на будущее поведение человека. Эмоции способствуют также социальному и нравственному развитию, которое начинается с известных большинству родителей и воспитателей вопросов “Что такое хорошо? Что такое плохо?” эмоции являются источником радости и страдания, а жизнь без эмоций – как положительных, так и отрицательных – пресна и бесцветна.

Наблюдая за развитием ребенка нетрудно заметить: способность чувствовать возникает у него раньше, чем способность мыслить. У ребенка часто чувство, как правило, преобладает над разумом. И язык эмоций ребенку понятнее и ближе, чем язык рассуждений. Детские эмоции, помимо высокой восприимчивости, захватывают всю личность. Сильные эмоциональные переживания быстрее вызывают в ребенке стрессовое состояние, способствуют истощению нервной системы. Такое же травмирующее действие оказывает и быстрая смена эмоций, особенно положительных на отрицательные.

Таким образом, ребенок нуждается в эмоциональных переживаниях, и ограничивать его в этом – значит обеднять его жизнь, искажать его характер. Но с другой стороны, сильные переживания истощают, невротизируют ребенка. Его стремление к эмоциональным состояниям подобно влечению мотылька к огню, если вовремя не остановить, он может пострадать.

О сложности эмоционального мира детей и влияния на него взрослых писали А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, П.Я.Гальперин, Б.В.Зейгарник. Они полагали, что воспитателю необходимо не только увидеть сам факт эмоционального переживания ребенка, но и установить его причину. Это не простая задача, поскольку переживания могут оказаться беспредметными и немотивированными. Множество современных программ нацелены главным образом на развитие познавательных процессов (восприятию, внимания, памяти, мышления), но наряду с этим необходимо уделить внимание развитию умения общаться, понимать чувства других людей, сочувствовать им, адекватно реагировать в сложных ситуациях, находить выход из конфликта. В целом, научить детей умению управлять своими эмоциями.

1. Эмоциональные состояния ребенка-дошкольника

Психологи попытались определить и классифицировать эмоции. Оказалось, что люди различают шесть основных эмоций – радость, грусть, гнев, удивление и страх. Способность или умение правильно распознавать эмоциональные состояние другого человека – важный фактор в формировании отношений с людьми.

Эмоции выполняют оценочную роль, побуждают ребенка к деятельности, влияют на накопление и актуализацию его опыта.

При изучении эмоциональных явлений психологи разделяют их зависимости от того, какое место они занимают в регуляции поведения и деятельности.

К первой группе относятся настроения – более или менее длительные эмоциональные состояния, образующие исходный фон жизнедеятельности. Ко второй – чувства: устойчивы эмоциональные отношения к определенному человеку или предмету. К третьей – собственно эмоции, реализующие психическое отражение и состояние организма.

Наиболее острые и устойчивые отрицательные эмоции ребенок испытывает при негативном отношении к нему окружающих его людей, особенно воспитателя и сверстников.

Отрицательные эмоции, вызванные взаимоотношениями с окружающими, выступают в виде различных переживаний: разочарования, обиды, гнева, или страха. Они могут проявляться ярко и непосредственно в речи, мимике, позе, движениях или иначе – в особой избирательности действий, поступков, отношения к другим людям.

Известные детские психологи предлагают следующие типы детей в зависимости от их положения в группе сверстников. “Предпочитаемые” дети находятся в группе в атмосфере любви и поклонения. “Пренебрегаемые, изолированные” дети часто чувствуют по отношению к себе равнодушие сверстников или их снисходительность. Эмоциональное неблагополучие может приводить к психоэмоциональному напряжению и различным типам поведения.

Первый - это неуравновешенное, импульсивное поведение, характерное для быстро возбудимых детей. При возникновении конфликтов со сверстниками обиде. Негативные эмоции в этом случае могут быть вызваны как серьезными причинами, так и самыми незначительными. Второй тип поведения характеризуется устойчивым негативным отношением к общению. Обида, недовольство, неприязнь надолго задерживаются в памяти, но они более сдержаны, чем дети первого типа. Основной чертой поведения детей третьего типа является наличием у них многочисленных страхов. Следует отличать нормальные проявления страха у детей от страха как свидетельства эмоционального напряжения.

Страхи условно можно разделить на ситуационные и личностно обусловленные.

И в страхе, и в тревоге есть общий эмоциональный компонент в виде чувства волнения и беспокойства, т.е. в них отражается восприятие угрозы или отсутствие чувства безопасности.

Тревога - это состояние беспокойства в предчувствии реальной или воображаемой опасности. Наиболее часто тревога проявляется в ожидании, какого- либо события, которое трудно предугадать и которое может угрожать неприятными последствиями.

Воспитывающий – это помощник ребенка в его саморазвитии, это его мудрая опора, но не более и поэтому общение с ним должно осуществляться как сотрудничество и учитывать следующее:

Надо уважать в ребенке Человека со всем хорошим и плохим, что в нем есть.

Каждый ребенок неповторим и тем прекрасен

Необходимо работать с детьми так, чтобы каждый ребенок научился уважать и ценить себя.

Необходимо постоянно осуществлять психотерапевтический уход за детьми, т.е. заботиться о душевном равновесии каждого ребенка, о его настроениях, чувствах переживаниях.

2. Развитие эмоциональной сферы детей дошкольной группы

Работая с детьми не один год, общаясь с ними изо дня в день, я пришла к выводу: формирование “умных” эмоций и коррекцию недостатков эмоциональной сферы необходимо рассматривать в качестве одной из наиболее важных задач воспитания.

Чтобы работа носила целенаправленный, системный характер, решила определить, что брать за основу, на какие эмоции опираться. Одной из наиболее удобной для практической цели классификаций, является классификация К.Изарда. Она основана на фундаментальных эмоциях: интересе, радости, удивлении, горе, гневе, презрении, страхе, стыде, вине. Остальные эмоции рассматриваются как им производные. Этой классификации я и стала придерживаться в своей работе.

На первом этапе я провела с детьми диагностику направленную на изучение эмоционального реагирования, представлений об эмоциях.

В результате диагностики было установлено:

- у детей слабо развито эмоциональное реагирование;

- представления об эмоциях;

- дети практически не различают эмоциональные состояния.

В течение года проводила с детьми занятия, игры, способствующие воспитанию эмоций, развитию выразительности движений, навыков само расслабления.

Воплощение детьми различных ситуаций из жизни животных, их повадок; передача эмоциональных состояний сказочных персонажей помогли развитию эмоциональной экспрессии.

Для овладения эмоциональным словарем, формирования умения анализировать эмоции с помощью слов использовала художественную литературу и наглядные модели – серии картин, отражающих эпизоды сказок, рассказов.

При переходе в старшую группу у некоторых детей стали отмечаться нарушения психоэмоционального развития, такие как эмоциональная неустойчивость, враждебность, агрессивность, тревожность, что приводило к трудностям во взаимоотношениях с окружающими.

ситуации, зависит от его отрицательного эмоционального опыта в этой и подобных ситуациях.

Мною было отмечено, что из 23 человек списочного состава, 5 детей имели наиболее устойчивые проявления психоэмоционального напряжения, отмечалась эмоциональная неустойчивость, враждебность, тревожность. Данную группу детей я определила как “тревожную” и с целью подтверждения своих предположений решила вести за ними целенаправленное наблюдение и результаты фиксировать в таблице “Индивидуальные наблюдения за детьми в разные режимные моменты” Приложение № 1

С целью подтверждения наличия эмоционального напряжения и своевременной коррекции мною был проведен тест "Кактус" Приложение №2

Следующим этапом работы было проведение "Теста тревожности" (Р. Теммл, М. Дорки,

В.Амен), который также помог определить уровень тревожности у детей экспериментальной группы Приложение № 3

Проанализировав результаты обследования, пришла к выводу. Необходимо с детьми проводить целенаправленное развитие самоконтроля, произвольности эмоциональных переживаний, высших чувств, регуляции динамики эмоциональных процессов и также пришла к выводу, что данную работу необходимо проводить не только с детьми “тревожной группы”, но и с детьми всей группы, даже самых благополучных, т. к. данная работа способствует их своевременному психологическому созреванию, а также поможет решить ряд проблем дошкольного возраста, в том числе трудности принятия на себя новых социальных ролей в связи с переходом из детского сада в школу.

Работу по эмоциональному развитию детей старшей группы решила строить с учетом следующих положений:

Системность организации психики ребенка, из которой следует, что развитие эмоциональной сферы возможно путем воздействия на другие психические процессы (ощущение, мышление, воображение и др.) и их регуляция.

Опора на возрастные возможности и сензитивные периоды дошкольного детства. Учет интересов детей определяемых их возрастом.

Поэтапность проводимой коррекционной работы.

Изучив литературу по данной проблеме, я установила: наиболее эффективным методом развития эмоций у детей, является игровая терапия, и решила применить ее в своей работе, т.к. игра естественно вписывается в жизнь детей и на правах ведущей деятельности способна осуществлять позитивные изменения в эмоциональной сфере ребенка, формируют новые формы поведения. Игротерапия не меняет и не переделывает ребенка, не учит его специальным поведенческим навыкам, а просто дает возможность прожить в игре ситуации, которые пугают, волнуют ребенка, при этом он чувствует полную поддержку, внимание взрослого. Игры строятся на материале, близком и понятном детям, связанном с актуальными для них проблемами.

Преимущество метода игротерапии в том, что она не требует специального помещения, оборудования и подготовки. Игровая терапия органично включается в режим дня. Работать по данной методике могут рядовые воспитатели, т. к. главное для достижения результатов не психологические знания, а умение тонко чувствовать состояние ребенка и разговаривать с ним на одном языке. А это является главным в работе каждого воспитателя.

3. Использование метода игровой терапии в эмоциональном развитии детей старшей группы

Работу решила осуществлять через весь педагогический процесс, применяя различные формы организации детской деятельности:

- Специально планируемые игры – занятия, которые носят развивающий характер:

- “Знакомство”, - “ Мое имя”, “Я люблю”, “ Настроение”, “Наши страхи”…

- Игры и упражнения, организуемые воспитателем во второй половине дня:

“Угадай, кого не стало”, “Возьми и передай”, “Солнечные зайчики”, “Разыщи радость”… Приложение №4

Они обычно направлены на освоение того содержания, приемов деятельности, которые имели место на предшествующих занятиях и недостаточно освоены детьми, когда требуется дополнительное практикование.

- Повседневная детская деятельность: бытовая, игровая, трудовая, которая обогащает культуру общения детей посредством подключения эмоций.

- Организация режима жизнедеятельности детей.

Дальнейшая работа с детьми была организована 2 блоками

Задачи. Корректировать поведение с помощью игровой терапии, формировать адекватные формы поведения; учить осознавать свое поведение; работать над выразительностью движений; регулировать поведение в коллективе. Помочь детям справиться с психоэмоциональным напряжением, которое препятствует их общению со сверстниками.

Блок №1

Задачи: Снизить психоэмоциональное напряжение, создать положительное эмоциональное настроение и атмосферу принятия каждого; развивать способности понимать эмоциональное состояние другого и умение выразить свое; обучить приемам ауторелаксации

Блок № 2

Коррекция тревожности. Формирование социального доверия. Приложение №5

Задачи: Помочь в преодолении негативных переживаний и снятие страхов; уменьшить тревожность; воспитать уверенность в себе; снизить психоэмоциональное напряжение.

Кроме специализированной работы в соответствии с планом для психомышечной тренировки в группе проводятся минутки релаксации с использованием музыкального сопровождения “Звуки леса”, “Шум моря”, т.к. музыка способна уравновесить нервную систему ребенка – успокоить чрезмерно возбужденного и растормошить вялого, способствует развитию умения слушать и слышать, фантазии, воображения. Также использовала в работе классические произведения из серии “Малыш и классика”, параллельно решала еще и задачи эстетического развития детей.

После проведенной работы вновь провела обследование эмоционального развития детей. В результате проделанной работы увидела, что:

- Дети практически научились управлять своим поведением;

- стали легче переносить запреты:

- стали более гибкими в общении и менее застенчивыми;

- выражают гнев более “пристойными” способами;

- стали лучше понимать себя и других.