Музыкальная гостиная по предмету "Музыка" с использованием информационно-коммуникационных технологий по теме: "Не допев куплета…"

Разделы: Музыка, МХК и ИЗО


Цель: Раскрыть значение творчества нашего современника, гражданина своей страны – И.В.Талькова, силу воздействия его творчества на человека

Задачи:

Образовательные:

- познакомить учащихся с жизнью и творчеством И.В.Талькова – поэта, композитора, музыканта

Развивающие:

- способствовать формированию слушательской культуры, духовного мира учащихся

Воспитательные:

- осуществление задач нравственного и патриотического воспитания: формировать в детях понятия исторической памяти, долга, чести, совести; национальное самосознание, гордость за свой народ, свою Родину
- воспитывать музыкальный вкус на лучших образцах современной музыкальной культуры и накопление багажа музыкальных впечатлений
- активизировать интерес учащихся к изучению предмета

Оборудование:

- компьютер
- мультимедийный проектор, экран
- музыкальный центр

Программное обеспечение:

- компьютерная презентация «Не допев куплета…»

Музыкальная гостиная «Не допев куплета…» проводится для учащихся 8-11-х классов. Мероприятие проводят 5 человек: два ведущих, корреспондент, современник, ученик в роли главного персонажа – И.В.Талькова. Гостиная сопровождается фонограммами песен, компьютерной презентацией.

Содержание:

1. Вступительное слово учителя
2. Знакомство с биографией И.В.Талькова
3. Представление творчества певца:

- произведения социальной тематики
- лирические композиции

4. Заключительная часть

Презентация.

Вступление: вступительное слово учителя (фоном звучит песня «Чистые пруды», на экране демонстрируется компьютерная презентация, Слайд №2)

В-1: Все великое видится на расстоянии. Время, как сито, сквозь которое проходит все незначительное и мелкое, и остается суть - голая и неприкрытая правда человека. С одной стороны - горечь от утраты и потери незаурядной личности. Но с другой стороны, открывается возможность общения с душой поэта…душа к душе…без посредников, напрямую.

И вот предстал ты перед Богом,
Князь Игорь – песни русской князь.
За нашу Родину молясь,
Ему поведаешь о многом.
Не защитил тебя народ,
Ни подвиг русского солдата.
Высок был в душах твой полет,
И место в сердце было свято.
Тебя уж нет, а те – вдали,
Кто отвести мог путь картечи.
«С тобой нам было чуть полегче», -
Сказал и бросил ком земли.
Прощаемся. Господь с тобой!
Задрапирован свет России,
Кромешной безысходной тьмой.
Молитесь об убитом сыне…

В-2:Прошло уже 15 лет, как его нет с нами. Но мы не чувствуем пустоты, которая часто образуется после смерти человека, мы вновь и вновь обращаемся к его песням, мыслям, черпаем душевные силы и просим совета и помощи. Поэтому мы говорим: «Здравствуй, Игорь».

В-1:Человек и время неразделимы. Он может идти и впереди своего времени, но не ощущать эту связь не возможно. Игорь ушел далеко вперед, но через свои песни, как нитью связавшими его с нашим миром, он пытался приблизить нас к пониманию того, к чему пришел сам.

И.Тальков: Земля прожила около 5 млрд. лет, 4млрд. 570 лет из которых без человека. Это средний возраст Земли. Энергетического питания хватит Земле на 10 млрд. лет. Если перевести этот средний возраст на возраст человека, то получается где-то 33 года. Значит планета находится в расцвете сил, в возрасте Христа и переживает критический момент- свою Голгофу. Так что - же? Выходит, Всесильный космический разум – Бог – позволит какой-то горстке служителей Сил Зла уничтожить молодую планету?!

Черная бездна…Звездная пыль…
Холодом дышит вечность,
Переплетая сказку и быль,
Миг и бесконечность,
Кто-то когда-то задал маршрут,
Не объяснив секрета,
И совершает неведомый путь
Маленькая планета.
Крутится – вертится шар голубой
Нас на груди качая.
Крутится – вертится не для того,
Чтоб все начинать сначала.
В окружении стаи вездесущих ракет
Так нелегко вращаться,
Все – таки 5 млрд. лет
Отдано цивилизации!!!
На полюсах все сильнее дрожа,
Движется бедолага,
Тщетно пытаясь нас удержать
От рокового шага.
Мелкою дрожью на полюсах
Дает себя знать усталость,
И застывает вопрос на устах:
А сколько еще осталось?!

(Слайд № 3)

В-2:Для каждого русского поэта судьба России была личной болью. Он обращался в прошлое и пытался заглянуть в будущее, чтобы найти ответы на вопросы, стоящие перед его современниками. Игорь с самого детства увлекался историей и особенно его интересовала история России. Даже дома у него хранились редкие исторические документы, подлинники, опираясь на которые он шел к пониманию происходящего с нами, с Россией. И может быть, поэтому тема России стала основной и ведущей в его творчестве. Накопленный годами материал вылился в песни: «Господа демократы», «Бывший подъесаул», «Родина моя», «Россия». Он не просто артист, не просто поэт-музыкант, а человек горячо, до безумия любящий Родину и вся его недолгая жизнь была песней о ней и для нее что бы и где бы он не пел.

(звучит песня «Россия», демонстрируется презентация далее (Слайды с № 4 по № 14) на фоне вступления к песне идет текст:

В-1: Это была главная песня Игоря и, конечно, потому, что она называлась «Россия» и еще потому, что с нее началась та короткая счастливая жизнь, продолжавшаяся около 2-х лет. Мне вспоминаются слова Ивана Бунина о Киевской Руси, которые можно отнести к творческому взлету Игоря, так безжалостно прерванному. Не буквально, но звучит это так: «Когда представляешь себе что остановили Татары, хочется кататься по земле и выть…»

Далее песня «Россия» звучит до конца)

В-1: Первая песня, которая сделала известным Игоря Талькова и привлекла наше к нему внимание, стала песня «Чистые пруды». Она сыграла в судьбе Игоря двойную роль. С одной стороны, его узнали и полюбили, с другой - его хотели видеть лишь в образе «белого чистопрудного лебедя с аккордеоном» и ожидали от него лишь лирики.

( Слайд №15)

В-2: В августе 1988 года программа «Взгляд» пригласила Игоря принять участие в концертах «Взгляд» представляет», проводимых во Дворце спорта в Лужниках. Он был очень обрадован: «Наконец-то! Хоть одна передача осмелилась показать мои социальные песни». Ночь не спал, счастливый «прилетел» на дневную репетицию в Лужники, его отсмотрели, и на вопрос Игоря каким номером будет выступать, и сколько песен дозволено будет спеть вечером, Любимов ответил молчанием. Игорь приехал вечером во Дворец спорта, посмотрел список выступающих, увидел свою фамилию, а напротив было дописано от руки: « Только одна песня и только «Примерный мальчик». Перед выходом Игоря на сцену, к нему в гримерную вбежал администратор и напомнил: «Игорь, ты все понял? Только одну песню и только «Примерный мальчик», хотя днем на просмотре Тальков исполнял и «Кремлевскую стену», и «Враг народа», и «Россию». Определив для себя однозначно репертуар, он шел на сцену, точно зная, что будет петь. Выходя на подмостки Игорь обернулся на оклик Влада Листьева: «Ну что, Игорек, сейчас повеселимся?!» «Повеселитесь, просто обхохочетесь» - ответил он. Вышел и выдал по полной программе. На сцене за столом заседала «святая комсомольская троица» - Листьев, Захаров, Любимов. С ужасом они наблюдали за тем, что происходило на сцене и в зале. Публика ликовала, не отпускала, несмотря на неоднократные попытки «взглядовцев» прервать выступление. Люди кричали: «Еще!», комсомольцы кричали: «Хватит!»

(Слайд № 16)

В-1:После выступления Игорь уехал домой, а в третьем часу ночи раздался телефонный звонок. Звонил его администратор: «Игорь, тут такое творилось, Листьев, Любимов и Захаров бегали друг за другом, ища виноватого в случившемся. Кто-то из них сказал, что теперь их поснимают с работы, а передачу закроют, что песни у тебя «запредельные». Листьев сказал, что теперь ты придешь на «Взгляд» только через его труп.

(Звучит песня «Метаморфоза», Слайд № 17)

В-2:Однажды в г. Минске во время гастролей, посвященных памяти погибших в чернобыльской катастрофе, после одного из концертов к Игорю подошел журналист и задал вопрос: «Почему сегодня Вы пели песни только политического содержания? Разве проблемы экологии Вас не волнуют?» На что Игорь ответил: «Волнуют, именно поэтому я и пою о политике». Игорь убежден в том, что если бы страной, на территории которой произошла чернобыльская трагедия, правили Люди, взрыва бы не произошло.

В-1:Природа объявила нам войну, и правильно сделала! Еще древние предупреждали: «Живите в согласии с природой, а не подчиняйте ее себе», поэтому нет ничего глупее изречения: «Человек- хозяин природы».

В-2:В 1987 г. Игорь уже не пел песню «Чистые пруды», хотя она стала популярна, а вместо нее пел «Чистые пруды-2». Текст этой песни достаточно понятно объясняет отношение Талькова к взаимосвязи политики и экологии. Одной из наиболее известных и любимых слушателями песен Талькова стала в те годы песня «Глобус». Надо сказать, что она не потеряла своей актуальности и злободневности до сих пор.

( Звучит песня «Глобус», Слайд № 18, 19)

В-1: Отец Игоря – Владимир Максимович – потомок русского офицера, по образованию педагог, коренной москвич, был репрессирован. Мать – Ольга Юльевна – из поволжских немцев, в 18 лет была сослана в Сибирь. Там, в Сибири они и познакомились в местечке Орлово – Розово. И.В.Тальков родился 4.11.1956г. в 7 км. от Ясной Поляны г. Щекино Тульской области.

(Слайд № 20,21,22)

В-2: Детство его было счастливым, несмотря на то, что жили они бедно, в бараках, на окраине провинциального городка. Родители старались, чтобы они с братом не ощущали себя обделенными, и делали все для того, чтобы у них были те же самые игрушки, какие имели их сверстники, хотя часто им – папе и маме приходилось отказывать себе в лишнем куске хлеба. Об этом Игорь узнал много позже. Жили они очень дружно. Очень весело отмечали праздники, особенно его любимый Новый год. Отец хранил в тайне свое 12- ти летнее прибывание в сталинских лагерях и запрещал об этом говорить маме. Дети играли на поляне в футбол. За сараем, в зарослях репейника строили шалаши. Играли в рыцарей, в гражданскую войну. Игорь почему-то тогда еще ничего не зная и не понимая, всегда хотел быть белогвардейцем. Зимой играли в хоккей, катались с горки на санках, лепили снежные крепости, играли в царь – гору.

И.Тальков: Однажды, будучи у своего друга детства Лени Журавлева в деревне в Орловской области, я заблудился в лесу и забрел в трясину. Мне было 12 лет. Темнело. Я прыгал с кочки на кочку, хватаясь за мокрые сучья кустарника, пока не угодил по пояс в жидкую грязь. Не ощутив твердой почвы под ногами, я понял, что эта грязь, в конце концов засосет. Тогда я впервые, бессознательно, стал молиться и просить Бога сохранить мне жизнь. Через некоторое время луна осветила тропинку, ведущую от кустарника, мокрые сучья которого служили мне последней соломинкой, в лес. Я понял, что спасен. Вытянув себя из последних сил на эту тропинку, я благополучно добрался до суши, услышал мычанье коров и пошел на эти звуки. С тех пор я стал верить в Бога. До 23-24 лет бессознательно. После – осознано.

В-1: Из интервью с И.Тальковым:

Корреспондент: Известность, популярность, а до этого годы депрессии, непонимания и вот пришло признание, пришел успех, и все же 33 года – возраст распятого Христа, какой он для Игоря?

И.Тальков: Это очень сложный год, пожалуй, сложнее не было. Пришел успех, но слишком много выпало на мою долю в этом году испытаний. 33 года – это рубеж, и от того, как перейдешь этот рубеж, зависит то, как будешь жить дальше.

Корреспондент: Вы на сцене осеняете себя крестным знамением. Почему Вы это делаете?

И.Тальков: Крест – это символ и знамение имеет определенное значение. Я не делаю из этого культа. Я не хожу в церковь, не соблюдаю постов. Самое главное - верить. Бога надо носить в душе. Наша совесть – это и есть частичка Бога в нас.

Современник:

Благодаренье Богу и хвала,
Что у России есть сыны такие,
Что не скудеет наша русская земля
И что взошло на небосклоне Ваше имя.
Так дай Вам Бог и в возрасте Христа
Коснувшись Чаши, миновать Креста.

(Слайд № 23)

И.Тальков: В 1988 г. рано утром после ночной работы я гулял в районе Коломенского, и, находясь на территории деревни Дьяково Городище, увидел лежащий на земле крест недалеко от полуразрушенного Храма Усекновения главы Иоанна Предтечи. Он, видимо, был сброшен с купола церкви, т.к. был изувечен и погнут у основания, наверное, от удара о землю. На несчастном, изуродованном кресте уже оставили свои «автографы» «Петя и Ваня» в виде «иксов» и «игреков», но от этого он не перестал быть символом Бога Живого. У меня сжалось сердце при виде подобного кощунства, и я решил отнести крест к себе домой. Возможности сделать это немедленно не было, поскольку крест был огромен, и человека обладающего подобной ношей, ротозеи могли принять за вора. В поисках потайного места я вошел внутрь Храма Иоанна Предтечи, двери которого были распахнуты настежь. Хаос в храме потряс меня: пол был загажен, и у заплесневелых стен явно вырисовывались следы его «прихожан» в виде консервных банок, пустых бутылок и остатков кильки в томатном соусе. Божья обитель служила притоном для местных алкоголиков. Оставить там крест было бы святотатством, и мне пришлось искать другое место. Я набрел на заброшенную монашескую келью и положил в нее крест, решив вернуться за ним ночью. Вернулся вместе с другом. В кромешной тьме, когда мы на ощупь стали пробираться к келье, раздался треск, и что-то тяжелое, просвистев над моим ухом, ударило друга по голове. Как потом выяснилось, створка двери сорвалась с петель. Дико закричав – больше от испуга, чем от удара, - мой спутник метнулся к выходу. Забрав крест мы вернулись домой. С тех пор он является не только священным символом, но и «термометром» отношения ко мне людей. Теперь ясно, что это была не просто находка. Это был мой, мой крест! Недаром я нес его на себе два километра по темному ночному пути от места его поругания под крышу своего дома, вернув ему прежнюю святость омовением святой водой. Тогда я подумал: возможно, крест был послан мне в защиту от лжедрузей и предателей.

(со слов «деревни Дьяково Городище» фоном звучит песня «Родина моя», далее усилить звучание после окончания монолога Талькова)

В-2: Любовь – это принцип существования всего сущего на земле. Ради нее и во имя ее рушатся и возрождаются государства, системы, миры, совершаются войны, люди становятся либо отпетыми негодяями, либо святыми. А.С.Пушкин устами одного из своих героев изрек: «Сладостное внимание женщин – почти единственная цель наших усилий». Игорь говорит: «Зрителей, приходящих на мои концерты, удивляет сочетание несочитаемого в моем творчестве: мягкие лирические песни о любви звучат на фоне резких политических композиций. Хочу объяснить: и те, и другие – суть, компоненты моей души».

(Слайд № 24)

И.Тальков: Любовь – это стимул жизни, вечный поиск, единственная возможность роста и совершенствования. Мне 34 года, 30 из которых я нахожусь в поиске. Впервые я влюбился в 4 года…Она была старше меня лет на 20 или 30, точно не знаю. Целыми днями я ползал по траве и лазил по кустам, соблюдая все правила маскировки, следя за предметом своей любви. А предмет, не подозревая об этом, был окружен большими красивыми дядями. «Мне не светит», - думал я, но, однажды, решившись, выскочил из кустов и резко объяснился…С тех пор стараюсь не объясняться! Надо мной посмеялись и отправили спать. Так закончился мой первый серьезный роман, но…начался поиск. Порой мне казалось, что я нашел: «Скажи, откуда ты взялась, моя нечаянная радость?» - но время все расставляло по своим местам, и я отправлялся дальше по пути вечного поиска. Нет ничего горше и больнее разочарования, и раны, которые оно оставляет в душе, сочатся пожизненно. Мои песни о любви выполняли и продолжают выполнять функцию врача – анестезиолога, частично вбирая в себя душевную боль. Может быть, по этому они у меня такие грустные. Люди, наделенные способностью влюбляться, как правило, фантазеры. Влюбленность – это еще далеко не любовь, хотя нам очень хочется считать ее любовью. Мы начинаем надеяться, наделять тех, кто затронул струны нашей души, качествами, не присущими им. И когда чаша несоответствия переполняется, наступает пустота, вакуум, который ничем не заполнить. В такие минуты хочется уйти от мира, от себя, а порой и из жизни.

(Звучит песня «Летний дождь» фоном со слов « Порой мне казалось, что я нашел…»)

В-1:Но время лечит и вразумляет, мы теряем, опять находим и снова теряем, поддаемся власти воображения и вновь разочаровываемся.

И.Тальков: Рядом со мной женщина, которая роднее и ближе мне всех когда-либо окружавших и окружающих меня. Она не похожа ни на одну из придуманных мною, но она достойна большой и настоящей любви. Порой мне кажется: то, что я искал за горизонтом, всегда было рядом, только я этого не замечал. Утешаюсь одним: наших отношений никогда не касался обман.

(Далее песня «Летний дождь» звучит до конца.)

В-1:Игорь Тальков вышел на сцену не юнцом, которых много сейчас на эстраде, а в более зрелом возрасте, когда многие другие исполнители уже купаются в лучах славы. Он же в 30 лет был никому не известен и работал в группе «Электроклуб», был вынужден петь песни не собственного сочинения, а композитора Тухманова, который писал для этой группы. Когда же Игорь хотел выступить с собственной песней на концерте, ему был сделан намек: либо петь песни Тухманова, либо покинуть группу и Игорь выбрал второе. Он создал коллектив единомышленников – группу «Спасательный круг» не спроста дав ей такое название. Его спасательным кругом в океане жизни была работа, сцена, и именно поэтому так Игорь назвал свое детище.

(Звучит песня «Спасательный круг», Слайд №25)

В-2: Его знала вся страна. Может быть, впервые за многие годы, если не десятилетия, мы услышали с эстрады голос честного, любящего свою Родину человека. Услышали песни, несущие слово правды. Может именно поэтому 6.10.1991 года примерно в 16:30 в спортивно – концертном зале «Юбилейный» в Санкт-Петербурге прогремели выстрелы, оборвавшие жизнь Талькова. Можно сказать, что прогремели они на всю страну. Десятки тысяч гневных писем и телеграмм с требованиями справедливого расследования дела и наказания убийцы полетели в прокуратуру, в редакции газет, радио, телевидения и лично президенту России Б.Н.Ельцину.

(Слайд № 26,27)

Современник: Как же ты чувствовал нас всех, Игорь Тальков, как мучился от нашей боли. За это сострадание отметил тебя Господь и избавил от подлого страха. И помог найти пронзительные слова и живую музыку. Услышав твою «Россию», миллионы из нас замерли и …опять засуетились в теплом, но мертвом болоте повседневности. Почему не нашли сил и времени близкие тебе по духу для того, чтобы поддержать и защитить тебя? Что еще хотел ты сказать нам бросившись с простреленным сердцем к микрофону? Спасибо тебе, Игорь. А мы пока еще здесь постараемся быть лучше и чище, читая и перечитывая твои живые стихи.

(Слайд №28,29)

Не стреляйте у зеркала в сердце,
Пусть он видит себя и других,
Для которых и вам, иноверцам,
Посвящал он последний свой стих…
Не стреляйте у зеркала в сердце.
Пропустите на сцену его –
Он обязан явиться к народу,
У которого нет ничего,
Кроме права на жизнь и свободу…
Пропустите на сцену его.
Он шагнет, обреченный на правду
От кулисы в кромешную тьму,
И тот шаг будет смертью оправдан,
Совершенно не нужной ему.
Он шагнет обреченный на правду…
Выстрел грянет и в голос, и в смех,
И в Россию, как в синюю птицу,
В честь и в совесть его, и у всех
Будут в страхе корежиться лица.
Выстрел грянет и в голос, и в смех…
Кто-то всхлипнул, чуть скрипнули двери,
Дали занавес… Выключен свет…
Все застыли, молчат и не верят,
Что поэта у Родины нет.
Кто-то всхлипнул, чуть скрипнули двери…
Вот и все, и не стало его.
Он не явится больше к народу
У которого нет ничего,
Кроме права на жизнь и свободу
Вот и все… и не стало его…

В-2: Как-то раз скульптор Вячеслав Клыков, разглядывая цветную фотографию Игоря Талькова, долго смотрел на нее и потом сказал: «Если кто-то решится делать фильм о Пушкине, вот человек на эту роль. Посмотри, совершенно одно лицо! - особенно в профиль. Вот кто мог бы сыграть роль Пушкина.

В-1: Слова эти оказались пророческими: Игорь Тальков сыграл роль А.С.Пушкина – и голос его неподкупный теперь уже навсегда стал голосом русского народа. За это его и убил какой-то новый Дантес. А режиссер… режиссер конечно же нашелся.

В-2: Судьба многих настоящих поэтов, не зависимо от места и времени, одинакова. И Игорь Тальков, чувствуя эту связь, пишет песню, посвященную памяти В.Цоя о судьбе поэта, о сути его жизни и творчества. И она в полной мере отражает путь самого Игоря Талькова. Она звучит так, что хочется зажечь свечу и держать ее в ладонях и пусть плачет воск о том, кто уже никогда не поднимется на эту сцену, но останется с нами навсегда в памяти нашей, в наших сердцах.

(Звучит песня «Памяти В.Цоя», Слайд №30, на фоне звучания песни все участники гостиной с зажженными свечами идут к зрителям и зажигают от своих свечей свечи гостей.)